Опошня издавна славилась своими гончарными изделиями, изготовление которых развивалось там благодаря большим залежам близ неё высококачественной глины. В начале 20-го века местные гончары начали использоваться современные механизмы, иными стали конструкции обжиговых печей, был усовершенствован гончарный круг. Но наиболее важные процессы – формовка, лепка и роспись изделий – выполнялись вручную.
Искусство делает нас людьми
Александр Губанов
Наиболее яркой страницей в искусстве Опошни, является керамическая скульптура. Крупнейшим мастером конца XIX века был Остап Ночовник. У опошнянской керамики к тому времени сформировался свой хорошо узнаваемый фирменный стиль. Опошнянские фигурные сосуды в основных своих частях (тулово, ноги, горлышко) выполнялись на гончарном круге. После, все детали соединялись в определенном порядке. Только после этого мастер приступал к лепке. В прошлом в фигурных сосудах подавали к столу вина и другие напитки. Со временем они превратились в декоративные предметы, используемые для украшения интерьера, но по традиции сохранили все признаки сосуда — полый корпус, носик для слива и ручку в виде хвоста. Скульптурным сосудам придают в Опошне форму быка, козла, коня, птицы. Но излюбленные образы – баран и лев. Варианты их пластических решений поистине бесчисленны. С начала XX века по 1930-е годы в посёлке были созданы гончарные артели, которые затем стали заводами. Также в этот период было основано несколько гончарных школ: керамическая кустарно-промышленная и школа мастеров художественной керамики. В начале 1960-х годов на гребне начавшейся в то время в СССР реформы, советское правительство решило массово внедрить дизайн в отечественное производство. 28 апреля 1962 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения». Это постановление сыграло большую роль в развитии отечественного дизайна – теперь он официально включался в систему государственной пропаганды. После знаменитой выставки «Искусство и быт» в московском Манеже ярко заговорил о себе новый декоративный стиль. Строго обтекаемые формы, естественные цвета глазурей, отсутствие вычурных украшений и богатой позолоты. Акцент на форму, пластику и силуэт. Это было модно и прогрессивно. Работы оригинальных мастеров из Опошни вызвали тогда громадный интерес. Государство сделало ставку на пропаганду советского дизайна и развитие художественного вкуса у населения.
Ещё в 1929 году в Опошне была основана гончарная артель «Красная керамика», которая в 1962 году была реорганизована в крупную фабрику «Художественная керамика». Традиции полтавской керамики были ярко отражены в творчестве знаменитых мастеров фабрики. Основой их творчества, как и прежде, являлись лембики, сосуды для вина в виде животных. Каждый из них был различен по своему характеру и трактовке: один покрыт курчавой «шерстью», другой только гравированными завитками, у одного рога огромные, а другого куцые. Форма и техника исполнения гривы, хвоста, пасти, глаз и ушей – то, что помогает отличить одного мастера от другого. Все эти детали по-разному воссоздавали самобытные мастера Опошни: Иван Билык, Василий и Пётр Омеляненко, Трофим и Владимир Демченко, Валерий и Надежда Проторьевы, Дмитрий Головко. Неподготовленному зрителю с первого взгляда довольно сложно отличить работу одного мастера от другого. Действительно, многие элементы классических лембиков очень схожи у всех авторов, однако при внимательном изучении, можно выделить характерные детали, помогающие практически безошибочно атрибутировать тот или иной сосуд.
Например, основными чертами зооморфных сосудов, созданных Головко, являются массивные ноги и рога, плотно прижатые к тулову. Сосуды, особенно в форме баранов, густо покрыты «шерстью» из тонких глиняных полосок, похожих на лапшу. Другие работы Головко, наоборот отличаются непропорционально длинными и тонкими ногами и рогами, вытянутыми мордами и глазами-щёлочками.
Зооморфные сосуды Проторьевых отличаются от классических «опошнянских» лембиков. Самые известные – «Чудо-юдо рыба кит» и «Бык» имеют многоцветную глазурь (у классических лембиков в основном используется только два цвета – изумрудно зелёный и коричневый), более обтекаемые формы (касается изделий массового производства, выполненных на заводе по моделям авторов) и единственное отверстие для залива и выливания жидкости.
Трофим Назарович Демченко любил крупные формы. Его зооморфные сосуды поражают размерами, детализацией и качеством исполнения. У сосудов в форме баранов часто сложные, со множеством завитков, рога. Туловища покрыты множеством объёмных, округлой формы элементов. Практически на всех своих произведениях Трофим Назарович оставлял характерную подпись – стилизованную букву «Д», либо в виде инициала, либо как первую букву, написанной полностью фамилии.
Иван Архипович Билык был мастером малых форм – в основном создавал небольшого размера фигурки и сосуды в форме львов, лошадей, баранов, но самой узнаваемой и любимой формой сосуда у Билыка – был бык. Причём у его быков очень характерная округлая морда, с длинной узкой прорезью рта и аккуратно вылепленными, лаконичными рогами. Выражение «лиц» быков Билыка во всех вариантах решения образа одинаковое – доброжелательно-приветливое. В основном, работы Ивана Билыка выточены на круге и декорированы «наклейками», гравированием, отпечатками штампа и покрыты зеленой (тёмного и светлого оттенков) и брунатным (цвет корицы) поливами, изредка украшенные росписью.
Для зооморфных сосудов Омельяненко характерны широко поставленные круглые глаза, объёмная, вылепленная шерсть и заострённые, как будто выточенные на станке ножки.
Примеры марок на опошнянских зооморфных сосудах
Практически все лембики, произведённые на фабрике «Художественная керамика» в Опошне в период 1950-х – 1970-х годов имеют на внутренней стороне туловища особое выдавленное «в тесте» заводское клеймо в форме куманца, который являлся основным символом фабрики. Также на некоторых сосудах рядом с клеймом ставился литнаж – 0,5, 1,2 или 3 литра. Штамп в виде куманца на опошнинских изделиях был 2-х видов: один – куманец с надписью внутри, второй – без надписи. После войны, когда артель развилась до завода ставили куманец с надписью (1950-е – нач. 1960-х годов), без надписи в 1960-е – 1970-е годы. Бумажные наклейки без клейма на изделиях завода «Художественный керамик» начали наклеивали в 1980-х годах. Также иногда можно встретить штамп «Х.К. Опошня» – завод «Художественный керамик» в 1950-е – 1960-е годы.
За время изучения опошнянской керамики, удалось собрать более ста зооморфных сосудов, восстановить их провенанс, атрибутировать, создать сайт, снять фильм, помочь другим музеям восстановить авторство сосудов. Помочь сохранить историю. На это ушло несколько лет, по крупицам из разных источников, таких, как старинная литература, современные музейные каталоги, видео из архива мастеров. Данные фигуры в 60-е годы объехали такие страны, как Италия, Франция, Швеция и многие другие. Мы запросили архив с выставки из музея Швеции 60-го года, нам прислали фотографии, удалось купить афишу с этой выставки. Музей Швеции ответил, что хранит у себя скульптуру Головко, такая фигурка есть и в нашей коллекции. Изначально мы не знали, что фигурки представляют музейную ценность, однажды попался каталог музея Царицыно, где в коллекции есть несколько таких сосудов. В Этнографическом музее тоже есть пара подобных предметов. Музей Опошни благодаря нашему сайту в 2022 году смог полностью восстановить утраченную историю по всем авторам. Удалось найти родственников гончаров из Опошни, а также людей, которые учились у данных мастеров. Последний гончар ушёл в 2020 году в возрасте 94 лет, вместе с ним ушла эпоха. Никогда ранее мы не думали, что нас так сможет затронуть история, предмет, ведь все началось с первого маленького барашка. А сейчас столько выставок, столько добрых слов.
Наша цель создать музей керамики в который смогут приходить люди и видеть все прекрасные вещи, которые создавались мастерами, цель сохранять и беречь наше прошлое, культурное наследие наших предков.
Искусство делает нас людьми. На примере этих фигур можно увидеть, как из более простых форм, которые украшены росписью, фигуры менялись, форма менялась, они становились более сложными, рисунок продавливался в тесте фигуры, можно смотреть часами на тонкую работу, это большое счастье прикоснуться к красоте. Позже, в конце 80-х сосуды упростились, стали создаваться методом формовки и продавались массово. Интересно наблюдать за трансформацией искусства, не многие люди могли видеть и держать в руках эти предметы, ведь каждый из сосудов несёт в себе длинную историю. Самый большой баран принадлежал Будённому, другой крупный — директору Большого театра, директорам заводов, человеку из Ленфильма, женщине, которая организовывала Олимпиаду-80. Этих людей уже давно нет, но есть их дети, которые рассказывают, как у них появились эти волшебные предметы.
Александр Губанов и Наталья Трофименко Частный Музей зооморфных лембиков г. Санкт-Петербург
_________________