Боец с двумя автоматами. Пропавшие в кинохронике

Пропавшие в кинохронике

in История 2755 views

В осеннем Петербурге получилось не­за­пла­нированно попасть на выставку «Про­пав­шие в ки­но­хро­ни­ке» в одном из па­вильо­нов ле­ген­дар­но­го Лен­филь­ма, который и сам достоин от­дель­ного и глу­бокого изучения, но это как-нибудь в следующий раз.

Много ли можно назвать экспо­зи­цион­ных проектов, которые вызывают чувство потрясения? Не «Классно», «Неплохо», «Весьма интересно, и даже вдохновляюще», а именно «Потрясающе». Но и это не совсем то чувство, которое испытываешь, выходя через 40 с небольшим минут из павильона, в котором с невероятной искренностью и талантом воссозданы сцены из работы кинооператоров в годы Великой отечественной войны. Залы-диорамы выполнены с необычайным вниманием к деталям и, проходя по ним, не просто смотришь на сцены со стороны, а буквально попадаешь в центр событий, проникаешь в самую суть истории. Команда «Невский баталист» реализовала один из лучших своих проектов.

Вход на территорию Ленфильма. Памятник фронтовым кинооператорам
Вход на территорию Ленфильма. Памятник фронтовым кинооператорам

Безусловно, единственно-верным решением на этой выставке было использовать аудиогид. Эта история личная и каждый воспримет её по-своему. Рассказчик — один из группы поисковиков. Первый зал знакомит нас с раскопками на бывшем Невском пятачке, ныне застроенном дачными участками петербуржцев. Каждый метр земли здесь братская могила, металлоискатель зашкаливает от железа под ногами, в нескольких десятках сантиметров под землёй до сих пор находятся сотни тел советских солдат. В одном из раскопов рассказчик находит старую кинокамеру и пытается представить, кем же был её безымянный владелец? Так рождается сценарий фильма, со сценами из которого нам предстоит познакомиться на протяжении всей выставки.

Раскопки на Невском пятачке

  • Раскопки на Невском пятачке

Невский пятачок 1942-го года. Небольшой плацдарм на левом берегу Невы. С огромным трудом отбитый у захватчика и с ещё более огромным трудом и жертвами удерживаемый. Опора для дальнейшего наступления и прорыва блокады. Большие силы стонущей под натиском врага Советской армии брошены на развитие успеха. Регулярные части, курсанты военных училищ, добровольческие полки, все принимают участи в героическом удержании плацдарма. Прямо на линии соприкосновения работает военный оператор-корреспондент. Это хозяин той самой кинокамеры, найденной через восемьдесят лет в одном из раскопов поискового отряда. Погиб.

Далее мы, следуя за рассказчиком, проходим через цех завода в блокадном Ленинграде, где девушки и парни, голодающие уже несколько дней, из последних сил ремонтируют необходимое армии оружие. Линия фронта уже совсем рядом и у каждого рабочего места висит по винтовке, у девушек при себе гранаты… Цех с возвышения снимает кинооператор. Стране и миру нужно показать, что город держится и не собирается сдаваться.

Залы сменяют один другой, и мы вместе с рассказчиком проходим по страницам сценария будущего фильма.

Вот мы в бомбоубежище под павильонами Ленфильма, куда только что спустились прямо со съёмочной площадки актёры фильма «Маскарад». Оператор, снимавший фильм, ушёл на фронт добровольцем, увидеть премьеру своего фильма ему не довелось. Погиб в первых боях.

А вот мы попадаем в землянку недалеко от линии фронта, где киномеханик запустил для бойцов тот самый «Маскарад». С интересом смотрят на экран даже пленные немцы. Мастерство авторов проекта настолько велико, что буквально видишь как у невероятно уставших людей разглаживаются морщины, смягчаются черты лица.

Под Сталинградом кинооператор работает на переправе через Волгу. Он боец с двумя автоматами — боевым и киносъёмочным.

