Сокровищница графики

Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века

in Новости музеев 1014 views

ГМИИ им. А.С. Пушкина запускает серию выставок под названием «Ars Graphica» и пред­ставляет первый проект «Сокро­вищ­ни­ца графики. Гра­вюрный кабинет в первой четверти XX века». Выставка подготовлена совместно с Российской госу­дар­ст­вен­ной библиотекой и посвящена музейной деятельности выдающегося русского учёного и педагога Николая Ильича Романова. В экспозицию вош­ло более восьмидесяти произ­ве­де­ний запад­но­евро­пейских и русских мастеров эстампа, в том числе гра­фические работы Дюрера, Рембрандта, Хогарта и Домье. Некоторые из них не экспо­ни­ро­вались почти сто лет. Также на вы­ставке представлены каталоги пер­вых московских выставок графики, письма художников и искус­ствоведов. Стартовый проект выставочного цикла «Ars Graphica» отражает важные страницы истории Гравюрного кабинета Румян­цевского музея — главного графического собрания Москвы. 

Джон Эдгар Платт. Гигантский шаг. 1918. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Джон Эдгар Платт. Гигантский шаг. 1918. ГМИИ им. А.С. Пушкина

С 1910 по 1924 год Николай Ильич Романов возглавлял Отделение изящ­ных искусств Румян­цевского музея, в которое входили Картинная галерея и Гравюрный кабинет, а в период с 1923 по 1928 год являлся директором Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). Он превратил Гра­вюр­ный кабинет в место притяжения для всех ценителей искусства графики, уникальную творческую лаборато­рию, где рождались проекты первых выставок графики западно­европей­ских и русских мастеров, закла­дывались основы научной, храни­тельской и просве­титель­ской деятель­ности. Романову удалось во­плотить в Гравюрном кабинете свои пред­ставления о музее нового типа, в собрании которого современное искусство гармонично сосуществует с творениями художников давно ушедших эпох.

Кругликова Е.С. Гран-При в Лоншане. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Кругликова Е.С. Гран-При в Лоншане. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Карьера Николая Ильича Романова началась в Румян­цевском музее — крупнейшем просве­титель­ском учреждении Москвы XIX – первой четверти XX века. В 1924 году, после расфор­мирования Румян­цевского музея, Гравюрный кабинет вместе с кол­лекцией живописи западно­европей­ских художников и научной библиотекой по искусству был перемещён в Музей изящных искусств, частью которого является по сей день — только называется он теперь отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина. Библиотека Румян­цев­ского музея была в 1925 году преобразована в Госу­дар­ствен­ную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская госу­дарствен­ная библиотека).

Проследить историю первых мос­ков­ских выставок графики современному зрителю позволяют письма, каталоги выставок и отчеты Румянцевского музея, а также представленные в витринах листы Дюрера, Рембрандта, Хогарта и других мастеров эстампа, чьи произведения привлекали внимание посетителей выставок, проходивших в залах Румянцевского музея в первые десятилетия ХХ века.

Фалилеев В.Д. Высокий мост. 1927. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фалилеев В.Д. Высокий мост. 1927. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Один из разделов экспозиции по­священ наследию русских худож­ников, произведения которых целе­направленно приобретались для Гра­вюрного кабинета. Со многими из них Романов дружил и состоял в постоянной переписке. Творчество А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.Д. Фали­леева, Е.С. Кругликовой сыграло важную роль в переориентации отечественной графики от репро­дук­цион­ного эстампа к авторскому.

Авторы выставки воздают должное чрезвычайно важному, хоть и малоизвестному широкой публике эпизоду истории Музея изящных искусств (а значит, и Государ­ственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) — обмену дарами между музеями Москвы и Лондона. Благодаря сотрудничеству Николая Ильича Романова с британским художником Фрэнком Брэнгвином Музей изящных искусств в 1925 году получил в дар от Британского музея почти 600 произведений печатной графики. В Британский музей из Москвы в тот год отправили 218 листов с работами русских мастеров. На выставке представлены лучшие листы британских художников, отобранные для московского музея Фрэнком Брэнгвином и Кэмпбэллом Доджсоном, главным хранителем Гравюрного кабинета Британского музея. Произведения отражают все разнообразие британской печатной графики первой четверти XX столетия.

Уильям Джайлз Жиль.Sic Transit Gloria Mundi. Так проходит мирская слава. 1924. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Уильям Джайлз Жиль.Sic Transit Gloria Mundi. Так проходит мирская слава. 1924. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Цикл «Ars Graphica» задуман как серия выставочных проектов, основанных на произведениях из фондов отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина. В этой же серии пройдут выставки, посвященные нидерландской гравюре XVI века, новаторским идеям в немецком графическом искусстве конца XV века, японизму в русской цветной гравюре рубежа XIX — XX столетий. Эти выставки познакомят зрителя с творчеством выдающихся граверов, литографов и рисовальщиков, чьи произведения составляют золотой фонд собрания Гравюрного кабинета.

  • Остроумова-Лебедева А.П. Луна. 1900. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Элизабет Кристи Остен-Браун. Лодки на берегу. 1908. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Фалилеев В.Д. Спелая рожь. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Уильям Уэстли Мэннинг. Мост в Стайтесе. Англия. 1924. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Кураторы

Кураторская группа: Татьяна Тютвинова, старший научный сотрудник отдела графики и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина,

Наталья Самойленко, советник Дирекции Российской государ­ственной библиотеки

Участники

Участники выставки: Государ­ственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российская государственная библиотека.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
4.03.2025

Логотип ГМИИ им. ПушкинаГосударственный му­зей изобра­зи­тель­ных искусств имени А.С. Пушкина – му­зейный комп­лекс, обла­дающий одним из крупнейших в Рос­сии ху­доже­ствен­ных собраний за­рубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 па­мятников, создан­ных мастерами раз­ных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произ­веде­ния ми­ровой жи­вописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других в­ыдающих­ся ху­дожников. Все­мирно из­вестна кол­лекция фран­цузского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, По­ля Го­гена, Вин­сента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Госу­дарствен­ный центр со­вре­менного ис­кусства с фи­лиалами во Вла­дикавказе, Ека­теринбурге, Ка­лининграде, Нижнем Нов­городе, Санкт-Пе­тербурге и Томске.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главное здание (Волхонка, 12), зал 31

18 марта 15 июня 2025 г.

Купить билет в Пушкинский музей

Главная на все 100!

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2025

__________________

 Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Подвиг музея

Подвиг музея

ГМИИ имени А.С. Пушкина 24 апреля совместно с Государственным Русским музеем открывает выставочный
Художник Николай Мухин

Художник Николай Мухин

Выс­тав­ка Ака­де­ми­ка Рос­сий­ской ак­аде­мии ху­до­жеств, На­род­но­го ху­дож­ни­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Ни­ко­лая Алек­санд­ро­ви­ча Му­хи­на
Юрия Темирканов

Юрий Темирканов к 80-летию Победы

К 80-ле­тию Ве­ли­кой По­бе­ды Меж­ду­на­род­ный фонд куль­тур­ных ини­циа­тив Юрия Те­мир­ка­но­ва пред­став­ляет вир­туаль­ную
Перейти К началу страницы