В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы Музеев Московского Кремля 13 октября 2023 года откроется выставка, посвящённая Оружейной палате периода осмысления национальной истории в XIX веке. Проект продемонстрирует, как переплетаются вымысел и действительность в истории уникальных памятников из кремлевского собрания.
Выставка «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» пройдёт в Музеях Московского Кремля
Предания окружали предметы из царской казны на протяжении столетий: особенно долговечной оказалась легенда о дарах, якобы присланных византийским императором великому князю Владимиру Мономаху. Но именно в начале XIX века любители древностей переосмысляют эти предания и в творческом порыве создают новые мифы. В Оружейной палате, учрежденной в качестве музея императором Александром I в 1806 году, закладываются основы изучения музейного собрания. При этом многие вещи получали вымышленные атрибуции, подчёркивавшие их связь с известными русскими правителями и другими выдающимися деятелями.
- Шлем (приписывался казанскому хану Шах-Али). Османская империя, вторая половина XVI в. Музеи Московского Кремля
- Рыцарские доспехи «Древнее вооружение» для наследника царского престола Александра Николаевича. Златоустовская оружейная фабрика, 1828–1833. Златоустовский городской краеведческий музей
- Арчак (изображён на картине А.Д. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею»). Москва, мастерские Кремля, вторая половина XVII в.; алтабас – Иран, вторая половина XVII в. Музеи Московского Кремля
Благодаря работам исследователей Оружейной палаты и авторов путеводителей XVIII-XIX веков в кремлевском собрании появились «детские доспехи великого князя Дмитрия Донского», «шлем Св. Александра Невского», «шлем, наручи и щит князя Мстислава Владимировича», «сабля и цепь великого князя Владимира Мономаха», «шлем великого князя Юрия Всеволодовича», «посохи Андрея Боголюбского и Ивана Калиты». На самом деле, названные так памятники были созданы в XVI-XVII веке и не имели никакого отношения к этим персонажам русской истории, жившим гораздо раньше. На протяжении XIX века одни авторы опровергали других, но при этом сами нередко предлагали не менее смелые и фантастические версии.
- Иван Грозный. Скульптура. Марк Матвеевич Антокольский. Санкт-Петербург, 1870-е гг.; отливка – Париж, 1901–1902. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
- Трон (приписывался великому князю Ивану III и царю Ивану IV Грозному). Москва, Оружейная палата (?), 1654–1667; отдельные пластины спинки и двуглавый орёл над ней – Москва, XIX в. (?). Музеи Московского Кремля
- Портрет поэта Василия Андреевича Жуковского. Орест Адамович Кипренский. 1816. Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Залы Оружейной палаты в Кремле с групповым портретом сотрудников музея. Николай Алексеевич Бурдин. 1846. Государственный исторический музей, Москва (На первом плане —групповой портрет сотрудников Оружейной палаты. В центре (слева направо) изображены М.Н. Загоскин и А.Ф. Вельтман; крайний справа—будущий известный историк и археолог, один из основателей Исторического музея И.Е. Забелин, принятый в 1837 г. в Оружейную палату на должность канцелярского служителя второго разряда. В год создания картины он был уже довольно известным автором ряда статей по материалам архива Оружейной палаты и состоял делопроизводителем в Комитете по подготовке издания «Древности государства Российского». На картине показан интерьер старого здания Оружейной палаты, возведенного по проекту И.В. Еготова).
Такой известный экспонат Оружейной палаты как Костяной трон в XIX веке воспринимался как дар, якобы поднесенный греческим послом великому князю Ивану III Васильевичу по случаю его бракосочетания с Софьей Палеолог. Позже он и вовсе обретает нового вымышленного владельца в лице царя Ивана Грозного — вполне возможно, из-за хорошо известной скульптуры М.М. Антокольского (1843-1902), изобразившего Ивана IV именно на этом троне. Фантастической биографией обзаводится и созданная в 1682 году Шапка Мономаха второго наряда — она становится «венцом великой княгини Ольги», которая вывезла его из Царьграда, а также короной, которая «употреблялась царем Иоанном Васильевичем в меньших выходах».
- Шапка Мономаха Второго наряда (в начале XIX вв. считалась короной Таврической и венцом княгини Ольги). Москва, мастерские Кремля, 1682. Музеи Московского Кремля
- Государственный щит (приписывался князю Мстиславу Великому). Москва, мастерские Кремля, последняя четверть XVII в. Музеи Московского Кремля
- Портрет цесаревича великого князя Александра Николаевича в рыцарских доспехах. Алоизий Петрович Рокштуль. 1850. Государственный исторический музей, Москва
- Тарч. Москва, вторая половина XVII в. Музеи Московского Кремля
Экспозиция включает более ста тридцати предметов из коллекции Музеев Московского Кремля и российских музеев – ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Русского музея, ГМЗ «Царское село», Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея истории религии, ГМЗ «Петергоф», Златоустовского городского краеведческого музея, Государственного музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.
- Рыцарские доспехи «Древнее вооружение» для наследника царского престола Александра Николаевича. Златоустовская оружейная фабрика, 1828–1833. Златоустовский городской краеведческий музей
- Парадная алебарда (по легенде, принадлежала телохранителю Лжедмитрия I). Москва, мастерские Кремля (?), конец XVII – начало XVIII в. Музеи Московского Кремля
- Доспех Радостного рыцаря. Санкт-Петербург, 1826. Государственный музей-заповедник «Царское Село», Санкт-Петербург
Посетители узнают о патриотическом подъёме, вызванном наполеоновскими войнами, и увлечении Средневековьем в эпоху романтизма, особенно ярко проявившихся в эпоху Николая I. Они также познакомятся с причинами возникновения исторических мифов, выяснят, какие экспонаты имеют двойную атрибуцию – реальную и легендарную, и почему некоторые легенды Оружейной палаты живы до сих пор.
Музеи Московского Кремля
Выставочный зал Успенской звонницы, Выставочный зал Патриаршего дворца.
13 октября 2023 – 14 января 2024 года
Пресс-служба Музеев Московского Кремля [email protected] Тел.: +7 (495) 695-41-87 18.08.2023
12 октября 2023 г.
В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы Музеев Московского Кремля 13 октября 2023 года открылась выставка «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата».
Мы с вами находимся в самом сердце русского романтизма. Это тот период в нашей истории, когда создавались многие легенды, связанные с памятниками, сохранившимися в Оружейной палате, когда после Наполеоновских войн возникает такое явление, как подъём русского национального самосознания, изучение истории, романтизация истории и определённые события, связанные с теми памятниками, которые попали в Оружейную палату. Теперь получают новое значение, новые атрибуции, часто романтические. Многие памятники «назначались» свидетелями тех или иных исторических событий, начиная с крещения Руси. Поэтому обо всём том, что происходило с известными, хорошо известными, любимыми памятниками, многие из которых вам знакомы на протяжении долгого периода, мы хотели бы вам рассказать.
Е. Ю. Гагарина Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»
К сожалению, многие пришедшие на открытие не верно поняли основную направленность представленных предметов: они рассматривали их как музейные вещи, не обращая внимание на загадки и истории, связанные с ними. А на выставке есть на что посмотреть и очень много можно узнать нового об известных предметах: многие представленные экспонаты за долгую музейную жизнь неоднократно поменяли свой «стопроцентный» провенанс стараниями известнейших же историков. Смысл выставки мы поняли так: если ранее историки могли подгонять данные, то и тем более сегодня нужно быть внимательными и очень осторожными. Это относится и к историкам и к тем, кому они преподносят свои заключения.
Любопытна история «омолаживания» костяного трона Ивана III, созданная Алексеем Фёдоровичем Малиновским, первоначально поддержанная многими, но опровергнутая в последующие годы. Собственно, многие предметы, представленные на выставке, со временем стали много моложе.
Неожиданные истории и у доспехов, которые оказались совсем не тем, чем ожидалось. А уже доспех «князя Владимирского Дмитрия Донского» просто стоит увидеть.
А известный любителям истории щит тарч — интереснейшим образом представлен Сергеем Орленко.
Интересен эскиз к картине «Царскосельская карусель», на котором представлена Царская чета. Этот эскиз показывает серьёзную смену идеи последующей картины. Хотя, по нашему мнению, эскиз в его незаконченном виде, выглядит интереснее окончательной работы.
Для пояснения мы представим несколько выдержек из любезно подаренного нам Музеями Московского Кремля каталога выставки «Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата», которым можно читать отдельно, как книгу, а для понимания выставки этот каталог рекомендуем к приобретению.
