Третьяковская галерея представляет проект «Герои и современники Серебряного века» — четвёртый в цикле графических выставок из собрания музея, посвящённых культуре рубежа XIX–XX веков. Экспозиции «Предчувствуя ХХ век», «Александр Бенуа и его „Мир искусства“», «Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин, Н.Н. Сапунов» были посвящены ведущим мастерам Серебряного века. Однако их деятельность является лишь частью общего культурного процесса, который характеризуется беспрецедентным взлётом творческой активности, вовлечённостью большого количества художников, широтой охвата зрительской аудитории.
- Михаил Врубель. Выставка работ 36-ти художников. 1901. ГТГ
- Николай Сапунов. Ряженые. 1908. ГТГ
- Василий Денисов. Богоматерь. 1900-е. ГТГ
Задача выставки «Герои и современники Серебряного века» — продемонстрировать стилистическую неоднородность изобразительного искусства этого периода. Бурная художественная жизнь породила множество направлений, во взаимодействии которых складывается яркий и причудливый образ эпохи. Проект рассказывает не только о главных персонажах художественной жизни обеих столиц, ставших воплощением понятия «Серебряный век», но и о незаслуженно забытых или не получивших должной известности художниках.
В первом зале обозначены центры, вокруг которых были сосредоточены главные творческие силы — художественные группировки, выставочные объединения, журналы-манифесты: «Мир искусства», «Весы», «Скорпион», «Золотое руно». Между ними велась полемика, порой принимающая острые формы. Но тяготение к одному лагерю отнюдь не означало отказ от сотрудничества с другим.
- Аристарх Лентулов. Купальщицы. Начало 1910-х. ГТГ
- Сергей Чехонин. Ель скорби. 1915. ГТГ
Перетекание участников — тоже одна из главных черт художественной жизни 1900-х годов, и она свидетельствует о том, что при всей разности деклараций, соперники одновременно были и единомышленниками, поскольку их объединяла идея обновления.
Общая черта эпохи — видеть в фокусе портретного изображения человека творящего и человека воспринимающего: художника в маскарадном одеянии, актера в костюме, музыканта и посетителя кафешантанов и артистических кабаре, мецената и представителя художественной богемы, зрителя в ложе. Художники режиссируют образы, прибегают к элементам театрализации, подчёркивая особый статус создателя или потребителя искусства. Новое дыхание обретают различные формы портретов, в том числе «архаические»: костюмированный, парадный, аллегорический. Самым изысканным средством для создания эффекта приобщённости модели к миру искусства стали игра со стилем, исторические аллюзии. Виртуозными мастерами такого метода были, например, Константин Сомов и Валентин Серов. Поиски новых тем удивительным образом сочетаются с приверженностью графиков рубежа веков каноническим сюжетам истории искусства. Это явление исследует один из разделов выставки. По-своему интерпретируя мотивы окна, деревьев, фонтанов, арлекинад, прогулок, купальщиц, венер, художники раскрывают их новые смыслы и создают новые каноны.
Безусловным фаворитом эпохи стала тема торжественных шествий, царских выходов.
- Сергей Иванов. В стрелецкой слободе. 1908. ГТГ
- Евгений Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905. ГТГ
Чрезвычайно популярным был жанр «картин по русской истории», дань которому отдали практически все мастера. Реалистический идеал в трактовке исторического события уступает место эстетически выверенной идеализации истории в работах Андрея Рябушкина, Сергея Иванова, Аполлинария Васнецова, Михаила Нестерова, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского.
Однако в поиске истоков, новых тем и языка каждая из столиц выбирала свое прошлое. Для петербуржцев характерна ностальгия по золотому веку отечественной культуры, уходящей эпохе дворянских усадеб, для москвичей интересно наследие допетровской Руси, которое воспринималось как квинтэссенция подлинно национального духа.
Важный импульс в поиске нового пластического языка дало увлечение стилем модерн, с его интересом к фольклору, народным ремеслам, возрождению национальных традиций. Ярче всего новый русский стиль на рубеже столетий проявляет себя в прикладных видах искусства. На выставке этот стиль представлен графическими работами Врубеля, Поленовой, Головина, Билибина, а также будущих авангардистов Кандинского и Гончаровой.
- Борис Кустодиев. Японская кукла. 1908. ГТГ
- Борис Кустодиев. Купальщица. 1918. ГТГ
Одно из наиболее интересных направлений в поисках обновления языка — церковные росписи. В начале ХХ века произошел небывалый подъем в строительстве новых храмов. К их проектированию были привлечены лучшие художественные силы самых разных направлений: Михаил Нестеров и Наталия Гончарова, Николай Рерих и Сергей Чехонин, Виктор Васнецов и Кузьма Петров-Водкин и другие. Из-за возникшей политической и экономической ситуации в стране этот огромный пласт художественной культуры дошёл до наших дней по большей части лишь на бумаге. Графика сберегла идеи и имена авторов проектов, в том числе и незаслуженно забытых, таких, как Валентин Щербаков и Василий Комаровский. Продолжались поиски современных форм воплощения религиозных сюжетов и в станковых работах художников левого лагеря: Малевича, Филонова, Гончаровой. В этом разделе экспонируются произведения Василия Денисова, чьё творчество мало известно зрителям. В работе «Памяти Врубеля» он препарирует композицию «Демона поверженного», прямолинейно «договаривая» то, что великий Врубель не дерзнул сказать. Для искусства последующей эпохи подобное эпатажное использование религиозных символов и иконографии, скрещивание сакральных и светских мотивов станет одной из характерных черт.
