Выставка гобелена и керамики «Истоки», Наталья Лаврентьева — гобелен, Александра Створа — керамика

Выставка гобелена и керамики «Истоки»

in Новости музеев/Фарфор, керамика, стекло 1270 views

Художники Наталия Лаврентьева и Александра Створа назвали свою выставку лаконично – «Истоки». Однако за этой кажущейся простотой кроется не только огромный пласт художественной культуры, питающей художников XXI века, но также их глубоко индивидуальное отношение и переживание, определяющее творческое осмысление ими истории отечественного искусства.

«… из искусств только те порождают что-либо серьёзное,
которые применяют свою силу сообща с природой…»

Платон «Законы»

Сегодня особенно важно понимать, что традиции это не что-то раз и навсегда созданное в предшествующие времена и неизменное на всех исторических этапах, а живой художественный процесс. Его истоки лежат в глубокой древности, но они животворны и актуальны в непростых условиях современной культурной глобализации и необходимости отстаивания своей национальной идентичности.

Опора на отечественное художественное наследие всегда являлась ключевой категорией в его эволюционном развитии как самостоятельной национальной художественной школы в ряду множества других общеевропейских школ.

Это знают и понимают современные художники. Но часто их творчество ограничивается прямым цитированием национальных художественных традиций. Такое прочтение опасно, так как ничто не способствует их умиранию в большей мере, чем слепое повторение.

Значительно продуктивнее, осознавая свою причастность к национальной художественной культуре страны, стремиться к ее постоянному развитию, творческому осмыслению и освоению реалий современной жизни во всех ее противоречиях.

Н. Лаврентьева и А. Створа и относятся к таким художникам. Для них традиции национальной художественной культуры это неисчерпаемый кладезь не только технических приемов, но идей и образов, – позволяющих  свободно ориентируясь в прошлом, уверенно работать в настоящем.

Базовое образование обоих художников – прославленные школы высокого художественного ремесла. Н. Лаврентьева в 1982 г. окончила Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, отделение художественного ковроткачества. А. Створа в 2004 г. – Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. Васнецова, отделение Художественной обработки камня.

И сразу, естественно влившись в текущий художественный процесс, работая бок о бок с ведущими мастерами  российского декоративного искусства рубежа социокультурных эпох, они начали набираться творческого опыта, становиться не только исполнителями, но самостоятельными яркими творческими индивидуальностями со своим особым мировосприятием и видением.

Наталия Лаврентьева по окончании училища работала художником в Комбинате прикладного искусства Художественного Фонда РСФСР (1986–1993), затем в студии «Дизайн–текстиль» (1993–2001) и мастером на кафедре Художественного текстиля МГХПА им. С.Г. Строганова (2002–2016). Это разнообразный творческий опыт позволил художнику не только совершенствовать мастерство, но и обогатить свой авторский почерк, сформулировать свои эстетические принципы работы в художественном ткачестве – одном из древнейших видов декоративного искусства.

В ее гобеленах отражены личностные впечатления художника, вызванные бесконечным восхищением  красотой окружающей природы и миром традиционной художественной культуры, чувствами и эмоциями, которыми живет их создатель. При этом Н. Лаврентьева намеренно избегает описательной фигуративности, строит композиции на нюансах ассоциативно-образного решения композиций, насыщенных тончайшими колористическими валерами, посредством которых мастер передает различные состояния природы, особую поэтику времен года или суток.

 

В то же время, как современный мастер, она впитала новации, которые принесли в гобелен ХХ века его реформаторы: Жан Люрса, осуществивший отказ от живописной изобразительности и переход к колористической декоративности, и прибалтийские художники советского периода, прежде всего такие, как Эдит Вигнере, которые ввели в гобелен образное решение колорита, сочетающееся с мощной пластической проработкой композиции.

Отсюда в палитре художника единение всего многообразия техник классического гобеленового ткачества и материалов: от традиционных до новейших. Она использует шерсть, хлопок, лен и сизаль, а также бересту и кожу.

Разнообразие материалов позволяет достигать особой выразительности фактур, которая дополняет и раскрывает цветовое художественно-образное решение композиции. Так создавались многие ее произведения, посвященные природным явлениям: «Уходящая гроза» (2014), «Ночь большой Луны» (2015), «Последний день осени» (2015), «Тишина зимней ночи» (2017), «Возмущенное пространство» (2018), «Белой ночью» (2020), «Одинокие сумерки» (2019), «Осенние сны» (2009) и такие как «Масленица» (2018), раскрывающая стихию народного праздника во всей его языческом широте и великолепии.

