‎Загадки нидерландской живописи XVII века

‎Загадки нидерландской живописи XVII века

in Новости музеев 3568 views

Впервые в Ярославле – произ­веде­ния из собрания Государствен­ного музея изобра­зительных искусств им. А.С. Пушкина. Выставка «‎Загадки нидер­ландской живописи XVII века. Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмбле­матика»‎ знакомит с увлекательной и важной особенностью произве­дений старых мастеров – их сложной образной семантикой, которая не всегда ясна с первого взгляда человеку XXI века, но была хорошо понятна современникам художников в XVII столетии.

‎Загадки нидерландской живописи XVII века.
Зримый образ и скры­тый смысл.
Аллегории и эмблематика

Картины, созданные на разных этапах развития фла­мандского гол­ландского искусства и в различных жанрах, демонстри­руют органичное взаимо­действие «зримого образа и скрытого смысла» в области изображений бытовых сцен, натюрморта, пейзажа и собственно, аллего­рического жанра.

Бейлерт Ян Харменсван. Лютинист. XVII в. ГМИИ
Бейлерт Ян Харменсван. Лютинист. XVII в. ГМИИ

Перед живописью ставилась конкретная задача – «поучения и забавы» – пропаганды худо­жествен­ными сред­ствами конкретных фило­софско-нравст­венных,  религиозных и  политических  идей. Перво­степен­ное значение здесь обретали актуальность содержания, точность и доходчивость в передаче смысла изобра­жения, пра­вильность его прочтения зрителем. Важно показать, как на разных этапах эволюции фламандского и голланд­ского искусства полнокровный реализм художест­венного языка и изощрённый эмблематизм деталей уживались и взаимно дополняли друг друга в одном  произведении.

Бейлерт Ян Харменсван. Флейтистка. XVII в. ГМИИ
Бейлерт Ян Харменсван. Флейтистка. XVII в. ГМИИ

На примерах первоклас­сных по худо­жествен­ному качеству работ (среди них картины таких известных художников как Фердинанд Бол, Николас Мас, Ян Мейтенс, Якоб Охтервелт, Ян Стен, Герард Терорх, Бартоломеус ван дер Хелст, Иероним Янсенс) показана логика развития аллегорического и эмбле­мати­ческого содержания, их взаимодействие с сочинениями современных поэтов и философов, а также образцами эмблематической графики. Демонстрируется неразрывное единство образ­но-эсте­тического, живописного содержания работ гол­ландских и фла­мандских мастеров и часто при­сутствую­щего в них сложного философского  или  морально-нази­датель­ного подтекста.

Стен Ян Хавикс. Весёлое общество. Конец 1650-х - начало 1660-х гг. ГМИИ
Стен Ян Хавикс. Весёлое общество. Конец 1650-х — начало 1660-х гг. ГМИИ

«Знаки» и значения эмблем про­читыва­лись согласно филологической логике, из сопостав­ления отдельных деталей, в конечном итоге образующих некую, заранее преду­смотренную, но скрытую от непосвящённых символическую программу. Стремление усматривать более глубокий смысл в обыденных вещах, получать удовольствие от неочевидности и много­значности, игра в загадочное –  показательная  особенность культурной ментальности фламандцев и голландцев XVII столетия. Для определения этого Якоб Катс часто пользовался выражением «приятная сумрачность» («aengename duysterheyt»), которое было хорошо понятно его современникам.  Другой голландский автор – Карел ван Мандер ещё в самом начале века  превозносил  пользу «глубоких по смыслу изображений» («sin-rycke uytbeeldingen»), в то время как Самюэл ван Хогстратен в 1678 году подчёркивал  значение: «сопутствующих  деталей,  которые в скрытой форме что-то разъясняют».

Мас Николас Герритс. Похищение Ганимеда. 1678. ГМИИ
Мас Николас Герритс. Похищение Ганимеда. 1678. ГМИИ

Куратор – Вадим Анатольевич Садков, доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, главный научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина

 

Ярославский художественный музей

Ярославль, Советская площадь, 2

Выставка с 12 ноября 2022 г. по 12 марта 2023 г.

Марина Полывяная
Ярославский художественный музей
7.11.2022

 

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы