Герои и современники Серебряного века

Герои и современники Серебряного века

in Новости музеев 2209 views

Третьяковская галерея пред­став­ляет проект «Герои и совре­мен­ни­ки Серебряного века» — чет­вёр­тый в цик­ле гра­фиче­ских вы­ста­вок из собра­ния музея, посвящён­ных куль­туре рубежа XIX–XX ве­ков. Экспо­зиции «Предчувствуя ХХ век», «Александр Бенуа и его „Мир искусства“», «Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин, Н.Н. Сапунов» были по­священы ведущим мас­те­рам Се­ребря­ного века. Одна­ко их деятельность является лишь частью общего культурного процесса, который характеризуется бес­пре­це­дент­ным взлё­том твор­ческой актив­нос­ти, во­вле­чён­ностью боль­шого ко­личе­ства ху­дожников, ши­ротой ох­ва­та зри­тель­ской ауди­тории.

Мария Якунчикова-Вебер. Пламя. 1897. ГТГ
Мария Якунчикова-Вебер.
Пламя. 1897. ГТГ 
  • Михаил Врубель. Выставка работ 36-ти художников. 1901. ГТГ
  • Николай Сапунов. Ряженые. 1908. ГТГ
  • Василий Денисов. Богоматерь. 1900-е. ГТГ

Задача выставки «Герои и современники Серебряного века» — про­демонстри­ровать сти­листи­ческую неодно­род­ность изобра­зитель­ного искус­ства это­го периода. Бурная ху­дожествен­ная жизнь по­родила мно­жество направле­ний, во взаимо­дейст­вии которых скла­дывается яркий и при­чудливый образ эпо­хи. Проект рас­сказывает не толь­ко о главных пер­со­на­жах художественной жизни обеих столиц, ставших вопло­щением по­нятия «Серебряный век», но и о незаслуженно забытых или не получивших должной известности художниках.

В первом зале обозна­чены цент­ры, во­круг которых были сосредоточены главные творческие силы — ху­дожественные группировки, выставочные объеди­нения, жур­налы-мани­фесты: «Мир искусства», «Весы», «Скорпион», «Золотое руно». Между ними велась полемика, порой принимающая острые формы. Но тяготение к одному лагерю отнюдь не означало отказ от сотрудничества с другим.

Борис Григорьев. Музыканты. 1914. ГТГ
Борис Григорьев. Музыканты. 1914. ГТГ
  • Аристарх Лентулов. Купальщицы. Начало 1910-х. ГТГ
  • Сергей Чехонин. Ель скорби. 1915. ГТГ

Перетекание участников — тоже одна из глав­ных черт худо­жествен­ной жиз­ни 1900-х годов, и она сви­детельствует о том, что при всей раз­ности декла­раций, со­перники одновре­менно бы­ли и еди­но­мыш­лен­ни­ками, поскольку их объединяла идея обновления.

Общая черта эпохи — ви­деть в фокусе портретного изо­бражения человека творящего и человека воспринимающего: художника в маскарадном одеянии, актера в костюме, музыканта и посетителя кафе­шантанов и артисти­ческих каба­ре, мецената и представителя художественной богемы, зрителя в ложе. Художники режиссируют образы, при­бегают к элементам театра­ли­зации, под­чёркивая особый статус создателя или потребителя искусства. Новое дыхание обретают различные формы портретов, в том числе «архаические»: костю­мирован­ный, парад­ный, ал­лего­ри­ческий. Самым изысканным средством для создания эффекта приобщённости модели к миру искусства стали игра со стилем, исторические аллюзии. Виртуоз­ными мастерами такого метода были, например, Константин Сомов и Валентин Серов. Поиски новых тем уди­вительным образом сочетаются с приверженностью графиков ру­бежа веков каноническим сюжетам истории искусства. Это яв­ление исследует один из раз­делов выставки. По-своему интер­претируя мотивы окна, деревьев, фонтанов, ар­лекинад, про­гулок, купальщиц, венер, художники рас­крывают их новые смыс­лы и создают новые каноны.

Безусловным фаворитом эпохи стала тема тор­жественных шествий, царских выходов.