Кстати, в каталоге (правильнее сказать не в каталоге, а в книге) можно прочитать про картину Александра Дмитриевича Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». Многие изображённые на картине предметы, как оказывается, сохранились до сих пор и их можно увидеть, а если не увидеть, то прочитать об их истории и, что особенно захватывающе, о совершенно новых данных о них.
Ковёр. Россия, 1840-е гг. Холст, шёлк, бархат, шерстяные и шёлковые нити, бисер; вышивка. ГМЗ «Петергоф», Санкт-Петербург (фрагмент)
Ковёр вышит гобеленовым швом шерстяным гарусом и бисером по канве — так называемая «берлинская работа». На нём изображена сцена из романтической баллады «Дочь ювелира» немецкого поэта Иоганна Людвига Уланда (1787-1862) — рыцарь делает предложение руки и сердца дочери ювелира и вручает ей обручальное кольцо. Стихотворение И.Л. Уланда вдохновило немецкого художника дюссельдорфской школы Вильгельма Неренца (1804-1871) на создание четырёх живописных полотен, написанных им в 1833 г. Оригиналы находятся в Рейнском региональном музее в Бонне.
В 1836 г. Фридрих Ольдерманн (1802-1874) выполнил с этих картин гравюры, которые впоследствии публиковались в модных изданиях и альбомах с рисунками для вышивок. Сюжет был очень популярен и воспроизводился не только в вышивках, но и на фарфоровых изделиях немецких мануфактур.
Марина Казнакова Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата. Москва. 2023
Шлем (шапка ерихонская, ерихонка). Османская империя (?), конец XVI — начало XVII в., декор — Москва, Оружейная палата, 1621. Мастер Никита Давыдов. Музеи Московского Кремля
Шлем был изготовлен одним из лучших придворных оружейников Никитой Давыдовым для царя Михаила Фёдоровича. Выполненный из булатной стали шлем с наушами, козырьком, носовой стрелкой и назатыльником относится к тому восточному типу, который в России XVII в. получил название «шапки ерихонской». Шапка ерихонская царя Михаила Фёдоровича украшена насеченным золотом мелким растительным орнаментом, драгоценными камнями и эмалью. В верхней части носовой стрелки закреплена золотая пластина с рельефным изображением архангела Михаила с крестом и мечом в руках.
В XIX в. шлем, изготовленный для царя Михаила Фёдоровича, стал шлемом великого князя Александра Невского. Это было связано с популярностью средневековой истории и обращением к национальному прошлому в духе патриотического романтизма, характерным для большинства европейских стран, включая Россию. Всё это обусловило интерес к разнообразным реликвиям, который не только совпал с развитием музейного дела в этот период, но и, вероятно, повлиял на него. Однако любителям древностей не всегда удавалось найти артефакты, связанные с той или иной исторической личностью, и в таких случаях исследователи зачастую давали волю фантазии, изобретая для настоящих памятников русской истории более интересную «биографию».
Александр Ковалев, Фёдор Панфилов Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата. Москва. 2023
- Скипетр. Стамбул, 1638. Музеи Московского Кремля
- Сабля с ножнами. Османская империя, последняя четверть XVIII в.; клинок — Османская империя, конец XVII — первая треть XVIII в. Музеи Московского Кремля
Байдана — разновидность кольчатого доспеха, представляющая собой рубаху, сплетённую из плоских колец большого диаметра. В бою она, по-видимому, играла роль дополнительного внешнего доспеха, так как значительные по размеру кольца не могли обеспечить надежную защиту от стрел.
Байдана из собрания Музеев Московского Кремля изготовлена из цельносечёных и сведенных внахлёст колец, сплетённых традиционным образом — четыре в одно. Доспех имеет круглый ворот и прямые рукава до локтя. На внешней стороне колец выбита надпись: С НАМИ БОГ НИКТОЖЕ НА НЫ. В Росписи казны 1647 г. упоминается байдана с отчеканенными на кольцах словами. Такая же находилась в составе походной оружейной казны царя Алексея Михайловича во время Смоленской и Виленской кампаний в 1654 и 1655 гг. Переписная книга 1686/1687 г. фиксирует наличие на ней трёх медных посеребрённых мишеней, однако, согласно Описи Оружейной палаты 1711 г., в начале XVIII столетия их уже не было. В отличие от кольчуг и панцирей, русские байданы в музейных собраниях единичны. Ближайшей аналогией кремлёвского доспеха является байдана XVI в. из коллекции Государственного исторического музея, которая, если верить владельческой надписи на кольцах, принадлежала дьяку Ивану Григорьевичу Выродкову (умер в 1568 г.).
