Третьяковская галерея представляет проект, приуроченный к Всемирному дню ребёнка, который отмечается 20 ноября. Провозглашённый Генеральной Ассамблеей ООН в 1954 году, этот праздник был призван привлечь внимание к проблемам детей, чтобы обеспечить их благополучие во всём мире. Право на заботу, внимание, гармоничное развитие личности, социальные блага — всего этого ребёнок лишается во времена войн.
- Ткачёв Сергей Петрович. 1922-2022, Ткачев Алексей Петрович. род. 1925. Дети войны. 1941 год. 1984-1987. Холст, масло, 200×150. ГТГ
- Андронов Николай Иванович. 1929-1998. Письмо на фронт — письмо с фронта. 1980. Холст на оргалите, темпера, 150×115. ГТГ
- Пименов Юрий Иванович. 1903-1977. Военный хлеб. 1941. 1941. Холст, масло, 170×137. ГТГ
В состав выставки в Новой Третьяковке вошли живописные и скульптурные произведения мастеров отечественного искусства, где в фокусе внимания — дети войны. Не знавшие счастливого детства, рано повзрослевшие, но невероятно стойкие, пережившие голод, смерть близких, взвалившие на себя непосильный труд в тылу.
C первых дней Великой Отечественной войны советские художники приняли в ней участие, кто — с оружием, кто — с кистью в руке. В годы войны Фёдор Решетников занимался агитационным искусством, рисовал как антифашистские карикатуры, так и патриотические плакаты, призывающие к борьбе с врагом. В 1940-е годы он прославился произведениями, посвященными детям на войне. В 1942 году Аркадий Пластов написал пронзительную картину «Фашист пролетел», рассказ о грубом вторжении врага в мирную жизнь села.
Художники Студии военных художников им. М.Б. Грекова много сделали для сохранения исторической правды. С началом войны многие из них были отправлены на фронт и, находясь в действующей армии, фиксировали все увиденное и пережитое. Главная героиня произведения художника-грековца Бориса Неменского «Мать» (1945) стала для многих советских зрителей олицетворением самоотверженной материнской заботы. Тема жизни в военном тылу в ожидании вестей с фронта раскрыта Александром Лактионовым в знаменитой жанровой картине «Письмо с фронта» (1947). В творческом тандеме художники братья Ткачёвы создали большое количество знаковых произведений, посвященных как военным событиям, так и послевоенной жизни. Герои картины Ткачёвых «Дети войны. 1941 год» (1984–1987) показаны в переломный и трагичный момент получения горькой вести о смерти отца.
Эхо войны еще долго отзывалось в жизни самых обыкновенных мальчишек и девчонок. Те, кто стали впоследствии художниками, как Николай Андронов, Джемал Мирзашвили, Игорь Обросов, переносили свои детские воспоминания, свой опыт переживания военного времени на полотна. Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала собой начало новой, счастливой жизни. Эта тема ярко вошла в русскую живопись второй половины ХХ века. Картина «Утро. Праздник Победы» (1985) Андрея Волкова изображает рассвет — начало нового мирного дня, где мальчик-трубач своей мелодией наполняет мир надеждой, возвещая, что страх и отчаяние отступили и впереди ждет светлое будущее.
Осмысление событий Великой Отечественной войны стало для многих скульпторов важным этапом их творческой биографии. В память о пережитом создавались масштабные и более камерные мемориальные комплексы, памятники, стелы. В станковых произведениях скульпторы могли отрефлексировать глубоко личное осмысление событий войны, где особняком стоит тема военного детства.
Евгений Вучетич и Владимир Цигаль добровольцами ушли на фронт. Вера Исаева осталась в родном Ленинграде, работая во время блокады художником. Реальные герои и события легли в основу многочисленных натурных зарисовок и пластических эскизов, ставших важными свидетельствами истории военных лет. Спустя три года после окончания войны Вучетич создаст знаменитый монумент «Воин-освободитель» (1948), ставший одним из символов Победы, — памятник солдату, держащему на руках ребенка, как укор за погубленные детство и жизни миллионов детей. Для Владимира Цигаля война осталась болью на всю жизнь. Среди большого количества работ на эту тему стоит особняком скульптурная композиция «Анна Франк» (1969), запечатлевшая образ погибшей в застенках фашистских лагерей девочки, дневник которой стал известен всему миру.
- Шаховской Дмитрий Михайлович. 1928-2016. Хлеб. 1967. Дерево, размер: 90x65x50. ГТГ
- Цигаль Владимир Ефимович. 1917-2013. Юный десантник. Бронза, размер: 56x46x33. 1948. ГТГ
В состав экспозиции также вошли скульптуры Лилии Евзыковой, Любови Холиной, Юлии Сегаль, Дмитрия Шаховского, Гукаса Чубаряна и других. Облик детей войны, созданный мастерами, в чем-то един. Он отражает их боль и страдания, переданные разными средствами. Как вечная память о безвозвратно потерянном детстве будут жить созданные скульпторами образы.
Произведения, участвующие в проекте, заставляют задуматься о несовместимости детства и ужасов войны. Но, несмотря на трагические обстоятельства, в которые дети попали в тяжелые военные годы, созданные художниками детские образы окружены светлым ореолом надежды.
Кураторы выставки: Ирина Седова, Светлана Коткина.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 14.11.2023
Цигаль Владимир Ефимович. 1917-2013. Юный десантник. Бронза, размер: 56x46x33. 1948. ГТГ
Вучетич Е.В. (1908-1974). Воин-освободитель. 1948. Отлив В.В. Лукьянова 1952 года с экземпляра в гипсе. Бронза. ГТГ
- Лактионов А.И. (1910-1972). Письмо с фронта. 1947. ГТГ
- Ни В.Т. (1927-2022). Возвращение. 1970. ГТГ
Третьяковская галерея
Новая Третьяковка
Крымский Вал, 10, залы 25–29
21 ноября 2023 г. — 12 мая 2024 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________
>>><<<