В последнем зале выставки представлена композиция Юрия Анненкова «Распятый Арлекин», где перекрещиваются, замыкаясь, сразу несколько линий нынешней экспозиции. Начало Первой мировой войны усугубило ощущение грядущих катастроф — самые простые мотивы обрели мистическую окраску. Символический смысл жертвоприношения считывается и в «Мяснике» Марка Шагала, и в «Кабане» Павла Филонова. Непритязательный на первый взгляд «почти интерьер», созданный в год начала войны, — «Часы» Шагала — вырастает до неумолимого символа своего времени, начиная отсчет настоящего ХХ века.
Кураторы: Ирина Шуманова, Евгения Илюхина, Елизавета Горелышева.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 17.11.2023
23 ноября 2023 г.
- Виктор Борисов-Мусатов. Дама у гобелена (Портрет Н.Ю. Станюкович). 1903. ГТГ
- Валентин Серов. Портрет Г.Л. Гиршман. 1911. ГТГ
- Константин Сомов. Жар-Птица. 1907. Обложка для книги К.Д. Бальмонта «Жар-Птицы, свирель славянина» (Москва: Скорпион, 1907). ГТГ
- Павел Филонов. Кабан. ГТГ
- Николай Ремизов (Ре-Ми). Рекламный плакат ежемесячного журнала «Аполлон». 1911. ГТГ
- Константин Сомов. Пётр I. 1907. ГТГ
- Валентин Серов. Пётр I на работах. 1910-1911. ГТГ
- Ларионов М.Ф. Портрет Н.С. Гончаровой. 1915 ГТГ
- Николай Андреев. Портрет В.В. Алексеевой. 1917. ГТГ
- Судейкин С.Ю. Портрет Веры Судейкиной. 1921 ГТГ
- Борис Кустодиев. В театре (В ложе). 1909. ГТГ
- Борис Григорьев. В Парижском кафе. 1914. ГТГ
- Андрей Рябушкин. Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году. 1904. ГТГ
- Василий Переплётчиков. Открытое окно (Тишина моей комнаты). 1907. ГТГ
- Валентин Серов. Портрет К.Д. Бальмонта. 1905. ГТГ
- Александр Головин. Испанка. 1907. ГТГ
- Зинаида Серебрякова. Портрет художника Д.Д. Бушена в маскарадном костюме. 1922. ГТГ
- Мстислав Добужинский. Домик в Петербурге. 1905. ГТГ
- Михаил Нестеров. Свирель. 1906. ГТГ
- Константин Сомов. Эхо прошедшего времени. 1903. ГТГ
- Михаил Ларионов. Окно в сад. 1900-е. ГТГ
- Сергей Судейкин. Кавалер и барышня. Около 1915. ГТГ
- Лев Бакст. Автопортрет. 1906. ГТГ
Третьяковская галерея
Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
24 ноября 2023 г. — 19 мая 2024 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
Режим работы Третьяковской галереи с 31 декабря 2023 года по 9 января 2024 года
Если вы запланировали посещения музея Третьяковской галереи в новогодние каникулы, мы рекомендуем заранее приобрести билеты на сайте галереи или билетных партнёров Яндекс Афиша и RussPass. Наличие заранее купленного билета или карты «Друг Третьяковской галереи» дает вам возможность приоритетного прохода в музей и избавляет от необходимости приобретать билет в кассе.
Напоминаем, что во всех музеях Государственной Третьяковской галереи действует система посещения по сеансам – пройти на выставки и экспозиции можно за 30 минут до и 30 минут после времени, указанного в билете.
• 31 декабря и 1 января — все музеи Третьяковской галереи будут закрыты.
• 2, 3, 4, 5, 6 и 7 января — постоянные экспозиции и выставки в основном здании галереи, в Инженерном корпусе и в здании Новой Третьяковки будут работать с 10:00 до 21:00 (кассы и вход посетителей до 20:00)
• 8 января экспозиции и выставки в основном здании галереи, в Новой Третьяковке и Западном крыле открыты для посещения с 10:00 до 18:00 (касса и вход для посетителей до 17:00). Выставки в Инженерном корпусе открыты для посещения с 16:00 до 18:00 (кассы и вход для посетителей) до 17:00. Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке открыта с 10:00 до 20:00 (кассы и вход для посетителей до 19:00)
Малые музеи Государственной Третьяковской галереи будут работать с 3 января по своему обычному расписанию.
__________________
>>><<<