Кольчуга. Москва, XVI в. Музеи Московского Кремля
На протяжении всего XIX в. принадлежность кольчуги князю П.И. Шуйскому не вызывала сомнений ввиду наличия именной мишени. Лишь в 1925 г. историк С. В. Бахрушин предложил новый взгляд на этот известнейший памятник Оружейной палаты. Он соотнёс кольчугу с доспехом, который был захвачен в 1646 г. казачьим отрядом, посланным из Берёзова на усмирение кочевавшей в низовьях Оби «воровской самояди». Взятый у кочевников доспех, на котором находилась мишень с надписью о принадлежности князю П.И. Шуйскому, был отослан в Тобольск, а затем, как считал исследователь, — в Оружейную палату в Москве. Основываясь на сведениях о том, что в ходе раскопок на месте Кашлыка — столицы сибирского ханства — была найдена ещё одна медная мишень с именем П.И. Шуйского, он выдвинул осторожную гипотезу о том, что после гибели князя его имущество перешло в царскую казну, а затем кольчуга могла быть пожалована царем Иваном Грозным покорителю Сибири Ермаку. Таким образом, С. В. Бахрушин отождествил кольчугу П.И. Шуйского с доспехом, который, по переданной в некоторых летописях легенде, сыграл роковую роль в судьбе казачьего атамана: считается, что, спасаясь бегством, Ермак под его тяжестью утонул в реке. После его гибели кольчуга стала драгоценным трофеем воинов хана Кучума, несколько раз меняла владельцев, пока в середине XVII в. не была захвачена казаками. Сейчас эта гипотеза расценивается как безосновательная. В частности, Р.Г. Скрынников указывает на отсутствие в источниках сведений о пожаловании царём Иваном Грозным Ермаку какого-либо доспеха, а в Сибири, по его мнению, она могла оказаться в бытность князя П.И. Шуйского воеводой в Казани.
Александр Ковалев, Сергей Орленко Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата. Москва. 2023
- Доспех Радостного рыцаря. Санкт-Петербург, 1826. ГМЗ «Царское село», Санкт-Петербург
- Доспех Печального рыцаря. Санкт-Петербург, конец XVIII (?) — первая половина XIX в. Музеи Московского Кремля
При императоре Петре I в России был введён похоронный ритуал, заимствованный из траурных церемониалов европейских государств. Траурную процессию похорон императора сопровождали два рыцаря: один — Радостный, в золотых доспехах с ярким плюмажем и поднятым мечом, едущий на лошади, другой — Печальный, в чёрных доспехах с чёрными страусовыми перьями на шлеме, следующий пешком с опущенным мечом. Церемониал отводил латникам важную роль визуализации идеи о преемственности власти в монархии: рыцари воспринимались как символ данной Богом, неподвластной смерти, вечной власти императоров и представляли незыблемость законной власти государей. Золотой латник отождествлялся с новым монархом, а чёрный — с усопшим правителем.
Представленный на выставке доспех Радостного рыцаря из коллекции Государственного музея-заповедника «Царское Село» был изготовлен в 1826 г. для церемонии похорон императора Александра I, скончавшегося 19 ноября (1 декабря) 1825 г. в Таганроге.
В начале декабря 1825 г. специально учрежденная Печальная комиссия заказала в Санкт-Петербургском арсенале два доспеха, позолоченный и покрашенный чёрной краской, которые были необходимы для похоронной процессии в Санкт-Петербурге. Одновременно в Санкт-Петербургский арсенал были доставлены для ремонта старые латы, использовавшиеся при погребении императора Павла I, которые было решено задействовать в церемонии перенесения тела императора Александра I в Москве.
После церемонии обе пары доспехов были возвращены обратно в Санкт-Петербургский арсенал, где они хранились в специальной траурной комнате Достопамятного зала. В последующие годы один комплект лат Радостного и Печального рыцарей оказался в Придворно-конюшенном музее, откуда в 1927 г. был передан в Екатерининский дворец-музей.
