Впервые в Ярославле – произведения из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Выставка «Загадки нидерландской живописи XVII века. Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика» знакомит с увлекательной и важной особенностью произведений старых мастеров – их сложной образной семантикой, которая не всегда ясна с первого взгляда человеку XXI века, но была хорошо понятна современникам художников в XVII столетии.
Загадки нидерландской живописи XVII века.
Зримый образ и скрытый смысл.
Аллегории и эмблематика
Картины, созданные на разных этапах развития фламандского голландского искусства и в различных жанрах, демонстрируют органичное взаимодействие «зримого образа и скрытого смысла» в области изображений бытовых сцен, натюрморта, пейзажа и собственно, аллегорического жанра.
Перед живописью ставилась конкретная задача – «поучения и забавы» – пропаганды художественными средствами конкретных философско-нравственных, религиозных и политических идей. Первостепенное значение здесь обретали актуальность содержания, точность и доходчивость в передаче смысла изображения, правильность его прочтения зрителем. Важно показать, как на разных этапах эволюции фламандского и голландского искусства полнокровный реализм художественного языка и изощрённый эмблематизм деталей уживались и взаимно дополняли друг друга в одном произведении.
На примерах первоклассных по художественному качеству работ (среди них картины таких известных художников как Фердинанд Бол, Николас Мас, Ян Мейтенс, Якоб Охтервелт, Ян Стен, Герард Терорх, Бартоломеус ван дер Хелст, Иероним Янсенс) показана логика развития аллегорического и эмблематического содержания, их взаимодействие с сочинениями современных поэтов и философов, а также образцами эмблематической графики. Демонстрируется неразрывное единство образно-эстетического, живописного содержания работ голландских и фламандских мастеров и часто присутствующего в них сложного философского или морально-назидательного подтекста.
«Знаки» и значения эмблем прочитывались согласно филологической логике, из сопоставления отдельных деталей, в конечном итоге образующих некую, заранее предусмотренную, но скрытую от непосвящённых символическую программу. Стремление усматривать более глубокий смысл в обыденных вещах, получать удовольствие от неочевидности и многозначности, игра в загадочное – показательная особенность культурной ментальности фламандцев и голландцев XVII столетия. Для определения этого Якоб Катс часто пользовался выражением «приятная сумрачность» («aengename duysterheyt»), которое было хорошо понятно его современникам. Другой голландский автор – Карел ван Мандер ещё в самом начале века превозносил пользу «глубоких по смыслу изображений» («sin-rycke uytbeeldingen»), в то время как Самюэл ван Хогстратен в 1678 году подчёркивал значение: «сопутствующих деталей, которые в скрытой форме что-то разъясняют».
Куратор – Вадим Анатольевич Садков, доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, главный научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина
Ярославский художественный музей
Ярославль, Советская площадь, 2
Выставка с 12 ноября 2022 г. по 12 марта 2023 г.
Марина Полывяная Ярославский художественный музей 7.11.2022
_________________
>>><<<