Медальерное пресс-папье

Медальерное пресс-папье

in О коллекционировании 2029 views

Нумиз­мат, экс­перт в об­лас­ти ме­дальер­ного ис­кус­ства, ис­то­рик и стар­ший кон­сультант Medallic Art Com­pany (MACo) на закате своей яркой дея­тель­ности — Ри­чард У. Джонсон (Richard «Dick» Wayne Johnson) в своём не­опуб­лико­ванном труде «En­cyclo­pe­dia of Coin and Me­dal Tech­no­lo­gy» даёт следующее опре­деле­ние ме­дальер­ного пресс-папье:

«Пресс-папье (paperweight) — ме­дальер­ное изделие, пред­назначен­ное для использования на рабочем столе для прижима бумаги. Ме­тал­лические пресс-папье иногда имеют полу­сфери­ческие или квадратные ножки (от 2 до 4) на обратной стороне или, если ножек нет, пресс-папье часто имеет вой­лочную основу».

К вопросу о т.н. paperweights медальерного искусства

Далее Р. Джон­сон уточ­няет: «По­сколь­ку лю­бое крупное медальер­ное изде­лие может исполь­зо­ваться для прижима бумаги, пресс-папье обычно не обозна­чается как та­ковое, если только это не пре­дус­мот­рено каким-либо об­разом. Та­ким образом, ножки на обороте или вой­лочная основа часто яв­ляются един­ствен­ной ха­рак­теристикой чисто пресс-папье».

Ножки на обо­роте или вой­лочная основа часто являются един­ственной харак­терис­тикой чисто пресс-папье

Надо заметить, что в одном из самых авторитетных аукционных каталогах от Presidential Coin & Antique Company упоминание медальер­ного изделия с полу­сфери­ческими ножками в подавляющем большинстве случаев атри­бутируется, как основной признак его исполь­зования в ка­честве пресс-папье.[1]

Есть и исключения. Так, например, плакетка Whimsical Rip Van Winkle Medal for Woman’s Bowling Convention, бронза (101,5 мм x 63,5 мм), 1950, автор – Джеймс Дэниелс (James Daniels), изготовитель — Whitehead & Hoag Company, при наличии отмеченных при описании реверса ножек, пресс-папье не именуется.[2]

Также и при описании плакетки Seneca Indian Chief Medal, бронза (101 мм x 64,7 мм), б/д, автор неизвестен, изготовитель — Whitehead & Hoag Company, упоми­наются нож­ки на реверсе без привязки к исполь­зованию в качестве пресс-папье.[3]

Возвращаясь к определению Р. Джон­со­на… Так как дру­гих, пре­тен­дующих на ка­но­ни­ческое, да и вообще любых, определений нет, буду поль­зо­вать­ся этим, попутно уточняя и дополняя.

Итак, Р. Джон­сон при­во­дит два основных признака медальерного пресс-папье (далее – пресс-папье, но исключительно в понимании от­носимости к медальер­ному искусству) – небольшие ножки на ре­версе или войлок.

Разберёмся с «нож­ками». В своей Эн­цикло­педии Р. Джон­­сон даёт такое описание наиболее рас­про­стра­нён­ного вида «но­жек» в фор­ме по­лусферы (Half Ball Feet): «Это метал­лическая полу­сфера, при­крепляемая к обратной стороне медали (здесь Р. Джон­сон использует термин «медаль» как обобщаю­щий, неза­висимо от формы пред­мета – И.О.), превращая изделие в пресс-папье. Полусферы на­­поминают по­ловинку шара, отсюда и название, и служат «нож­ками», при­­под­­нимаю­щими ме­даль над поверхностью, на которой она лежит. Обычно оборотный штамп пред­­назначен для размещения этих но­жек с вы­пуклыми кругами – ог­ра­­ни­­читель­ными на­правляющими – в рельеф­ном ди­зайне. Нож­ки в форме полусферы при­паиваются к этим на­правляющим к необра­ботанной медали после того, как изделие пол­ностью от­чеканено и обработано, но до завершения».

Прямоугольные пресс-папье имеют либо 2 ножки, размещаемые в углах по верхней стороне реверса и создающие естественный наклон изделия при размещении на какой-либо поверхности, либо 4 ножки по углам изделия. Пресс-папье при этом могут быть одно­сторон­ними (uniface) или содержать определённую инфор­мацию на реверсе.