На борту Дугласа стонет от ран оператор Союзников, он снимал работу арктического конвоя. Осколками снаряда ему посекло глаза. Отснятый материал он уже никогда не увидит.

Высокогорье Кавказа и отряд бойцов, отправленный чтобы сбросить с Эльбруса нацистский флаг, костёл на оккупированных территориях СССР, где нашли приют партизаны, мастерская киноархива с сотнями и тысячами отснятых плёнок, все эти залы мы проходим вместе с рассказчиком и проживаем истории изображенных там реальных людей.

Особенно запомнился зал, посвященный уличным боям в Бреслау. Здесь мы видим последние секунды жизни кинооператора. Немецкий штурмовик за стеной уже выдернул чеку гранаты. Тяжело даже смотреть на это со стороны, рассказчику тяжело говорить.

И вот мы выходим на улицу майского Берлина 1945-го года. Только что нацистская Германия безоговорочно капитулировала. Белые флаги из окон и ещё дымящиеся останки немецкой самоходки. Кажется всё, отвоевались, но на улица города огромное количество мин и неразорвавшихся снарядов. Спасая мирных жителей, девушки-сапёры продолжают гибнуть и после окончания войны. Под цветущими вишнями таблички в память о тех, кто так и не дожил до Победы пусть и каких-то несколько часов.

И, конечно, колоннада Рейхстага, с автографами и надписями всех, кто дошел до Берлина запечатлена через объективы камер советских операторов.

Через вход в Рейхстаг рассказчик приводит нас в зал Дворца юстиции в городе Нюрнберг. Здесь, как никогда, пригодились кинохроники о зверствах нацистов. Впервые в истории кинолента была принята как официальное доказательство в судебном процессе. Лица подсудимых в комментариях не нуждаются.

Завершается экскурсия на вокзале, оператор снимает прибытие поезда. Наконец советские бойцы вернулись с фронта домой. Авторы позволили себе небольшую вольность — отдали дань уважения как реально воевавшим актёрам кино и театра, так и актёрам не попавшим на войну, но воплотившим для нас самые героические образы в кинолентах о тех временах. Думаю, что вы их всех узнаете. Эпилогом к выставке служит финальная сцена из фильма 1957-го года «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова.

Всё вышесказанное не в состоянии передать и малой доли тех эмоций, которые вызывает посещение экспозиции. Проходя через залы выставки, ты сопереживаешь каждому моменту, каждой сцене. Если есть пара свободных часов в Санкт-Петербурге, то просто необходимо посетить эту выставку, если пары часов нет, то настоятельно рекомендую их освободить и всё равно добраться до Ленфильма. Не пожалеете.

Юрий Щербаков
Фотографии автора

Юрий Щербаков
Юрий Щербаков

Щербаков Юрий Владимирович

Родился 12 ноября 1983 года в Москве. В 2001 году поступил в Московский Педагогический Государственный Университет им. В.И. Ленина. Окончил со специальностью Учитель технологии со специализацией «Графика и дизайн». В 2009 поступил на курс профессиональной переподготовки в Московский государственный университет печати им. Фёдорова на курс «Московская школа рекламы». С 2008 по 2013 профессионально занимался рекламой, дизайном, фотографией. С 2013 по 2016 заместитель начальника IT-отдела в ЦПКиО им. М. Горького. Курировал работу Музея ЦПКиО. С 2017 по настоящее время заместитель начальника отдела информационно-технологического обеспечения и связи музея-заповедника «Царицыно». Занимается развитием сектора мультимедийного сопровождения деятельности музея в том числе проведением массовых мероприятий и образовательных программ. Автор проектов и контента для мультимедиа-сопровождения многих выставок. Отмечен почётными грамотами за развитие проектов музея в области мультимедиа и личный профессионализм.

 

Ленфильм

Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 10 В

5-й павильон киностудии «Ленфильм»

Хроники воздушных кораблей

Униформа в театре и кино

Т-34 и Жаворонок. Сравнение

__________________

Обсудить материал >>>