Дорогами Цивилизаций. Идём?

in Новости музеев 652 views

Довольно любопытная выставка прохо­дит в Госу­дар­ст­­вен­­ном исто­ри­ческом му­зее. На­зва­ние выстав­ки не сра­зу ска­жет что-ни­будь чи­таю­щему за­голо­вок: «Россия. Дорогами ци­­вилиза­ций». Это, бе­зуслов­но, ат­тракцион.

Увиденное эффектно и красиво, захватывает.

Вторая мысль. От каменного века до космических полётов во вре­мен­ной шкале; Рос­­сия-Вос­­ток-За­­пад в геогра­фи­ческой… а это как? Выдали из раз­ных фондов всё, что есть? Не сов­сем. Это — спрес­­сованное время. А это своего рода притча. Но об этом позднее.

Несколько зарисовок. Византия. Ку­пол храма из све­товых лент. А внизу Евангелие с кра­сивыми эма­лями. Но сфотографировать его не­возмож­но — блики. Но я за этим уви­дел ас­систы, бо­жествен­ный свет, лучи. Не знаю, за­думывалось ли так создателями экспозиции.

Евангелие-Апракос Мстиславово. Новгород. 1103-1117. Оклад XVI в.
Евангелие-Апракос Мстиславово. Новгород. 1103-1117. Оклад XVI в.
Фельдмаршальский жезл маршала Хельмута фон Мольтке (1800—1891). Пруссия, Берлин. Вторая половина XIX в.
Фельдмаршальский жезл маршала Хельмута фон Мольтке (1800—1891). Пруссия, Берлин. Вторая половина XIX в.

Прекрасен прусский маршальский жезл и маска Петра I. Почему они рядом? Неизвестно. Но красиво.

Самый сильный зал — это война. Жутковатый. Шлемы и каски на пиках. Кровавая шахматная партия. Огромная авиа­ционная бомба. А ввер­ху поломанные взрывом рельсы и шелчки метронома. Время уходит, жизнь коротка. И может вне­запно прекратиться.

А заканчивается всё скафандром космонавта, буквально на­поминаю­щим «Космическую Одиссею» Стенли Кубрика. И вот, собственно, притча. Камен­ный век, антич­ность — че­ловек один и всего боится. Византия — человек один, голый перед Богом. Новое время — торговля, обман; человек, собственно, один. Война — один человек, не знает другого; но ка­кие-то парни что-то решили наверху (на стене дана цитата Ремарка) и эти Незнайки начинают уничтожать друг друга почëм зря.

Скафандр космонавта Л. Попова
Скафандр космонавта Л. Попова

Космос — казалось бы, технологии… но человек снова один и одинок. И вариантов всей этой подачи есть два.

1. Человек, как проект, не удался. Он одинок и несчастен, ущербен и жалок, несмотря на возможность создавать красивые и умные вещи.

2. Человек, как отголосок Образа Божия, чем более широк его взгляд, ду­ховный и эмоциональ­ный опыт, тем меньше у него собеседников, способных его понять. Всегда проще собрать вместе фанатов футбола (при всём ува­жении), и их будет больше, нежели монахов-исихастов.

Возможно, Вы помните фразу, которую произно­сит пастор Шлаг в «Семнадцати мгновениях весны»: «Вы верите в обезьяну в человеке, а я — в Бога, который есть в каждом человеке».

Итак, какой же взгляд заложили создатели выставки? А, возможно, они и не думали о таких трактовках?

 

Михаил Тренихин
Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция,
кандидат искусствоведения


Маршальский жезл — знак различия генерал-фельдмаршалов, фельдмаршалов и маршалов, берет происхождение со времен Римской империи и Византии. Традиция принятия маршальского жезла, как символа власти, возродилась в средневековой Франции и дошла до начала XX века.

Жезл обычно представляет собой цилиндр длиной 30–40 см, изготовленный из драгоценного металла или обильно декорированный. Изображения на жезле всегда соотносятся с государственными символами страны. Для донаполеоновской Франции, преемницы античной традиции, характерно украшение жезла геральдическими лилиями, для Российской империи и Пруссии — орлами.

Маршальский жезл вручался всегда монархом или президентом, в торжественной обстановке, на поле боя после победы в сражении или во время парада. Для парадов главным образом и использовался: принимающий парад маршал приветствовал войска, поднимая вверх руку с жезлом.

В Пруссии звание фельдмаршала было введено в 1653 году. Один из самых известных маршалов этой страны — Хельмут фон Мольтке. Именно благодаря ему Пруссия победила Австрию в 1866 году при Садовой и разгромила французскую армию в 1870 году. В результате была создана Германская империя, объединившая под эгидой Пруссии германские княжества.

Прусские награды Мольтке, а также его маршальский жезл, хранились в Имперском Цейхгаузе в Берлине и поступили в Государственный исторический музей в качестве компенсационной реституции вместе с наградами, принадлежавшими Наполеону I и прусским генерал-фельдмаршалам Блюхеру и фон Цитену в мае 1946 года. Жезл изготовлен из позолоченного серебра и покрыт голубой прозрачной эмалью по гильошу, украшен Прусскими коронами и геральдическими немецкими
орлами.

Экспонируется впервые после сложной реставрации, проведенной специально для выставки «Россия. Дорогами Цивилизаций».

Текст — пресс-служба ГИМ

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Велимир Хлебников. Король времени

Государственная Третьяковская галерея пред­став­ляет рас­ширен­ную экспо­зи­цию произ­ве­де­ний, свя­занных с име­нем вы­даю­щего­ся поэ­та на­чала
Перейти К началу страницы