Николай Сапунов. Мистическое собрание. 1909. ГТГ
Николай Сапунов. Мистическое собрание. 1909. ГТГ
  • Сергей Иванов. В стрелецкой слободе. 1908. ГТГ
  • Евгений Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905. ГТГ

Чрезвычайно популярным был жанр «картин по русской истории», дань ко­торому от­дали прак­тически все мастера. Реалисти­ческий идеал в трактовке исто­ричес­кого со­бытия усту­пает мес­то эсте­тически вы­ве­рен­ной идеа­лизации истории в работах Андрея Рябушкина, Сергея Иванова, Аполлинария Васнецова, Михаила Нестерова, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского.

Однако в поиске истоков, новых тем и языка каждая из сто­лиц вы­бирала свое прошлое. Для петербуржцев характерна ностальгия по золотому веку отечественной культуры, уходящей эпохе дворянских усадеб, для мос­квичей интересно наследие допетровской Руси, которое воспринималось как квинтэссенция подлинно национального духа.

Важный импульс в поиске нового пластического языка дало увлечение стилем модерн, с его интересом к фольклору, народным ремеслам, возрождению национальных традиций. Ярче всего новый русский стиль на рубеже столетий проявляет себя в прикладных видах искусства. На выставке этот стиль представлен графическими работами Врубеля, Поленовой, Головина, Билибина, а также будущих авангардистов Кандинского и Гончаровой.

Леонид Пастернак. Концерт Ванды Ландовской. 1907. ГТГ
Леонид Пастернак. Концерт Ванды Ландовской. 1907. ГТГ
  • Борис Кустодиев. Японская кукла. 1908. ГТГ
  • Борис Кустодиев. Купальщица. 1918. ГТГ

Одно из наиболее интересных направлений в поисках обновления языка — церковные росписи. В начале ХХ века произошел небывалый подъем в строительстве новых храмов. К их проектированию были привлечены лучшие худо­жественные силы самых разных направлений: Михаил Нестеров и Наталия Гончарова, Николай Рерих и Сергей Чехонин, Виктор Васнецов и Кузьма Петров-Водкин и другие. Из-за возникшей политической и экономической ситуации в стране этот огромный пласт художественной культуры дошёл до наших дней по большей части лишь на бумаге. Графика сберегла идеи и имена авторов проектов, в том числе и незаслуженно забытых, таких, как Валентин Щербаков и Василий Комаровский. Продол­жались поиски совре­мен­ных форм во­пло­ще­ния ре­ли­гиоз­ных сю­же­тов и в стан­ковых работах ху­дожников левого ла­геря: Малевича, Филонова, Гончаровой. В этом раз­деле экспо­нируются произ­веде­ния Василия Денисова, чьё твор­чество мало извест­но зри­телям. В ра­боте «Памяти Врубеля» он пре­парирует ком­пози­цию «Демона поверженного», пря­молиней­но «до­говари­вая» то, что великий Врубель не дерз­нул ска­зать. Для искус­ства по­сле­дующей эпохи подобное эпатаж­ное исполь­зование ре­лигиозных сим­волов и ико­нографии, скре­щивание сакраль­ных и светских мо­тивов ста­нет одной из характерных черт.

Николай Феофилактов. Рекламный плакат подписки на журнал «Золотое руно» на 1906 год. 1905. ГТГ
Николай Феофилактов. Рекламный плакат подписки на журнал «Золотое руно» на 1906 год. 1905. ГТГ

В последнем зале выставки представлена композиция Юрия Анненкова «Распятый Арлекин», где перекрещиваются, замыкаясь, сразу несколько линий нынешней экспозиции. Начало Первой мир­овой войны усу­губило ощущение гря­дущих катастроф — самые простые мотивы обрели мистическую окраску. Символичес­кий смысл жерт­во­приношения считывается и в «Мяснике» Марка Шагала, и в «Кабане» Павла Филонова. Не­притязатель­ный на пер­вый взгляд «почти интерьер», создан­ный в год начала войны, — «Часы» Шагала — вырастает до неумо­лимого символа своего вре­мени, на­чиная отсчет настоящего ХХ века.

Кураторы: Ирина Шуманова, Евгения Илюхина, Елизавета Горелышева.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
17.11.2023


23 ноября 2023 г.

