В Государственной Третьяковской галерее 14 сентября 2023 г. открылась выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения».
О художнике Алексее Петровиче Боголюбове рассказала Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе.
Боголюбов был истинным патриотом России. И очень много сделал не только в искусстве, но и для искусства.
Т.Л. Карпова
Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе
Долгие годы условно говоря за Алексея Боголюбова отвечали Саратовский художественный музей имени Радищева и Центральный военно-морского музей имени императора Петра Великого, где находятся самые большие и самые значимые коллекции произведений Алексея Петровича.
200 лет со дня рождения Алексея Боголюбова, мы не могли обойти.
Это очень многогранная личность. Он и художник, он и морской офицер, закончил Морской кадетский корпус, 17 лет отдал военной службе, но всегда, увлекался изобразительным искусством и, в конце концов, предпочёл профессию художника. Закончил с Золотой медалью Императорскую академию художеств.
Этот художник всю жизнь старался совершенствоваться, восполнить своё образование. И он учился не только у педагогов Академии художеств, среди которых был Максим Воробьёв, оказавший очень большое влияние на творческое становления Боголюбова. Также Иван Айвазовский, безусловно, такой главный маринист русского искусства. Учился Боголюбов и у европейских мастеров: у швейцарского художника знаменитого Александра Калама, у немецкого художника Андреаса Ахенбаха, у ряда французских художников, увлекался французскими барбизонцами.
Время своей жизни Боголюбов делил между путешествиями, пребыванием в России и жизнью во Франции, где действительно он проводил, особенно во второй половине его жизни, очень много времени. И он был таким вот связующим мостиком между европейской культурой и русской художественной средой. И экспонировал свои произведения преимущественно на передвижных выставках. И был очень активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок. При том, что в общем, был очень тесно связан с домом Романовых, и у него были близкие отношения с тремя российскими императорами: с Николаем I, с Александром II, с Александром III. А.П. Боголюбов был своего рода таким политиком, потому что он, благодаря этой близости к Романовым мог решать важные для русского искусства вопросы. В частности, ему удалось снять цензурный запрет на экспонирование картины Репина «Иван Грозный и сын Ивана». Ему удалось создать, собственно, первый в России публичный музей в Саратове, — и более того, открыть его раньше, чем открылась галерея Третьякова, — и присвоить ему имя своего деда А.Н. Радищева, опального писателя, философа. Он смог доказать Александру Третьему, тогда ещё великому князю, что прегрешения Радищева не так велики перед Россией и перед императорским домом, и он боролся за отмену крепостного права, что, собственно, и осуществил отец Александра Третьего, Александр Второй. И вот имя опального ссыльного философа, писателя, Радищева было присвоено Саратовскому художественному музею.
Кроме того, Боголюбов понимал значение художественного образования на собственном примере. И именно он, при его инициативе в Саратове, при его финансовой поддержке, создано Саратовское художественное училище, которое носит его имя и существует до сих пор. И если бы не эта инициатива, то, может быть, мы не знали бы имена художников знаменитой Саратовской школы: Борисова-Мусатова, Уткина, скульпторов Цаплина, Матвеева.
Собственно, в основу музея, о котором мы уже поговорили, была положена коллекция Боголюбова. Это около двух тысяч произведений не только русских художников, но и европейских художников, произведений декоративно-прикладного искусства.
Именно Боголюбов создал вместе с Иваном Тургеневым в Париже общество Вспомоществования русским художникам, понимая, как трудно русским художникам за границей, как они оказываются в изоляции, не все знают хорошо европейские языки. И вот он умел создавать такую среду питательную, творческую, в которой расцветали таланты и возникали замечательные художественные произведения. И все это благодаря, конечно, его любви, любви к людям, любви к России.
Он был истинным патриотом России. И очень много сделал не только в искусстве, но и для искусства.
Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе
14 сентября 2024 г.
- Боголюбов А.П. Катание на Неве. 1854. ГТГ
- Боголюбов А.П. Катание на Неве. 1854. ГТГ (фрагмент с флагом)
- Боголюбов А.П. Петербург при заходе солнца. Начало 1850-х. ГРМ
- Боголюбов А.П. Вид на Смольный монастырь с Большой Охты. 1851 (?). ГТГ
- Боголюбов А.П. Вид города Ревеля. 1853. Череповецкое музейное объединение
- Боголюбов А.П. Голландский корабли в порту. 1860-е. Собрание А.Г. Егорова, Москва
- Боголюбов А.П. Золотой рог в Константинополе. 1864. ГТГ
- Боголюбов А.П. Венеция ночью. 1856. Тульский музей изобразительных искусств
- Боголюбов А.П. Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция). Около 1859. ГРМ
- Боголюбов А.П. Рыбный рынок в Схевенингене. 1859. ГРМ
- Боголюбов А.П. Ярмарка в Амстердаме. 1860. ГРМ
- Боголюбов А.П. Трепор. Нормандия. Вторая половина 1870-х. ГРМ
- Боголюбов А.П. Гавр. 1893. СГХМ им. А.Н. Радищева
- Боголюбов А.П. Гангутский бой. Третий момент. Эскиз картины «Гангутское сражение 14 июля 1714 года (1875-1877, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург). 1866-1877. СГХМ им. А.Н. Радищева
- Боголюбов А.П. Взрыв монитора в Мачинском рукаве Браиловской батареи. Эскиз картины «Взрыв турецкого броненосца «Люфти-Джелиль» на Дунае 29 апреля 1877 года» (1877, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург). 1877. СГХМ им. А.Н. Радищева
- Боголюбов А.П. Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1861. ГТГ
- Боголюбов А.П. Летняя ночь на Неве у взморья. 1875. ГТГ
- Боголюбов А.П. Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве. 1872. ГРМ
- Боголюбов А.П. Казань. 1862. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
- Боголюбов А.П. Взятие пароходом «Россия» турецкого парохода «Мерсина». Эскиз-вариант картин из собраний Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого и Морского кадетского корпуса, Санкт-Петербург. Не ранее 1878. Ульяновский областной художественный музей
- Боголюбов А.П. Устье Невы. 1872. ГТГ
- Боголюбов А.П. Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд. 1862. Нижегородский государственный художественный музей
- Боголюбов А.П. Голицынская больница в Москве. 1880. ГРМ
- Боголюбов А.П. Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. 1880. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Боголюбов А.П. Прогулка на яхте короля Дании Кристиана IX и великого князя Александра Александровича близ Гельсингера. 1867. ГРМ
- Боголюбов А.П. Флот на рейде (Встреча императора Вильгельма II на Кронштадском рейде 7 июля 1888 года). 1888. ГРМ
Материал подготовил Алексей Сидельников 14.09.2023
Третьяковская галерея
Инженерный корпус,
Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж
15 сентября 2023 — 21 января 2024 г.
__________________
>>><<<
Масштабный выставочный проект посвящён выдающемуся маринисту и пейзажисту XIX века А.П. Боголюбову (1824–1896) – автору батальных картин с изображениями прославленных морских сражений, мастеру отечественного и западноевропейского пейзажного пленэра. Выставка впервые представляет творчество художника в Третьяковской галерее и проходит в преддверии его 200-летнего юбилея.
- Боголюбов А.П. Вёль. 1887. СГХМ им. А.Н. Радищева
- Боголюбов А.П. Зима в Париже. Середина 1870-х. СГХМ им. А.Н. Радищева
- Боголюбов А.П. Ярмарка в Амстердаме. 1860. ГРМ
- Боголюбов А.П. Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1861. ГТГ
- Боголюбов А.П. Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года. ГРМ
- Боголюбов А.П. Катание на Неве. 1854. ГТГ
Живописное и графическое наследие Боголюбова велико и поражает своим разнообразием. Бывший военный моряк, художник Главного морского штаба, он был удостоен звания профессора Академии художеств. Боголюбов входил в Товарищество передвижных художественных выставок и был одним из ведущих мастеров своего времени, развивавшим этюдный стиль в пейзажном жанре.
Разделы выставки позволяют проследить основные периоды и сферы творческой деятельности пейзажиста, от времени обучения в Академии художеств в 1850-е годы до 1880-х годов.
120 живописных и графических произведений из 15 музейных собраний представят различные грани творческой деятельности члена Товарищества передвижников и приближенного российских императоров, создателя Саратовского музея им. А.Н. Радищева и Общества русских художников в Париже.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 1.09.2023
Третьяковская галерея
Инженерный корпус,
Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж
15 сентября 2023 — 21 января 2024 г.
__________________
>>><<<