По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века

По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века

in Новости музеев 1781 views

Новый выставочный проект Третья­ков­ской га­лереи зна­комит зрите­лей с процес­сом обу­чения рисунку в XVIII – начале ХХ в., яв­ляю­щемуся осно­вой любого вида изо­бра­зи­тель­ного ис­кус­ства и сегодня. Разделы экспозиции представляют разные учебные практики, к которым приобщались студенты Санкт-Петер­бург­ской Импе­ратор­ской Академии ху­дожеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также мастерских различных педагогов на пути к вершинам мастерства. В экспозицию войдут учебные рисунки Александра Иванова, Карла Брюл­лова, Ореста Кипренского, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, Михаила Ларионова и многих других вы­дающихся художников.

Выставка даст возможность обратиться к истокам творческой деятельности этих мастеров и понять, с чего начинался их путь. Большая часть произведений де­монстри­руется впервые.

Клодт Михаил Петрович. Спящая женщина. 1858-1859. Этюд. ГТГ

Клодт Михаил Петрович. Спящая женщина. 1858-1859. Этюд. ГТГ

Чистяков Павел Петрович. Мужская фигура со спины. 1865. ГТГ

  • Верещагин Василий Петрович. Римский пастух. 1865. ГТГ
  • Гун Карл Федорович. Итальянская сцена. 1871. ГТГ
  • Гун Карл Федорович. Копировальщицы в картинной галерее. 1870-е. ГТГ

Русская академическая школа рисунка традиционно пользовалась у художников высоким авто­ритетом. С появления в середине XVIII века Академии художеств в Пе­тербурге она наделяла своих учеников умениями и навыками, позволявшими свободно решать сложнейшие творческие задачи. Основой академической системы образования был рисунок. Он со­провождал начинающего художника с первых шагов на протяжении всего творческого пути.

Выставка поделена на разделы, которые отражают программу обучения в высших худо­же­ственных учебных заведениях: копирование с «ори­гина­лов», рисование с гипсов, посещение натурных классов, работа над костюмными поста­новками и, наконец, создание композиций для больших отчётных работ.

Обучение художествам начиналось с отработки разного вида карандашных штрихов и простейших элементов рисунка. Затем упражнялись в рисунке пером тушью, где невозможно делать поправки, поскольку следующая стадия — копирование «ори­гиналов» (гравюр или рисунков разных художников) — требовала безу­коризненного контура и точной штриховки. Вторая ступень — рисование с гипсовых копий мраморных бюстов и статуй выдающихся мастеров прошлого — зна­меновала переход от плоского оригинала к трёхмерному. Ученик осваивал светотень как способ создания объёма предмета. Поднимаясь на следующую сту­пень, академисты переходили к главному предмету их творчества: изображению живой натуры, человека. В изучении анатомии человеческого тела — костей и устройства скелета, строения мышц и связок — на помощь приходил анатомический рисунок.

  • Крамской Иван Николаевич. Голова Ареса. 1857. ГТГ
  • Рерих Николай Константинович. Экорше Гудона. 1894. ГТГ
  • Малявин Филипп Андреевич. И.Е. Репин. Около 1900. ГТГ
  • Савинский Василий Евменьевич. Голова Зевса. 1876. Рисунок с гипса. ГТГ

Главным классом, краеугольным камнем всей системы образования был натурный класс. Рисованию «академий», этюдов с обнаженного человеческого тела, в учебном процессе уделялось едва ли не основное внимание.

Если анатомический и натурный классы давали знания и практические навыки в изобра­жении конструкции и пластики обнажённого тела, то в манекенном и «костюмном» классах учили рисовать одеяния с изящными складками, драпи­рующимися вокруг тела, а также исторически достоверные костюмы для персонажей других эпох.

  • Берсенев И. Вид на Академию художеств с Невы. 1830-е. ГТГ
  • Кустодиев Борис Михайлович. В ателье Репина. 1899. Эскиз и три наброска для картины «Постановка модели в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств» (1899–1902, НИМ РАХ). ГТГ
  • Репин Илья Ефимович. Воскрешение дочери Иаира. 1871Эскиз академической программы на большую золотую медаль (1871, ГРМ). ГТГ
  • Журавлёв Фирс Сергеевич. Портрет Ф.А. Бруни, ректора Академии художеств. Вторая половина 1850-х-начало 1860. ГТГ
  • Сомов Константин Андреевич. Автопортрет. 1893. ГТГ
  • Чернышев Алексей Филиппович В академическом классе. 1844. ГТГ
  • Поленов Василий Дмитриевич. Воскрешение дочери Иаира. 1871 Эскиз академической программы на большую золотую медаль (1871, ГРМ). ГТГ
  • Репин Илья Ефимович. Запорожец в шапке. Писарь. Обнаженный по пояс запорожец. Мужская фигура в профиль. Руки, держащие лист бумаги. Конец 1880-х. Этюды к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1888-1891, ГРМ). ГТГ

Одновременно с обучением в классах каждый академист был обязан ежемесячно выполнять учебный компо­зиционный эскиз, тему которого назначал профессор. В работе над ним нужны были и владение рисунком, ана­томией и перспективой, и умение изобразить драпировки, и сведения, полученные из курсов словесности, общей истории и истории искусств, поскольку любой сюжет требовал ориентации в исторической обстановке, особенностях архитектуры, костюмов, утвари, воору­жения изображаемой эпохи. Эскизы служили упражнениями, которые, наряду с занятиями живописью, подводили академиста к созданию законченной картины. Лучшие из них награждались малыми золотыми медалями.

Итогом учебного процесса становилось исполнение живописной программы на большую золотую медаль. Эта награда была признанием профессионализма; она также открывала для молодого художника возможность отправиться на несколько лет для совер­шенство­вания за границу, в Италию или во Францию за счёт Академии в качестве ее пенсионера.

Врубель Михаил Александрович. Гипсовая статуэтка «Геркулес». 1883. ГТГ

Врубель Михаил Александрович. Гипсовая статуэтка «Геркулес». 1883. ГТГ

  • Бронников Федор Андреевич. Римские женщины у фонтана. 1856. ГТГ
  • Горонович Андрей Николаевич. Исповедь. Конец 1830-х – начало 1840-х. Копия с сепии К.П. Брюллова «Исповедь русской девушки» (1835). ГТГ
  • Серов Валентин Александрович. Натурщица. 1905. ГТГ

Академическая система обучения была суровой школой, которую подчас справедливо критиковали за консерватизм. Но, проходя ее испытания, преодолевая трудный путь по ступеням лестницы, ведущей к вершинам мастерства, наиболее талантливые ее питомцы, наделённые яркой творческой инди­видуаль­ностью, — К.П. Брюллов, А.А. Иванов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов и многие другие — создавали произведения, которые украшают коллекции крупнейших отечественных музеев и являются гордостью русского искусства.

Состав выставки: более 250 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Кураторы: Нина Маркова, Софья Горбачева.

Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

26 мая — 12 ноября 2023 г.

 

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
22.05.2023

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Семья - душа России. 2024

Семья — душа России

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» 27 июня 2024 г. откроется ставшая уже
Перейти К началу страницы