Владимир Векшин Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата. Москва. 2023
Доспех, состоящий из шлема с оплечьем, кирасы, рукавов и перчаток, набедренников и сапог, выполнен из тонкого железа (жести); отдельные немногочисленные детали изготовлены из латуни. Все части доспеха выкрашены чёрной краской и соединены между собой ремнями с железными пряжками.
Доспех предназначался для использования в печальных церемониях погребения императоров. В похоронной процессии Печальный рыцарь в чёрном доспехе следовал за Радостным рыцарем, держа обнаженный меч остриём вниз. В отличие от Радостного рыцаря, ехавшего верхом, Печальному рыцарю надлежало участвовать в процессии пешим, что делало особенно актуальным небольшой (по сравнению с обычным) вес доспеха.
Согласно опубликованной в конце XIX в. Описи Московской Оружейной палаты, представленный на выставке доспех участвовал в церемонии погребения императора Николая Павловича в 1855 г.: «Латник пеший в чёрных латах с опущенным забралом с обнаженным и опущенным вниз мечом, эфес которого обвит чёрным флёром». По мнению исследователя В. А. Векшина, существует вероятность, что этот же доспех могли использовать в церемониях перезахоронения императора Петра III и погребения императора Павла I.
Сергей Орленко Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата. Москва. 2023
- Максимилиановский доспех. Западная Европа, первая четверть XVI в. Музеи Московского Кремля. Максимилиановским (нем. Maxivniliansharnisch) или рифлёным (нем. Riefelharnisch) принято называть немецкий латный доспех первой трети XVI в., выполненный в характерном стиле. Для него типичны выраженная окантовка краев пластин, которой с помощью дополнительного гофрирования придавали форму витых верёвок, и, как правило, обилие рифленых линий, превращающих рёбра жесткости в элемент декора.
- Рыцарские доспехи «Древнее вооружение» для наследника царского престола Александра Николаевича. Златоустовская оружейная фабрика, 1828–1833. Златоустовский городской краеведческий музей
Согласно распространённым в оружейной палате XIX столетия устным преданиям, представленный на выставке доспех принадлежал великому князю Владимирскому Дмитрию Донскому. Об этом писали авторы первых путеводителей П.П. Свиньин и особенно С. Романчиков, утверждавший, что юный князь, облачённый в эти латы, выступил на поле битвы против своего дяди, суздальского князя Дмитрия Константиновича. Эта легенда привлекла внимание Ф.Г. Солнцева — художника, известного своими рисунками памятников оружейной палаты, посетившего Москву в 1830 г. Когда Ф.Г. Солнцев пожелал зарисовать доспех Дмитрия Донского, академик А. Н. Оленин, хорошо знавший собрание музея, предостерёг его, написав, чтобы тот не доверял «наменованиям, данным в Оружейной палате разным предметам старинного нашего оружия», сославшись на пылкое воображение бывшего главы экспедиции кремлевского строения П.С. Валуева и уже упомянутого П.П. Свиньина. Оба они, по словам А.Н. Оленина, были склонны безо всякого основания приписывать музейные памятники героям русской древности. Легенда, в конечном счёте, оказалась не слишком жизнеспособной, во всяком случае в учёной среде: более поздние путеводители, описи и исследования либо не упоминают, либо опровергают принадлежность доспеха Дмитрию Донскому.
Александр Ковалев Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата. Москва. 2023
- Кипренский О.А. Портрет поэта Василия Андреевича Жуковского. 1816. ГТГ
- Алексей Фёдорович Малиновский. 1820-е. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Алексей Федорович Малиновский (1762-1840) — главный управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел (1814-1840), сенатор, историк, археограф, писатель и переводчик, брат первого директора Царскосельского лицея Василия Федоровича Малиновского. Одной из заслуг А.Ф. Малиновского является его активное участие в переводе и первом издании рукописи «Слова о полку Игореве» в 1800 г.
Алексей Федорович был дружен с С. Л. Пушкиным, отцом поэта, бывал в его московском доме. Александр Сергеевич Пушкин встречался с А.Ф. Малиновским в 1820-1830-х гг. в период работы в московских архивах над «Историей Пугачева» и «Историей Петра». В черновиках статьи «Слово о полку Игореве» поэт назвал А.Ф. Малиновского среди «истинных знатоков, своим авторитетом подтвердивших подлинность памятника».