Валентин Серов. Венера перед зеркалом. 1890-е. ГТГ
Валентин Серов. Венера перед зеркалом. 1890-е. ГТГ
  • Виктор Борисов-Мусатов. Дама у гобелена (Портрет Н.Ю. Станюкович). 1903. ГТГ
  • Валентин Серов. Портрет Г.Л. Гиршман. 1911. ГТГ
  • Константин Сомов. Жар-Птица. 1907. Обложка для книги К.Д. Бальмонта «Жар-Птицы, свирель славянина» (Москва: Скорпион, 1907). ГТГ
  • Павел Филонов. Кабан. ГТГ
  • Николай Ремизов (Ре-Ми). Рекламный плакат ежемесячного журнала «Аполлон». 1911. ГТГ
Дмитрий Кардовский. Полтавская битва. Эскиз панно для Училищного дома имени Петра Великого. ГТГ
Дмитрий Кардовский. Полтавская битва. Эскиз панно для Училищного дома имени Петра Великого. ГТГ
  • Константин Сомов. Пётр I. 1907. ГТГ
  • Валентин Серов. Пётр I на работах. 1910-1911. ГТГ
  • Ларионов М.Ф. Портрет Н.С. Гончаровой. 1915 ГТГ
  • Николай Андреев. Портрет В.В. Алексеевой. 1917. ГТГ
  • Судейкин С.Ю. Портрет Веры Судейкиной. 1921 ГТГ
  • Борис Кустодиев. В театре (В ложе). 1909. ГТГ
  • Борис Григорьев. В Парижском кафе. 1914. ГТГ
Феофилактов. Рисунок для театральной программы. 1900-е. ГТГ
Феофилактов. Рисунок для театральной программы. 1900-е. ГТГ
Борис Григорьев. Музыканты. 1914. ГТГ
Борис Григорьев. Музыканты. 1914. ГТГ
  • Андрей Рябушкин. Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году. 1904. ГТГ
  • Василий Переплётчиков. Открытое окно (Тишина моей комнаты). 1907. ГТГ
Георгий Якулов. Гуляние в парке (кафешантан). 1905-1906. ГТГ
Георгий Якулов. Гуляние в парке (кафешантан). 1905-1906. ГТГ
  • Валентин Серов. Портрет К.Д. Бальмонта. 1905. ГТГ
  • Александр Головин. Испанка. 1907. ГТГ
  • Зинаида Серебрякова. Портрет художника Д.Д. Бушена в маскарадном костюме. 1922. ГТГ
  • Мстислав Добужинский. Домик в Петербурге. 1905. ГТГ
  • Михаил Нестеров. Свирель. 1906. ГТГ
  • Константин Сомов. Эхо прошедшего времени. 1903. ГТГ
  • Михаил Ларионов. Окно в сад. 1900-е. ГТГ
  • Сергей Судейкин. Кавалер и барышня. Около 1915. ГТГ
  • Лев Бакст. Автопортрет. 1906. ГТГ
Константин Юон. Старая Москва. Москворецкий мост. 1911. ГТГ
Константин Юон. Старая Москва. Москворецкий мост. 1911. ГТГ
Алексей Сидельников и Андрей Соловьёв. Фото 24newnews.ru
Представители журнала «Коллекция». Фото 24newnews.ru

Третьяковская галерея

Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

24 ноября 2023 г. — 19 мая 2024 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею



Режим работы Третьяковской галереи с 31 декабря 2023 года по 9 января 2024 года

Если вы запланировали посещения музея Третьяковской галереи в новогодние каникулы, мы рекомендуем заранее приобрести билеты на сайте галереи или билетных партнёров Яндекс Афиша и RussPass. Наличие заранее купленного билета или карты «Друг Третьяковской галереи» дает вам возможность приоритетного прохода в музей и избавляет от необходимости приобретать билет в кассе.

Напоминаем, что во всех музеях Государственной Третьяковской галереи действует система посещения по сеансам – пройти на выставки и экспозиции можно за 30 минут до и 30 минут после времени, указанного в билете.

• 31 декабря и 1 января — все музеи Третьяковской галереи будут закрыты.

• 2, 3, 4, 5, 6 и 7 января — постоянные экспозиции и выставки в основном здании галереи, в Инженерном корпусе и в здании Новой Третьяковки будут работать с 10:00 до 21:00 (кассы и вход посетителей до 20:00)

• 8 января экспозиции и выставки в основном здании галереи, в Новой Третьяковке и Западном крыле открыты для посещения с 10:00 до 18:00 (касса и вход для посетителей до 17:00). Выставки в Инженерном корпусе открыты для посещения с 16:00 до 18:00 (кассы и вход для посетителей) до 17:00. Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке открыта с 10:00 до 20:00 (кассы и вход для посетителей до 19:00)

Малые музеи Государственной Третьяковской галереи будут работать с 3 января по своему обычному расписанию.

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы