Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы», открывающаяся в ГИМ 18 октября с.г. посвящена поэтическому и загадочному образу императрицы Александры Фёдоровны, прусской принцессы, ставшей супругой императора Николая I.
Вопреки известному утверждению, счастливо жениться по любви русским монархам всё же удавалось: чувственная история взаимоотношений самой красивой пары Европы рассказана через уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, трогательные семейные реликвии, личные вещи членов царской семьи, художественные произведения из Петергофской императорской резиденции.
«Долгожданный показ в Москве коллекции произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII – XIX вв. из Петергофской императорской резиденции, несомненно, будет интересен любителям истории и ценителям классического европейского искусства. Выставка рассказывает о семье императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, истории их любви и домашних традициях. Часть этих добрых традиций венценосного семейства, как например, устраивать детские рождественские елки и дарить подарки, стали частью и нашей жизни. Посетив выставку, вы словно пройдете по тенистым аллеям парка «Александрия», вдохновитесь романтикой «маленькой Италии», и, конечно, почувствуете душевное тепло, сохранившееся в восхитительных произведениях искусства», — отмечает Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного исторического музея.
- Кубок Потсдамский с крышкой. Й.-Г. Хоссауэр по эскизу К.-Ф. Шинкеля. Германия. 1830 г. Серебро; чеканка, резьба, эмаль, роспись. ГМЗ «Петергоф»
- Ветвь с розами. Й.-Г. Хоссауэр. Германия. 1852 г. Серебро; золочение, эмаль, гравировка. ГМЗ «Петергоф»
- Складень. Западная Европа. 1830-е — 1840-е гг. Серебро, латунь, бархат, сукно; штамп, резьба, чеканка, золочение. ГМЗ «Петергоф»
«Петергоф – всемирно известная парадная резиденция русских императоров, знаменитая фонтанами, шутихами, каскадами, барочно изысканными дворцами. Гораздо менее популярна Александрия. Романтичный парк, связанный с судьбами четырёх поколений Романовых – от Николая I к Николаю II. Огромной романтический парк, выходящий к морю, уютные, камерные дачи-дворцы. Эмоциональный контраст пафосному, золоченому Петергофу. При этом Александрия — комплекс, сохранявший большое количество подлинных, мемориальных вещей династии, а вместе с ним особый дух царской семьи, жившей в атмосфере доверия и взаимности. Петергоф многие годы объединяет с Историческим музеем доброе партнёрство. Мы часто участвовали в выставочных проектах, связаны научными и профессиональными контактами. И вот впервые столь масштабный вояж комплекса вещей, более 400 предметов, связанных с семейной историей Николая Павловича и Александры Федоровны, в стены главного исторического музея страны, навстречу требовательной московской публике», — говорит Роман Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф».
Принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, будущая российская императрица, родилась 1 июля 1798 г. в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. В детстве маленькая Шарлотта любила гулять в саду, благоухающем розами. Юную мечтательницу самые близкие называли «Blanche fleur» (Белая роза), по имени героини популярного в то время рыцарского романа «Волшебное кольцо». Образ прекрасной принцессы Александра Фёдоровна пронесла через всю жизнь, сохраняя при этом духовную стойкость и силу характера, а роза, как истинно королевский цветок, стала её талисманом.
В политической жизни страны Александра Фёдоровна не оставила заметного следа. Она не стремилась занять престол, не вмешивалась в государственные дела и, по её собственному признанию, на троне оставалась только «подругой» своего царственного мужа. В то же время, олицетворяя монархическую власть, она во многом определяла ценностные ориентиры подданных. На протяжении многих лет императрица возглавляла управление женскими воспитательными и образовательными учреждениями и тратила больше двух третей своих личных средств на оказание помощи нуждающимся, пожертвования и пособия разным организациям и обществам. Любящая и любимая жена, мать семерых детей Александра Фёдоровна утверждала традиционные ценности и подавала современникам пример идеальных семейных отношений. Выбирая изделия отечественных фабрикантов для убранства своих покоев в зимних и летних резиденциях, императрица поощряла развитие русской художественной промышленности. В экспозиции выставки представлена коллекция произведений искусства, собранная императрицей, с особым вниманием относившейся к работам русских художников (пейзажи О.А. Кипренского, И.А. Айвазовского, жанровый портрет кисти любимого ученика К.П. Брюллова — Ф.А. Моллера).
Выставка, объединившая более 400 памятников из собраний Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Исторического музея, так или иначе связанных с именем Александры Фёдоровны, даёт возможность «прикоснуться» к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы.
В экспозиции представлены вещи, окружавшие императрицу в их с Николаем I любимой летней резиденции – Петергофе. По воле Николая I в 1820–1840-х гг. здесь был создан дворцово-парковый ансамбль, посвященный любимой супруге, – Александрия с небольшим уютным дворцом «Коттедж». Это место воспринималось царствовавшей четой не только как декорация для проведения официальных торжественных церемоний, но и как семейная дача, где всё устроено согласно их личному вкусу и желаниям, где реализованы мечты, морально-этические и художественные идеи венценосных владельцев. Различные предметы обстановки этих дворцов и павильонов, личные вещи государыни отражают вкус, историко-культурные интересы, ценностные приоритеты Александры Фёдоровны, позволяют понять, что для нее являлось истинным сокровищем.
Государственный исторический музей
Москва, Площадь Революции, 2/3
18 октября 2023 г. – 12 февраля 2024 г.
Пресс-служба ГИМ 2.10.2023
17.10.2023
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» открывается в Государственном историческом музее 18 октября. Сегодня удалось посетить залы, готовящиеся к приёму зрителей, где можно убедиться, что выставка будет интересной. Сюжет выставки построен от личностей императора Николая Первого и императрицы Александры Фёдоровны.
Наверное было бы важно организовать потом школьников в надежде, что кто-то из них заинтересуется и, в недалёком будущем, продолжит работу в области истории и музеологии.
Посещая выставку «Петергоф. Сокровища российской императрицы» следует помнить, что некоторые предметы из Петергофа можно в эти же дни увидеть на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» в Музеях Московского Кремля. Это, например, предметы из собственного фарфорового и стеклянного сервиза дворца «Коттедж» дачи «Александрия», украшенные синими гербами Александрии, а также наградные знаки «Ордена Розы», выполненные по эскизу императрицы Александры Фёдоровны.
И, конечно, увидеть в Москве Петергоф — редкая удача, не воспользоваться случаем будет большой ошибкой. Всем рекомендуем зайти на выставочные площади ГИМ в бывшем музее Ленина.
Материал подготовил Алексей Сидельников
Государственный исторический музей
Москва, Площадь Революции, 2/3
18 октября 2023 г. – 12 февраля 2024 г.
__________________
>>><<<