  • Julio Kilenyi. American Society of Mechanical Engineers 50th Anniversary. Bronze (100 mm x 81 mm ), 1930. Whitehead & Hoag Company. 
  • Jeno Juszko. Connecticut Fire Insurance Company 100th Anniversary. Bronze (101 mm x 63 mm ), 1950. Whitehead & Hoag Company. 
  • Unsigned. Carew-Tower & St. Nicholas Plaza. Bronze (101,5 mm x 76 mm), 1931. Whitehead & Hoag Company (в каталоге Auction № 82, 2012. P. 218 (№ 1359) – названо Paperweight-medal). 
  • Frederick C. Hibbard. American Foundry Equipment Co. Bronze (101,5 mm х 63 mm), 1920s. Whitehead & Hoag Company.
  • Unsigned. The Progress of a Century. National State Bank. Newark, New Jersey. 100th Anniversary. Bronze (101,5 mm x 76 mm), 1912. Whitehead & Hoag Company.

Ромбовидные пресс-папье, как разновидность прямоугольных, имеют очевидные 4 ножки (см., например: Cameron Appliance Company (Bonita Aerial Cable Rings); Fitchburg Mutual Fire Insurance Company 75th Anniversary).

Первое уточнение определения Р. Джонсона – пресс-папье круглой формы и привычной медальной толщины имеют, как правило, 3 полусферические ножки, редко – 2 (см., например: George I. Cochran. The Pacific Mutual Life Insurance Company).

  • Unsigned. Moshier Bros. 50th Anniversary. Bronze, 1927. Whitehead & Hoag Company. D=76 mm.
  • Franz F. Eue. Opening of the United States Trust Company of Newark, New Jersey. Bronze, 1927. Whitehead & Hoag Company. D=76 mm.

Встречавшееся автору пресс-папье круглой формы с 4 ножками представляется искусственным изделием с прикрепленными шариками от шарикоподшипника.

К пресс-папье сложной (прямоугольной) формы и пресс-папье с квадратными ножками относятся следующие изделия: Anton Schaaf. John Ericsson Plaquette (MACo, 1924-035); John Flanagan. William Alfred Paine Plaquette (MACo, 1929-058); Jonathan M. Swanson. Aetna Life Insurance Company Plaquette (MACo, 1931-037); Unsigned. Roxana Petroleum Corporation. Shell Building. 1920s. The Robbins Co.; Unsigned. J. Spencer Turner Co. Cotton goods. N/d. Whitehead & Hoag Company; Unsigned. Packard Motor Car Co. Paperweight. N/d. Whitehead & Hoag Company. Следует иметь ввиду, что в архивах MACo указано именно «плакетки», не пресс-папье.

Второе уточнение – существуют пресс-папье круглой формы (с ножками), у которых толщина (h) является просто выдающимся параметром. К таким пресс-папье можно отнести: William Skinner & Sons 75th Anniversary. Bronze, 1923. Whitehead & Hoag Company. D=76 мм, h=2,54 мм (!) и E.I. Horsman Co. Inc. 60th Anniversary. Bronze, 1925. Whitehead & Hoag Company. D=76 мм, h=2,54 мм (!). Есть основания предполагать определенную моду на подобное исполнение пресс-папье в период 20-х годов XX века.

Дополнение к определению Р. Джонсона. Помимо полукруглых и квадратных ножек встречаются пресс-папье с 2 прямоугольными ножками (скорее, брусочками) вдоль двух из сторон пресс-папье (см., например: Northway Motor & Manufacturing Co. paperweight).

Пресс-папье на войлочной основе также бывают как прямоугольными, так и круглыми.

  • Unsigned. The Chicago Lumber Co. 75th Anniversary. Bronze (98 mm x 51 mm). N/d.
  • Alphonse А. Kolb. Bausch & Lomb Optical Co. 75th Anniversary. Brass, 1928. Bastian Brothers Co. D= 81,5 mm.

Небольшая ремарка к описанию пресс-папье от Альфонса Колба. Казалось бы очевидный признак пресс-папье – войлок, но для исследователей этого бывает недостаточно и они именуют изделие медалью. В книге о медалях офтальмологической тематики можно найти информацию, что это пресс-папье было перевыпущено в 1943 г. в виде классической медали с реверсом.[4]

Теперь о значительном дополнении предложенного Р. Джонсоном определения, поскольку представляемые далее изделия также относятся к медальерному искусству и, более того, каталогизированы за конкретным автором тем же Р. Джонсоном в его знаменитом банке данных работ американских медальеров. Речь идет о т.н. shell, тонких металлических пластинках толщиной от 1 до 2 мм прикрепленных к деревянной основе (шайбе) с войлоком.

Rene P. Chambellan. Iowa Fiber Box Company 25th Anniversary Medal. Silverplated bronze, 1944. Medallic Art Company (MACo 1944-025). D=63,5 mm (диаметр металлической пластинки), d=86 mm (диаметр деревянной основы). H=30 mm.

Rene P. Chambellan. Fritzsche Brothers 75th Anniversary Medal. Bronze, 1946. Medallic Art Company (MACo 1946-011). D=69 mm (диаметр металлической пластинки), d=96 mm (диаметр деревянной основы). H=37 mm

  • Rene P. Chambellan. Fritzsche Brothers 75th Anniversary Medal. Bronze, 1946. Medallic Art Company (MACo 1946-011). D=69 mm (диаметр металлической пластинки), d=96 mm (диаметр деревянной основы). H=37 mm.

Также встречаются American Sterilizer 75th Anniversary (silver, 1944) и American Airlines Airfreight Distribution Award (bronze, 1950s). У пресс-папье American Airlines толщина пластинки составляет полноценные 5 мм.

В 2002 г. в серии Collector Books вышла книга (буклет): R. Holiner, S. Kammerman. Advertising Paperweights: Figural – Glass – Metal. Pictorial value guide and history. Буклет богато иллюстрирован, но малоинформативен. Несколько страниц посвящены bronze paperweights. При этом, ни во введении, ни по тексту раздела не даны ни определение понятия, ни признаки относимости, ни описание, ни какой-либо исторический экскурс. В качестве иллюстративного материала приведены как медали/плакетки с ножками, так и медали/плакетки, сомнение в принадлежности именно к медалям и плакеткам ни у кого и никогда не вызывавшие. И почему по мнению авторов буклета их надо относить к пресс-папье, абсолютно не понятно.

Упомянутые выше архивы MACo в описании изделий с ножками не содержат термин пресс-папье, для изготовителя это просто плакетки (см., например: MACo 1952-011 Columbia University Bicentennial Plaquette). Если не брать в расчет период деятельности MACo с 2000 г., когда открытые архивы компании содержат лишь изображения изделий без описаний, то paperweight упоминается в существующих версиях каталогов всего 6 раз (с 1907 года!): MACo 1945-023 – 8-ми угольная форма; MACo 1958-083 – круглая форма; MACo 1977-077 – круглая форма; MACo 1981-083 – круглая форма; MACo 1987-154 – круглая форма; MACo 1987-244 – прямоугольная форма). Никаких внешних особенностей исполнения, ориентирующих в выборе наименования продукции, не обнаруживается.

Справедливости ради надо заметить, что размещенные на сайте Американского нумизматического общества архивы MACo, о чем сами же специалисты ANS и предупреждают, содержат ошибки и представлены не в полном объеме. Так, к примеру, в разделе MACO Archive Image Catalog 1975–1979 отсутствует информация о выпущенных односторонних пресс-папье (fine art paperweights), воспроизводивших отдельные выпуски медалей Общества медалистов — Society of Medalists (SOM). Были выпущены пресс-папье с изображением реверса от медали Гертруды К. Латроп (Gertrude K. Lathrop) «Conserve Wildlife» (SOM 18), аверса от медали Джеймса Э. Фрэзера (James E. Fraser) «Pony Express – New Frontiers» (SOM 45), реверса от медали Карла Группе (Karl H. Gruppe) «Youth of the Scout World» (SOM 46), аверса от медали Гиффорда МакГрегора Проктора (Gifford MacGregor Proctor) «Trout Fishing» (SOM 47) и аверса от медали Дональда Миллера (Donald R. Miller) «In Wildness Is the Preservation of the World» (SOM 76). Выбор выпусков SOM для пресс-папье довольно странный. Рассуждения о том, что для пресс-папье были выбраны наиболее выдающиеся выпуски медалей SOM, при том, что три из пяти образцов идут просто подряд друг за другом, вызывают справедливые вопросы.[5]

В архивах одного из самых уважаемых аукционных домов Stack’s and Bowers Galleries термин paperweight встречается очень редко. При этом, например, упоминаемая выше плакетка с ножками Ambassador Bridge Plaquette от Джонатана Свансона (MACo 1929-033-002) названа «Paperweight Plaque» (медали там, кстати, именуются «Medal Paperweight»). В каталоге Auction № 81 Ambassador Bridge Plaquette названа пресс-папье, потому что имеет ножки.[6]

Алан Стал пишет: «…Простая истина заключается в том, что никто толком не знает, что делать с медалью после того, как она была изготовлена. Индейские вожди, возможно, носили их на шее, но остальным из нас приходится решать, использовать ли их как пресс-папье, искать для них подставку или убрать в ящик к другим значимым, но нефункциональным памятникам…».[7]

Изабелла Стюарт Гарднер, американская коллекционер и меценат в благодарственном письме скульптору Полу Маншипу так писала, очарованная красотой подаренной ей медали с Жанной Д’Арк: «… Я ношу ее с собой повсюду, как моё «пресс-папье».[8]

Поводя итог, можно сказать следующее — любая медаль или плакетка (тем более, plaque) могут использоваться как пресс-папье.[9] Любая плексигласовая заливка любой медали (плакетки в плексигласе мне не встречались) увеличивает площадь поверхности и вес и превращает подобную конструкцию в удобное пресс-папье.[10]

Однако, существуют дополнительные признаки (ножки, высота изделия, деревянная основа, войлочная подложка), которые позволяют с меньшими сомнениями и без избыточного исследовательского анализа отнести с высокой степенью корректности то или иное медальерное изделие к утилитарному пресс-папье.

Игорь Анатольевич Осипов,
коллекционер и исследователь
(г. Сыктывкар)

[1] См., например: Auction № 80 / Presidential Coin & Antique Company. 2010. P. 24 (№ 162), p. 112 (№ 453); Auction № 81 / Presidential Coin & Antique Company. 2011. P. 140 (№ 557); Auction № 83 / Presidential Coin & Antique Company. 2013. P. 206-207 (№ 1509); Auction № 86 / Presidential Coin & Antique Company. 2016. P. 148 (№ 1082), p. 154 (№ 1128), p. 155 (№ 1134).

[2] Auction № 79 / Presidential Coin & Antique Company. 2009. P. 210 (№ 1648); Auction № 86 / Presidential Coin & Antique Company. 2016. P. 155-156 (№ 1146)

[3] Auction № 79 / Presidential Coin & Antique Company. 2009. P. 207 (№ 1632).

[4] J. M. Galst, P. G. van Alfen. Ophthalmologia: Optica & Visio in Nummis. Wayenborgh, 2013. P. 431. См. также: Auction № 79, 2009. P. 204 (№ 1621).

[5] David Thomason Alexander. American Art Medals, 1909-1995: The Circle of Friends of the Medallion and the Society of Medalists (Studies in Medallic Art 1). / American Numismatic Society, 2010. P. 288.

[6] Auction № 81 / Presidential Coin & Antique Company. 2011. P. 140 (№ 557).

[7] The Medal in America. Ed. by Alan M. Stahl. The American Numismatic Society. New York, 1987. P. IX.

[8] Auction № 80 / Presidential Coin & Antique Company. 2010. P. 101.

[9] См., например: Auction № 84 / Presidential Coin & Antique Company. 2014. P. 139 (№ 880); Auction № 86 / Presidential Coin & Antique Company. 2016. P. 107 (№ 453).

[10] См., например: Auction № 77 / Presidential Coin & Antique Company. 2007. P. 115 (№ 443).

Bausch & Lomb Inc в медалях

Визуализация развития компаний на медалях, плакетах и пресс-папье

__________________

 Обсудить статью >>>