Довольно любопытная выставка проходит в Государственном историческом музее. Название выставки не сразу скажет что-нибудь читающему заголовок: «Россия. Дорогами цивилизаций». Это, безусловно, аттракцион.
Увиденное эффектно и красиво, захватывает.
Вторая мысль. От каменного века до космических полётов во временной шкале; Россия-Восток-Запад в географической… а это как? Выдали из разных фондов всё, что есть? Не совсем. Это — спрессованное время. А это своего рода притча. Но об этом позднее.
Несколько зарисовок. Византия. Купол храма из световых лент. А внизу Евангелие с красивыми эмалями. Но сфотографировать его невозможно — блики. Но я за этим увидел ассисты, божественный свет, лучи. Не знаю, задумывалось ли так создателями экспозиции.
Прекрасен прусский маршальский жезл и маска Петра I. Почему они рядом? Неизвестно. Но красиво.
Самый сильный зал — это война. Жутковатый. Шлемы и каски на пиках. Кровавая шахматная партия. Огромная авиационная бомба. А вверху поломанные взрывом рельсы и шелчки метронома. Время уходит, жизнь коротка. И может внезапно прекратиться.
А заканчивается всё скафандром космонавта, буквально напоминающим «Космическую Одиссею» Стенли Кубрика. И вот, собственно, притча. Каменный век, античность — человек один и всего боится. Византия — человек один, голый перед Богом. Новое время — торговля, обман; человек, собственно, один. Война — один человек, не знает другого; но какие-то парни что-то решили наверху (на стене дана цитата Ремарка) и эти Незнайки начинают уничтожать друг друга почëм зря.
Космос — казалось бы, технологии… но человек снова один и одинок. И вариантов всей этой подачи есть два.
1. Человек, как проект, не удался. Он одинок и несчастен, ущербен и жалок, несмотря на возможность создавать красивые и умные вещи.
2. Человек, как отголосок Образа Божия, чем более широк его взгляд, духовный и эмоциональный опыт, тем меньше у него собеседников, способных его понять. Всегда проще собрать вместе фанатов футбола (при всём уважении), и их будет больше, нежели монахов-исихастов.
Возможно, Вы помните фразу, которую произносит пастор Шлаг в «Семнадцати мгновениях весны»: «Вы верите в обезьяну в человеке, а я — в Бога, который есть в каждом человеке».
Итак, какой же взгляд заложили создатели выставки? А, возможно, они и не думали о таких трактовках?
Михаил Тренихин Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция, кандидат искусствоведения
Жезл обычно представляет собой цилиндр длиной 30–40 см, изготовленный из драгоценного металла или обильно декорированный. Изображения на жезле всегда соотносятся с государственными символами страны. Для донаполеоновской Франции, преемницы античной традиции, характерно украшение жезла геральдическими лилиями, для Российской империи и Пруссии — орлами.
Маршальский жезл вручался всегда монархом или президентом, в торжественной обстановке, на поле боя после победы в сражении или во время парада. Для парадов главным образом и использовался: принимающий парад маршал приветствовал войска, поднимая вверх руку с жезлом.
В Пруссии звание фельдмаршала было введено в 1653 году. Один из самых известных маршалов этой страны — Хельмут фон Мольтке. Именно благодаря ему Пруссия победила Австрию в 1866 году при Садовой и разгромила французскую армию в 1870 году. В результате была создана Германская империя, объединившая под эгидой Пруссии германские княжества.
Прусские награды Мольтке, а также его маршальский жезл, хранились в Имперском Цейхгаузе в Берлине и поступили в Государственный исторический музей в качестве компенсационной реституции вместе с наградами, принадлежавшими Наполеону I и прусским генерал-фельдмаршалам Блюхеру и фон Цитену в мае 1946 года. Жезл изготовлен из позолоченного серебра и покрыт голубой прозрачной эмалью по гильошу, украшен Прусскими коронами и геральдическими немецкими
орлами.
Экспонируется впервые после сложной реставрации, проведенной специально для выставки «Россия. Дорогами Цивилизаций».
Текст — пресс-служба ГИМ
_________________
>>><<<