ГМИИ им. А.С. Пушкина запускает серию выставок под названием «Ars Graphica» и представляет первый проект «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века». Выставка подготовлена совместно с Российской государственной библиотекой и посвящена музейной деятельности выдающегося русского учёного и педагога Николая Ильича Романова. В экспозицию вошло более восьмидесяти произведений западноевропейских и русских мастеров эстампа, в том числе графические работы Дюрера, Рембрандта, Хогарта и Домье. Некоторые из них не экспонировались почти сто лет. Также на выставке представлены каталоги первых московских выставок графики, письма художников и искусствоведов. Стартовый проект выставочного цикла «Ars Graphica» отражает важные страницы истории Гравюрного кабинета Румянцевского музея — главного графического собрания Москвы.

С 1910 по 1924 год Николай Ильич Романов возглавлял Отделение изящных искусств Румянцевского музея, в которое входили Картинная галерея и Гравюрный кабинет, а в период с 1923 по 1928 год являлся директором Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). Он превратил Гравюрный кабинет в место притяжения для всех ценителей искусства графики, уникальную творческую лабораторию, где рождались проекты первых выставок графики западноевропейских и русских мастеров, закладывались основы научной, хранительской и просветительской деятельности. Романову удалось воплотить в Гравюрном кабинете свои представления о музее нового типа, в собрании которого современное искусство гармонично сосуществует с творениями художников давно ушедших эпох.

Карьера Николая Ильича Романова началась в Румянцевском музее — крупнейшем просветительском учреждении Москвы XIX – первой четверти XX века. В 1924 году, после расформирования Румянцевского музея, Гравюрный кабинет вместе с коллекцией живописи западноевропейских художников и научной библиотекой по искусству был перемещён в Музей изящных искусств, частью которого является по сей день — только называется он теперь отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина. Библиотека Румянцевского музея была в 1925 году преобразована в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека).
Проследить историю первых московских выставок графики современному зрителю позволяют письма, каталоги выставок и отчеты Румянцевского музея, а также представленные в витринах листы Дюрера, Рембрандта, Хогарта и других мастеров эстампа, чьи произведения привлекали внимание посетителей выставок, проходивших в залах Румянцевского музея в первые десятилетия ХХ века.

Один из разделов экспозиции посвящен наследию русских художников, произведения которых целенаправленно приобретались для Гравюрного кабинета. Со многими из них Романов дружил и состоял в постоянной переписке. Творчество А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.Д. Фалилеева, Е.С. Кругликовой сыграло важную роль в переориентации отечественной графики от репродукционного эстампа к авторскому.
Авторы выставки воздают должное чрезвычайно важному, хоть и малоизвестному широкой публике эпизоду истории Музея изящных искусств (а значит, и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) — обмену дарами между музеями Москвы и Лондона. Благодаря сотрудничеству Николая Ильича Романова с британским художником Фрэнком Брэнгвином Музей изящных искусств в 1925 году получил в дар от Британского музея почти 600 произведений печатной графики. В Британский музей из Москвы в тот год отправили 218 листов с работами русских мастеров. На выставке представлены лучшие листы британских художников, отобранные для московского музея Фрэнком Брэнгвином и Кэмпбэллом Доджсоном, главным хранителем Гравюрного кабинета Британского музея. Произведения отражают все разнообразие британской печатной графики первой четверти XX столетия.

Цикл «Ars Graphica» задуман как серия выставочных проектов, основанных на произведениях из фондов отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина. В этой же серии пройдут выставки, посвященные нидерландской гравюре XVI века, новаторским идеям в немецком графическом искусстве конца XV века, японизму в русской цветной гравюре рубежа XIX — XX столетий. Эти выставки познакомят зрителя с творчеством выдающихся граверов, литографов и рисовальщиков, чьи произведения составляют золотой фонд собрания Гравюрного кабинета.
- Остроумова-Лебедева А.П. Луна. 1900. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Элизабет Кристи Остен-Браун. Лодки на берегу. 1908. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Фалилеев В.Д. Спелая рожь. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Уильям Уэстли Мэннинг. Мост в Стайтесе. Англия. 1924. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Кураторы
Кураторская группа: Татьяна Тютвинова, старший научный сотрудник отдела графики и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина,
Наталья Самойленко, советник Дирекции Российской государственной библиотеки
Участники
Участники выставки: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российская государственная библиотека.
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 4.03.2025
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Главное здание (Волхонка, 12), зал 31
18 марта — 15 июня 2025 г.
Купить билет в Пушкинский музей
__________________