Нумизмат, эксперт в области медальерного искусства, историк и старший консультант Medallic Art Company (MACo) на закате своей яркой деятельности — Ричард У. Джонсон (Richard «Dick» Wayne Johnson) в своём неопубликованном труде «Encyclopedia of Coin and Medal Technology» даёт следующее определение медальерного пресс-папье:
«Пресс-папье (paperweight) — медальерное изделие, предназначенное для использования на рабочем столе для прижима бумаги. Металлические пресс-папье иногда имеют полусферические или квадратные ножки (от 2 до 4) на обратной стороне или, если ножек нет, пресс-папье часто имеет войлочную основу».
К вопросу о т.н. paperweights медальерного искусства
Далее Р. Джонсон уточняет: «Поскольку любое крупное медальерное изделие может использоваться для прижима бумаги, пресс-папье обычно не обозначается как таковое, если только это не предусмотрено каким-либо образом. Таким образом, ножки на обороте или войлочная основа часто являются единственной характеристикой чисто пресс-папье».
Ножки на обороте или войлочная основа часто являются единственной характеристикой чисто пресс-папье
Надо заметить, что в одном из самых авторитетных аукционных каталогах от Presidential Coin & Antique Company упоминание медальерного изделия с полусферическими ножками в подавляющем большинстве случаев атрибутируется, как основной признак его использования в качестве пресс-папье.[1]
Есть и исключения. Так, например, плакетка Whimsical Rip Van Winkle Medal for Woman’s Bowling Convention, бронза (101,5 мм x 63,5 мм), 1950, автор – Джеймс Дэниелс (James Daniels), изготовитель — Whitehead & Hoag Company, при наличии отмеченных при описании реверса ножек, пресс-папье не именуется.[2]
Также и при описании плакетки Seneca Indian Chief Medal, бронза (101 мм x 64,7 мм), б/д, автор неизвестен, изготовитель — Whitehead & Hoag Company, упоминаются ножки на реверсе без привязки к использованию в качестве пресс-папье.[3]
Возвращаясь к определению Р. Джонсона… Так как других, претендующих на каноническое, да и вообще любых, определений нет, буду пользоваться этим, попутно уточняя и дополняя.
Итак, Р. Джонсон приводит два основных признака медальерного пресс-папье (далее – пресс-папье, но исключительно в понимании относимости к медальерному искусству) – небольшие ножки на реверсе или войлок.
Разберёмся с «ножками». В своей Энциклопедии Р. Джонсон даёт такое описание наиболее распространённого вида «ножек» в форме полусферы (Half Ball Feet): «Это металлическая полусфера, прикрепляемая к обратной стороне медали (здесь Р. Джонсон использует термин «медаль» как обобщающий, независимо от формы предмета – И.О.), превращая изделие в пресс-папье. Полусферы напоминают половинку шара, отсюда и название, и служат «ножками», приподнимающими медаль над поверхностью, на которой она лежит. Обычно оборотный штамп предназначен для размещения этих ножек с выпуклыми кругами – ограничительными направляющими – в рельефном дизайне. Ножки в форме полусферы припаиваются к этим направляющим к необработанной медали после того, как изделие полностью отчеканено и обработано, но до завершения».
Прямоугольные пресс-папье имеют либо 2 ножки, размещаемые в углах по верхней стороне реверса и создающие естественный наклон изделия при размещении на какой-либо поверхности, либо 4 ножки по углам изделия. Пресс-папье при этом могут быть односторонними (uniface) или содержать определённую информацию на реверсе.
- Julio Kilenyi. American Society of Mechanical Engineers 50th Anniversary. Bronze (100 mm x 81 mm ), 1930. Whitehead & Hoag Company.
- Jeno Juszko. Connecticut Fire Insurance Company 100th Anniversary. Bronze (101 mm x 63 mm ), 1950. Whitehead & Hoag Company.
- Unsigned. Carew-Tower & St. Nicholas Plaza. Bronze (101,5 mm x 76 mm), 1931. Whitehead & Hoag Company (в каталоге Auction № 82, 2012. P. 218 (№ 1359) – названо Paperweight-medal).
- Frederick C. Hibbard. American Foundry Equipment Co. Bronze (101,5 mm х 63 mm), 1920s. Whitehead & Hoag Company.
- Unsigned. The Progress of a Century. National State Bank. Newark, New Jersey. 100th Anniversary. Bronze (101,5 mm x 76 mm), 1912. Whitehead & Hoag Company.
Ромбовидные пресс-папье, как разновидность прямоугольных, имеют очевидные 4 ножки (см., например: Cameron Appliance Company (Bonita Aerial Cable Rings); Fitchburg Mutual Fire Insurance Company 75th Anniversary).
Первое уточнение определения Р. Джонсона – пресс-папье круглой формы и привычной медальной толщины имеют, как правило, 3 полусферические ножки, редко – 2 (см., например: George I. Cochran. The Pacific Mutual Life Insurance Company).
- Unsigned. Moshier Bros. 50th Anniversary. Bronze, 1927. Whitehead & Hoag Company. D=76 mm.
- Franz F. Eue. Opening of the United States Trust Company of Newark, New Jersey. Bronze, 1927. Whitehead & Hoag Company. D=76 mm.
Встречавшееся автору пресс-папье круглой формы с 4 ножками представляется искусственным изделием с прикрепленными шариками от шарикоподшипника.
К пресс-папье сложной (прямоугольной) формы и пресс-папье с квадратными ножками относятся следующие изделия: Anton Schaaf. John Ericsson Plaquette (MACo, 1924-035); John Flanagan. William Alfred Paine Plaquette (MACo, 1929-058); Jonathan M. Swanson. Aetna Life Insurance Company Plaquette (MACo, 1931-037); Unsigned. Roxana Petroleum Corporation. Shell Building. 1920s. The Robbins Co.; Unsigned. J. Spencer Turner Co. Cotton goods. N/d. Whitehead & Hoag Company; Unsigned. Packard Motor Car Co. Paperweight. N/d. Whitehead & Hoag Company. Следует иметь ввиду, что в архивах MACo указано именно «плакетки», не пресс-папье.
Второе уточнение – существуют пресс-папье круглой формы (с ножками), у которых толщина (h) является просто выдающимся параметром. К таким пресс-папье можно отнести: William Skinner & Sons 75th Anniversary. Bronze, 1923. Whitehead & Hoag Company. D=76 мм, h=2,54 мм (!) и E.I. Horsman Co. Inc. 60th Anniversary. Bronze, 1925. Whitehead & Hoag Company. D=76 мм, h=2,54 мм (!). Есть основания предполагать определенную моду на подобное исполнение пресс-папье в период 20-х годов XX века.
Дополнение к определению Р. Джонсона. Помимо полукруглых и квадратных ножек встречаются пресс-папье с 2 прямоугольными ножками (скорее, брусочками) вдоль двух из сторон пресс-папье (см., например: Northway Motor & Manufacturing Co. paperweight).
Пресс-папье на войлочной основе также бывают как прямоугольными, так и круглыми.
- Unsigned. The Chicago Lumber Co. 75th Anniversary. Bronze (98 mm x 51 mm). N/d.
- Alphonse А. Kolb. Bausch & Lomb Optical Co. 75th Anniversary. Brass, 1928. Bastian Brothers Co. D= 81,5 mm.
Небольшая ремарка к описанию пресс-папье от Альфонса Колба. Казалось бы очевидный признак пресс-папье – войлок, но для исследователей этого бывает недостаточно и они именуют изделие медалью. В книге о медалях офтальмологической тематики можно найти информацию, что это пресс-папье было перевыпущено в 1943 г. в виде классической медали с реверсом.[4]
Теперь о значительном дополнении предложенного Р. Джонсоном определения, поскольку представляемые далее изделия также относятся к медальерному искусству и, более того, каталогизированы за конкретным автором тем же Р. Джонсоном в его знаменитом банке данных работ американских медальеров. Речь идет о т.н. shell, тонких металлических пластинках толщиной от 1 до 2 мм прикрепленных к деревянной основе (шайбе) с войлоком.
Rene P. Chambellan. Iowa Fiber Box Company 25th Anniversary Medal. Silverplated bronze, 1944. Medallic Art Company (MACo 1944-025). D=63,5 mm (диаметр металлической пластинки), d=86 mm (диаметр деревянной основы). H=30 mm.
- Rene P. Chambellan. Fritzsche Brothers 75th Anniversary Medal. Bronze, 1946. Medallic Art Company (MACo 1946-011). D=69 mm (диаметр металлической пластинки), d=96 mm (диаметр деревянной основы). H=37 mm.
Также встречаются American Sterilizer 75th Anniversary (silver, 1944) и American Airlines Airfreight Distribution Award (bronze, 1950s). У пресс-папье American Airlines толщина пластинки составляет полноценные 5 мм.
В 2002 г. в серии Collector Books вышла книга (буклет): R. Holiner, S. Kammerman. Advertising Paperweights: Figural – Glass – Metal. Pictorial value guide and history. Буклет богато иллюстрирован, но малоинформативен. Несколько страниц посвящены bronze paperweights. При этом, ни во введении, ни по тексту раздела не даны ни определение понятия, ни признаки относимости, ни описание, ни какой-либо исторический экскурс. В качестве иллюстративного материала приведены как медали/плакетки с ножками, так и медали/плакетки, сомнение в принадлежности именно к медалям и плакеткам ни у кого и никогда не вызывавшие. И почему по мнению авторов буклета их надо относить к пресс-папье, абсолютно не понятно.
Упомянутые выше архивы MACo в описании изделий с ножками не содержат термин пресс-папье, для изготовителя это просто плакетки (см., например: MACo 1952-011 Columbia University Bicentennial Plaquette). Если не брать в расчет период деятельности MACo с 2000 г., когда открытые архивы компании содержат лишь изображения изделий без описаний, то paperweight упоминается в существующих версиях каталогов всего 6 раз (с 1907 года!): MACo 1945-023 – 8-ми угольная форма; MACo 1958-083 – круглая форма; MACo 1977-077 – круглая форма; MACo 1981-083 – круглая форма; MACo 1987-154 – круглая форма; MACo 1987-244 – прямоугольная форма). Никаких внешних особенностей исполнения, ориентирующих в выборе наименования продукции, не обнаруживается.
Справедливости ради надо заметить, что размещенные на сайте Американского нумизматического общества архивы MACo, о чем сами же специалисты ANS и предупреждают, содержат ошибки и представлены не в полном объеме. Так, к примеру, в разделе MACO Archive Image Catalog 1975–1979 отсутствует информация о выпущенных односторонних пресс-папье (fine art paperweights), воспроизводивших отдельные выпуски медалей Общества медалистов — Society of Medalists (SOM). Были выпущены пресс-папье с изображением реверса от медали Гертруды К. Латроп (Gertrude K. Lathrop) «Conserve Wildlife» (SOM 18), аверса от медали Джеймса Э. Фрэзера (James E. Fraser) «Pony Express – New Frontiers» (SOM 45), реверса от медали Карла Группе (Karl H. Gruppe) «Youth of the Scout World» (SOM 46), аверса от медали Гиффорда МакГрегора Проктора (Gifford MacGregor Proctor) «Trout Fishing» (SOM 47) и аверса от медали Дональда Миллера (Donald R. Miller) «In Wildness Is the Preservation of the World» (SOM 76). Выбор выпусков SOM для пресс-папье довольно странный. Рассуждения о том, что для пресс-папье были выбраны наиболее выдающиеся выпуски медалей SOM, при том, что три из пяти образцов идут просто подряд друг за другом, вызывают справедливые вопросы.[5]