Лидия Карнаухова Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата. Москва. 2023
Эскиз и картина1 (см. также кат. № 31), представляющие своеобразный семейный портрет правящей фамилии, выполнены во время второго приезда О. Верне (1789-1863) в Россию в 1842-1843 гг.
Картина изображает императора Николая I и его семью во время костюмированного празднества в Александровском парке Царского Села, которое состоялось в 1842 г. в связи с 25-летием со дня бракосочетания Николая I и прусской принцессы Фредерики-Луизы-Шарлотты-Вильгельмины. Царь Николай I, а также великий князь Александр Николаевич и герцог Лейхтенбергский одеты в подлинные доспехи XVI в., названные в честь немецкого императора «максимилиановскими» и представляющие гордость царской военной коллекции. Композиционным центром картины является императрица Александра Фёдоровна в платье из золотной парчи и синего бархата, за ней изображены великие княжны Ольга Николаевна и Александра Николаевна в средневековых платьях, отороченных горностаем.
На эскизе наиболее близки к картине образы императора Николая I и его жены Александры Федоровны. Однако если на картине сюжетным центром является императрица и почти все персонажи обращены к ней, то на эскизе на переднем плане представлен император Николай I. Кроме того, главные фигуры показаны в движении слева направо, а не справа налево, как на картине. И на эскизе все действующие лица изображены верхом, тогда как на картине великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич представлены идущими справа на переднем плане, рядом с кавалькадой.
Елена Шарнова Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата. Москва. 2023
Слева вверху в пояс ограды вплетена авторская надпись: ВАСИЛИЙ ЖУКОВСК1Й; в нижний пояс: 30 ИЮЛЯ. На верхней планке подрамника надпись чёрной тушью: КАРТИНА ФРИДРИХА, / ЗАКАЗАННАЯ АЛЕКСАНДРОМЪ ТУРГЕНЕВЫМЪ И ПОДАРЕННАЯ В.А. ЖУКОВСКОМУ. / ИЗОБРАЖАЕТ ФИГУРЫ ДВУХЪ ТУРГЕНЕВЫХЪ И ЖУКОВСКОГО / СРЕДНИЙ ЖУКОВСКIЙ. На нижней планке подрамника на приклеенном слева картоне надпись железо-галловыми чернилами: ДВА ХУДОЖНИКА ФРИДРИХА / ДРУЗЬЯ ЖУКОВСКОГО ПЕЙЗАЖИСТЪ, ОСОБЕННО ДРУЖЕНЪ / СЪ ЖУКОВС<КИМ>, А ДРУГОЙ, КОТОРЫЙ ПОРТРЕТИСТЪ, ГЕРМАНСКIЕ / ХУДОЖНИКИ/ (СО СЛОВ J. SEIDLIR). Там же, в середине, помещена надпись чёрной тушью: КАСПАРЪ ДАВИДЪ ФРИДРИХЪ /1774-1840; в нижнем правом углу: М.В. БЭЕ<РЪ>.
Лидия Карнаухова Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата. Москва. 2023
- Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Франц Крюгер (?). 1852–1857. Государственный исторический музей, Москва
- Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме. 1790-е гг. ГРМ
Великая княжна Александра Николаевна (?) Карусель перед Царскосельским Александровским дворцом. После 1842. ГРМ
Картина представляет «Царскосельскую карусель», организованную 23 мая 1842 г., к 25-летию бракосочетания императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Стилизованный рыцарский кортеж, состоявший из шестнадцати пар дам и кавалеров, чьи имена перечислены на планке, прикрепленной к раме, выступил с площадки Арсенала. Участники представления были одеты в подлинные доспехи из коллекции императора.
Перед Александровским дворцом была исполнена карусель — вид конного состязания, пришедшего на смену рыцарским турнирам: наездники двигались по кругу и составляли различные танцевальные фигуры. В этой кавалькаде участвовала почти вся императорская семья.
Любительский характер живописи, а также тот факт, что картина происходит из собрания императрицы Александры Фёдоровны и, согласно архивным документам, имела прежде монограмму «АР», которую можно расшифровать как «Александра Романова», позволяет предположить, что ее автор — великая княжна Александра Николаевна (1825-1844).
Виктория Кадочникова Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата. Москва. 2023
Материал подготовил Алексей Сидельников
Музеи Московского Кремля
Выставочный зал Успенской звонницы, Выставочный зал Патриаршего дворца.
13 октября 2023 – 14 января 2024 года
__________________
>>><<<