Петергоф. Сокровища российской императрицы

Петергоф. Сокровища российской императрицы

in Новости музеев 3680 views

Выставка «Петергоф. Сокровища рос­сий­ской им­пе­рат­ри­цы», от­кры­ваю­щая­ся в ГИМ 18 ок­тяб­ря с.г. по­свя­ще­на поэ­ти­чес­кому и за­га­доч­но­му об­ра­зу им­пе­рат­ри­цы Алек­санд­ры Фё­до­ров­ны, прус­ской прин­цес­сы, став­шей су­пру­гой им­пе­ра­то­ра Николая I. 

Вопреки известному утверждению, счастливо жениться по любви русским монархам всё же удавалось: чувственная история взаимоотношений самой красивой пары Европы рассказана через уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, трогательные семейные реликвии, личные вещи членов царской семьи, художественные произведения из Петергофской императорской резиденции.

Уменьшенная копия коронационного портрета императрицы Александры Фёдоровны работы Джорджа Доу. Голике В. А. Российская империя. 1830 г. Холст, масло. ГИМ
Уменьшенная копия коронационного портрета императрицы Александры Фёдоровны работы Джорджа Доу. Голике В. А. Российская империя. 1830 г. Холст, масло. ГИМ

«Долгожданный показ в Москве коллекции произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII – XIX вв. из Петергофской императорской резиденции, несомненно, будет интересен любителям истории и ценителям классического европейского искусства. Выставка рассказывает о семье императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, истории их любви и домашних традициях. Часть этих добрых традиций венценосного семейства, как например, устраивать детские рождественские елки и дарить подарки, стали частью и нашей жизни. Посетив выставку, вы словно пройдете по тенистым аллеям парка «Александрия», вдохновитесь романтикой «маленькой Италии», и, конечно, почувствуете душевное тепло, сохранившееся в восхитительных произведениях искусства», — отмечает Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного исторического музея.

  • Кубок Потсдамский с крышкой. Й.-Г. Хоссауэр по эскизу К.-Ф. Шинкеля. Германия. 1830 г. Серебро; чеканка, резьба, эмаль, роспись. ГМЗ «Петергоф»
  • Ветвь с розами. Й.-Г. Хоссауэр. Германия. 1852 г. Серебро; золочение, эмаль, гравировка. ГМЗ «Петергоф»
  • Складень. Западная Европа. 1830-е — 1840-е гг. Серебро, латунь, бархат, сукно; штамп, резьба, чеканка, золочение. ГМЗ «Петергоф»

«Петергоф – всемирно известная парадная резиденция русских императоров, знаменитая фонтанами, шутихами, каскадами, барочно изысканными дворцами. Гораздо менее популярна Александрия. Романтичный парк, связанный с судьбами четырёх поколений Романовых – от Николая I к Николаю II. Огромной романтический парк, выходящий к морю, уютные, камерные дачи-дворцы. Эмоциональный контраст пафосному, золоченому Петергофу. При этом Александрия — комплекс, сохранявший большое количество подлинных, мемориальных вещей династии, а вместе с ним особый дух царской семьи, жившей в атмосфере доверия и взаимности. Петергоф многие годы объединяет с Историческим музеем доброе партнёрство. Мы часто участвовали в выставочных проектах, связаны научными и профессиональными контактами. И вот впервые столь масштабный вояж комплекса вещей, более 400 предметов, связанных с семейной историей Николая Павловича и Александры Федоровны, в стены главного исторического музея страны, навстречу требовательной московской публике», — говорит Роман Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф».

Кубки. Швеция. 1698 - 1700 гг. Серебро, гранаты; литье, золочение, филигрань, зернь. ГМЗ «Петергоф»
Кубки. Швеция. 1698 — 1700 гг. Серебро, гранаты; литье, золочение, филигрань, зернь. ГМЗ «Петергоф»

Принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, будущая российская императрица, родилась 1 июля 1798 г. в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. В детстве маленькая Шарлотта любила гулять в саду, благоухающем розами. Юную мечтательницу самые близкие называли «Blanche fleur» (Белая роза), по имени героини популярного в то время рыцарского романа «Волшебное кольцо». Образ прекрасной принцессы Александра Фёдоровна пронесла через всю жизнь, сохраняя при этом духовную стойкость и силу характера, а роза, как истинно королевский цветок, стала её талисманом.

Статуэтка «Императрица Александра Фёдоровна на параде 14 сентября 1835 года при больших русско-прусских маневрах в Калише». Г. Блэзер, А. Конаржевский. Германия. 1836 - 1838 гг. Бронза, дерево; литье, чеканка, серебрение, патинирование. ГИМ
Статуэтка «Императрица Александра Фёдоровна на параде 14 сентября 1835 года при больших русско-прусских маневрах в Калише». Г. Блэзер, А. Конаржевский. Германия. 1836 — 1838 гг. Бронза, дерево; литье, чеканка, серебрение, патинирование. ГИМ

В политической жизни страны Александра Фёдоровна не оставила заметного следа. Она не стремилась занять престол, не вмешивалась в государственные дела и, по её собственному признанию, на троне оставалась только «подругой» своего царственного мужа. В то же время, олицетворяя монархическую власть, она во многом определяла ценностные ориентиры подданных. На протяжении многих лет императрица возглавляла управление женскими воспитательными и образовательными учреждениями и тратила больше двух третей своих личных средств на оказание помощи нуждающимся, пожертвования и пособия разным организациям и обществам. Любящая и любимая жена, мать семерых детей Александра Фёдоровна утверждала традиционные ценности и подавала современникам пример идеальных семейных отношений. Выбирая изделия отечественных фабрикантов для убранства своих покоев в зимних и летних резиденциях, императрица поощряла развитие русской художественной промышленности. В экспозиции выставки представлена коллекция произведений искусства, собранная императрицей, с особым вниманием относившейся к работам русских художников (пейзажи О.А. Кипренского, И.А. Айвазовского, жанровый портрет кисти любимого ученика К.П. Брюллова — Ф.А. Моллера).

Выставка, объединившая более 400 памятников из собраний Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Исторического музея, так или иначе связанных с именем Александры Фёдоровны, даёт возможность «прикоснуться» к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы.

Ларец крещальный. Петергофская гранильная фабрика (?). Российская империя. 1817-1818 гг. Бронза, серебро, камни полудрагоценные, камни поделочные; золочение, чеканка, резьба по камню, огранка, полировка. ГМЗ «Петергоф»
Ларец крещальный. Петергофская гранильная фабрика (?). Российская империя. 1817-1818 гг. Бронза, серебро, камни полудрагоценные, камни поделочные; золочение, чеканка, резьба по камню, огранка, полировка. ГМЗ «Петергоф»

В экспозиции представлены вещи, окружавшие императрицу в их с Николаем I любимой летней резиденции – Петергофе. По воле Николая I в 1820–1840-х гг. здесь был создан дворцово-парковый ансамбль, посвященный любимой супруге, – Александрия с небольшим уютным дворцом «Коттедж». Это место воспринималось царствовавшей четой не только как декорация для проведения официальных торжествен­ных церемоний, но и как семейная дача, где всё устроено согласно их личному вкусу и желаниям, где реализованы мечты, морально-этические и художественные идеи венце­носных владельцев. Различные предметы обстановки этих дворцов и павильонов, личные вещи госуда­рыни отражают вкус, историко-культурные интересы, ценностные приоритеты Алексан­дры Фёдоровны, позволяют понять, что для нее являлось истинным сокровищем.

Государственный исторический музей

Москва, Площадь Революции, 2/3

18 октября 2023 г. – 12 февраля 2024 г.

Пресс-служба ГИМ
2.10.2023


17.10.2023

Выставка «Петергоф. Сокровища рос­сий­ской им­пе­рат­ри­цы» от­кры­вается в Государственном историческом музее 18 ок­тяб­ря. Сегодня удалось посетить залы, готовящиеся к приёму зрителей, где можно убедиться, что выставка будет интересной. Сюжет выставки построен от личностей императора Николая Первого и императрицы Александры Фёдоровны.

Наверное было бы важно организовать потом школьников в надежде, что кто-то из них заинтересуется и, в недалёком будущем, продолжит работу в области истории и музеологии.

Посещая выставку «Петергоф. Сокровища рос­сий­ской им­пе­рат­ри­цы» следует помнить, что некоторые предметы из Петергофа можно в эти же дни увидеть на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» в Музеях Московского Кремля. Это, например, предметы из собственного фарфорового и стеклянного сервиза дворца «Коттедж» дачи «Александрия», украшенные синими гербами Александрии, а также наградные знаки «Ордена Розы», выполненные по эскизу императрицы Александры Фёдоровны.

И, конечно, увидеть в Москве Петергоф — редкая удача, не воспользоваться случаем будет большой ошибкой. Всем рекомендуем зайти на выставочные площади ГИМ в бывшем музее Ленина.

Алексей Константинович Левыкин, директор Государственного исторического музея
Алексей Константинович Левыкин, директор Государственного исторического музея

Петергоф. Сокровища российской императрицы

Алексей Сидельников, главный редактор журнала "Коллекция"
Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»
Материал подготовил Алексей Сидельников

Государственный исторический музей

Москва, Площадь Революции, 2/3

18 октября 2023 г. – 12 февраля 2024 г.

Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата

Записки ювелира. Бриллиантовая история

Алексей Левыкин. ГИМ 150 лет

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Формы и образы. Стекло

Формы и образы. Стекло

В выставочных залах РОСИЗО стар­тует вы­став­ка «Фор­мы и об­ра­зы. Стек­ло», от­кры­ваю­щая се­рию вы­ста­воч­ных и куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских ме­ро­прия­тий в рам­ках
Перейти К началу страницы