Вечер, посвящённый открытию обновлённой экспозиции искусства русского Позднего средневековья, состоялся в Третьяковской галерее 27 января. Искусству XVI–XVII веков, так называемой эпохе Позднего средневековья, в постоянной экспозиции Третьяковской галереи посвящены два зала, которые после ремонта и обновления будут представлены публике. Иконопись этого периода — последняя яркая страница средневековой культуры, где восточнохристианские традиции сочетаются с западноевропейскими веяниями.

В XVI веке Русь осознала себя как Третий Рим — последнее православное царство, которое, соединив в себе славу и духовное величие предшественников, Рима и Константинополя, уподобилось «нерушимому» вечному царству Мессии библейских пророчеств. В эту эпоху к традиционным функциям иконного образа прибавилась ещё одна — наставление, поучение, разъяснение вопросов веры и христианской догматики: широкое распространение получили символико-дидактические сюжеты. Новые тенденции в русской иконописи отчётливо проявились уже на рубеже XVI–XVII веков, в период правления Бориса Годунова. «Мелочное» письмо с тщательно прорисованными деталями, изысканный колорит и обилие тончайшего орнамента, прочерченного золотыми и серебряными линиями, уподобляют иконы этого времени произведениям ювелирного искусства. В эпоху восстановления страны, пережившей разорение Смутного времени, творчество ведущего «государева иконописца» Симона Ушакова, сегодня воспринимаемое как новаторское, было обращено к культурным и духовным истокам и нацелено на возвращение к исконным традициям, очищение от всех позднейших ошибок и искажений.
При разработке концепции экспозиции зала XVII века были использованы новейшие научные достижения и результаты технико-технологических исследований произведений Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты. В новой экспозиции зрители имеют возможность проследить развитие иконописи в Москве и других художественных центрах.
Несколько впервые экспонируемых произведений были раскрыты и отреставрированы специально для новой экспозиции, включая три иконы страстного чина конца XVII века из церкви святителя Григория Неокесарийского в Дербицах в Москве. Работа над этими памятниками велась при поддержке Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова. Гости смогли увидеть три отреставрированные иконы из этого чина перенесённые из фондов Третьяковской галереи во Врубелевский зал. Всего один вечер они экспонировались среди монументально-декоративных шедевров мастера Серебряного века, оживившего в своих произведениях орнаменты «узорочья» осени русского Средневековья.
В программе вечера состоялось выступление народного артиста России пианиста Юрия Розума, стипендиатов международного фонда Юрия Розума и обладателей стипендии им. Михаила Абрамова.
Реконструкция залов № 61 и 62 выполнена при финансовой поддержке А.Р. Бокарева.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 2025
27 января 2025 года
Со своей стороны благодарим Третьяковскую галерею за приглашение и возможность увидеть три иконы страстного чина конца XVII века из церкви святителя Григория Неокесарийского в Дербицах в Москве. Находясь в Третьяковской галерее по служебной обязанности приятно увидеть рядом такие невероятные вещи, которые в простое время не встретишь.
Удивительно, волшебно, сказочно.
Выступали две девушки молоденькие, стипендиатки Абрамова. На фортепиано играли произведения Листа. Потом была гитара, затем домра под аккомпанемент рояля. А Юрия Розум сыграл две вещи Рахманинова, и «Щелкунчика» в завершение.
Андрей Соловьёв Специальный корреспондент журнала "Коллекция"
Третьяковская галерея
Лаврушинский переулок, 10
27 января 2025 года, понедельник
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________