Велимир Хлебников. Король времени

in Новости музеев 1922 views

Государственная Третьяковская галерея пред­став­ляет рас­ширен­ную экспо­зи­цию произ­ве­де­ний, свя­занных с име­нем вы­даю­щего­ся поэ­та на­чала XX века, про­заика, дра­матурга и од­ного из осно­вополож­ников футуризма в России — Велимира Хлебникова (1885–1922). На выстав­ке, приуроченной к 100-летию со дня смер­ти поэта, будут представлены его при­жизненные и воображае­мые портреты, изображения членов семьи, а также иллюстрации к стихам и поэмам Хлебникова.

Состав выставки: более 20 произведений графики и скульптуры из кол­лекций Государствен­ной Третья­ковской галереи и Государственного музея истории рос­сийской литературы им. В.И. Даля.

Пётр Митурич. 1887-1956. Портрет В.А. Хлебникова. 1926. Государственная Третьяковская галерея
Пётр Митурич. 1887-1956. Портрет В.А. Хлебникова. 1926. Государственная Третьяковская галерея

Выдающийся поэт начала XX века, прозаик, драматург, автор утопических теорий, Хлебников вошел в историю русской литературы как реформатор поэтического языка, гений слово­творчества и один из осно­воположни­ков футуризма в России, при­думавший для русской версии этого направле­ния название «будетляне». «В Хлебникове есть всё!» — восклик­нул один из крупнейших русских поэ­тов XX века О. Мандельштам литературоведу Н. Харджиеву, когда тот подарил ему только что вышедший первый том собрания со­чинений Хлебникова. Его творчество оказало большое влияние на В. Маяковского, М. Цветаеву, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого. С 1915 года Хлебников разра­батывал утопическую идею Правительства Земного Шара из 317 председателей, способных установить справедливый миропорядок.

Велимир Хлебников высоко ценил новаторские достижения близких ему по духу художников, полагая, что именно в живописи рождаются наиболее радикальные эстетические принципы, которые могут быть использованы в других областях творчества. «Живопись всегда говорила языком, доступным для всех… На долю художников мысли падает построение азбуки понятий, строя основных единиц мысли, — из них строится здание слова», — писал он.

Борис Григорьев. 1886-1939. Хлебников в будущем. 1916. Государственная Третьяковская галерея
Борис Григорьев. 1886-1939. Хлебников в будущем. 1916. Государственная Третьяковская галерея

Изображения Хлебникова, включенные в экспозицию, раскрывают дружеские и внутрицеховые связи поэта, являя разные грани творческой и человеческой натуры. Эпиграфом к галерее портретов, представленных на выставке — ликов и обличий Хлебникова, запечатленных как его современниками, так и нынешними почитателями его творчества, можно поставить хлебниковские строки «Моих друзей летели сонмы. Их семеро, их семеро, их сто!».

  • Пётр Митурич. 1887-1956. Дар М.П. Митурича-Хлебникова в 1970. Государственная Третьяковская галерея
  • Петр Митурич. 1887-1956. Велимир Хлебников. 1924Бумага, черный карандаш. Государственная Третьяковская галерея

«Королём времени» (так нарекли драматурга друзья-футуристы) он предстает в загадочном символическом портрете Б. Григорьева «Хлебников в будущем» (1916), сосредоточенным и бескомпромиссным вождем «будетлян» — в рисунке В. Маяковского (1916), самопогружённым поэтом — в наброске Н. Кульбина (1913). Свидетелем последних дней Хлебникова стал известный график прошлого столетия П. Митурич, создавший пронзительно скорбные портреты поэта на смертном одре. Ещё до личного знакомства с Хлебниковым Митурич стал страстным поклонником его творчества, делал графические композиции по мотивам его произведений, работал над циклом «Пространственная графика», пытаясь создать визуальные образы поэзии своего кумира.
После смерти Хлебникова художник занимался изданием его стихов и прозы.

Современные интерпретации образа Хлебникова представлены рисунками А. Корсаковой-Рудович, А. Цедрика, скульптурами А. Зеленского и В. Клыкова.

Наталья Гончарова. 1881-1962. Вила и Леший. Иллюстрация к поэме В. Хлебникова «Вила и Леший». А. Крученых, В. Хлебников. Мирсконца. М., 1912 Бумага, автолитография. Дар по завещанию в 1989 А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж Государственная Третьяковская галерея
Наталья Гончарова. 1881-1962. Вила и Леший. Иллюстрация к поэме В. Хлебникова «Вила и Леший». А. Крученых, В. Хлебников. Мирсконца. М., 1912. Государственная Третьяковская галерея

Отдельный раздел выставки посвящён семье Велимира Хлебникова. Портреты отца и сестры поэта, выполненные П. Митуричем, также включены в экспозицию. В разделе иллюстраций представлены рисунки соратников Хлебникова к его стихам, поэмам и пьесам, а также коллекция футуристических книг из библиотеки Третьяковской галереи. На их страницах пересекались изобразительное искусство, поэзия, проза и декларации; кубофутуристическая поэзия и живопись тесно переплетались, вырабатывая совместные манифесты и заимствуя друг у друга художественные приёмы.

Куратор выставки: Татьяна Горячева

Третьяковская галерея

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 10

Выставка с 28 июня по 18 сентября 2022 года

 

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
22.06.2022

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Удивительные мелочи

Удивительные мелочи

Всероссийский музей де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва и Му­зей В.А. Тро­пи­ни­на от­кры­вают выстав­ку, где пред­ста­вят
Перейти К началу страницы