В архивах одного из самых уважаемых аукционных домов Stack’s and Bowers Galleries термин paperweight встречается очень редко. При этом, например, упоминаемая выше плакетка с ножками Ambassador Bridge Plaquette от Джонатана Свансона (MACo 1929-033-002) названа «Paperweight Plaque» (медали там, кстати, именуются «Medal Paperweight»). В каталоге Auction № 81 Ambassador Bridge Plaquette названа пресс-папье, потому что имеет ножки.[6]
Алан Стал пишет: «…Простая истина заключается в том, что никто толком не знает, что делать с медалью после того, как она была изготовлена. Индейские вожди, возможно, носили их на шее, но остальным из нас приходится решать, использовать ли их как пресс-папье, искать для них подставку или убрать в ящик к другим значимым, но нефункциональным памятникам…».[7]
Изабелла Стюарт Гарднер, американская коллекционер и меценат в благодарственном письме скульптору Полу Маншипу так писала, очарованная красотой подаренной ей медали с Жанной Д’Арк: «… Я ношу ее с собой повсюду, как моё «пресс-папье».[8]
Поводя итог, можно сказать следующее — любая медаль или плакетка (тем более, plaque) могут использоваться как пресс-папье.[9] Любая плексигласовая заливка любой медали (плакетки в плексигласе мне не встречались) увеличивает площадь поверхности и вес и превращает подобную конструкцию в удобное пресс-папье.[10]
Однако, существуют дополнительные признаки (ножки, высота изделия, деревянная основа, войлочная подложка), которые позволяют с меньшими сомнениями и без избыточного исследовательского анализа отнести с высокой степенью корректности то или иное медальерное изделие к утилитарному пресс-папье.
Игорь Анатольевич Осипов, коллекционер и исследователь (г. Сыктывкар)
[1] См., например: Auction № 80 / Presidential Coin & Antique Company. 2010. P. 24 (№ 162), p. 112 (№ 453); Auction № 81 / Presidential Coin & Antique Company. 2011. P. 140 (№ 557); Auction № 83 / Presidential Coin & Antique Company. 2013. P. 206-207 (№ 1509); Auction № 86 / Presidential Coin & Antique Company. 2016. P. 148 (№ 1082), p. 154 (№ 1128), p. 155 (№ 1134).
[2] Auction № 79 / Presidential Coin & Antique Company. 2009. P. 210 (№ 1648); Auction № 86 / Presidential Coin & Antique Company. 2016. P. 155-156 (№ 1146)
[3] Auction № 79 / Presidential Coin & Antique Company. 2009. P. 207 (№ 1632).
[4] J. M. Galst, P. G. van Alfen. Ophthalmologia: Optica & Visio in Nummis. Wayenborgh, 2013. P. 431. См. также: Auction № 79, 2009. P. 204 (№ 1621).
[5] David Thomason Alexander. American Art Medals, 1909-1995: The Circle of Friends of the Medallion and the Society of Medalists (Studies in Medallic Art 1). / American Numismatic Society, 2010. P. 288.
[6] Auction № 81 / Presidential Coin & Antique Company. 2011. P. 140 (№ 557).
[7] The Medal in America. Ed. by Alan M. Stahl. The American Numismatic Society. New York, 1987. P. IX.
[8] Auction № 80 / Presidential Coin & Antique Company. 2010. P. 101.
[9] См., например: Auction № 84 / Presidential Coin & Antique Company. 2014. P. 139 (№ 880); Auction № 86 / Presidential Coin & Antique Company. 2016. P. 107 (№ 453).
[10] См., например: Auction № 77 / Presidential Coin & Antique Company. 2007. P. 115 (№ 443).
Визуализация развития компаний на медалях, плакетах и пресс-папье
__________________
