Н. Лаврентьева участник многочисленных отечественных и зарубежных художественных выставок.

Произведения художника неоднократно удостаивались высоких наград. Самой первой из них стала серебряная медаль ВДНХ за дипломный ковёр (1983). Затем последовали: диплом Художественного Фонда РСФСР «за создание оригиналов рисунков для промышленного производства» (1989), диплом I степени Союза дизайнеров России «Масленица» (1993), диплом РАХ за гобелены «Первый снег», «Оттепель» и «Июль» (2005), медаль МСХ «за заслуги в развитии изобразительного искусства» (2016), приз Третьей Российской Триеннале современного гобелена в ГМ «Царицыно» за гобелен «Тишина зимней ночи» (2018), Серебряная медаль РАХ за гобелены «Белой ночью», «Между небом и землёй», «Одинокие сумерки» (2021),
диплом Четвёртой Триеннале текстильного искусства и современного гобелена в ГМЗ «Царицыно» «за вклад в искусство гобелена» (2022).

Гобелены Н. Лаврентьевой находятся в разных музеях России: Республиканском музее изобразительных искусств (Йошкар-Ола, Республика Мари Эл), Государственном центральном музее современной истории России (Москва).

Творческая судьба А. Створа сложилась несколько иначе. В силу родственных связей, она оказалась под сильным влиянием матери – художника по керамике Галины Корзиной. Однако, по сути, ее влияние ограничилось только переходом в тот же материал – керамику. Творческие манеры художников совершенно различны, что подчеркивает абсолютную самостоятельность дочери.

Важным этапом в ее творческом становлении стало «счастливое попадание» на Экспериментальный творческо-производственный комбинат Союза художников России «Воронцово». Где большое значение для нее имела щедрая профессиональная поддержка такого мастера как Александр Ситник. Возможность наблюдать за его работой, его критические замечания и наставления в сочетании с общей чрезвычайно творческой атмосферой, царившей на Комбинате среди ведущих московских художников-керамистов, и работа в творческих группах многому научила и способствовала становлению самостоятельного авторского почерка молодого художника.

Благодаря обретенному опыту А. Створа смело работает с «послушными гончарными массами»: грубым фактурным шамотом и белоснежным капризным фаянсом. Каждая из них требует особого индивидуального подхода и определенной технологии.

Новое произведение это вызов, ступень творческого исследования окружающего художника мира, поиск, который превращается в дорогу, ведущую ее в искусстве, путь к рождению новой  формы. А если она не получается, это только повод глубже погрузиться в проблему.

Все начиналось с образа Чаши-Птицы – символа единения основных стихий: воды и воздуха.  Затем наступил «земной» анималистический период.  И только потом художник обратился к Человеку, среда обитания которого – весь мир: земля, вода, воздух.   

Так постепенно, по ходу работы в керамике у художника сложились основные принципы ее творческого метода, которые А. Створа формулирует ясно и точно: «… важно чтобы глина была наполнена душой и пластикой». Художник подчеркивает, что для достижения наибольшей выразительности произведения, сделанного из глины: «Каждая объемно-пространственная композиция выстраивается как конструктор, состоящий из разных деталей. В их основе – выкрученные на гончарном круге сосуды, которые собираются в цельный объем – трансформер.  При этом важно не растерять общее пластическое единство произведения, его духовно-смысловое наполнение. Иначе оно превратится в механику». Разработанная художником методика позволяет ей создавать работы на стыке разных видов: фигуративной скульптуры и абстрактного декоративного искусства: «Плывущие острова» (2010), «Колесики» (2014), «Кузнечик» (2014), «Отцовская фуражка» (2015), «Гамаюн» (2015), «Мой мир» (2016), «Оттепель» (2017), «А капелла» (2018), «Влюбленный гусь» (2019), «Против течения» (2019), «Рарог – огненный сокол» (2020).

Другой излюбленный формат художника – блюда, пласты, что позволяет выстраивать многочастные тематические композиции, в основе которых неизменно лежит сложный выразительный орнамент. Работа с поверхностями – завораживающий момент рождения керамического произведения. Он начинается с движения руки, которая первым делом рисует линию, а затем плетет из нее орнамент. Используя многообразный «язык» орнаментального искусства, художник рассказывает целую историю или передает состояние и настроение.

Так сложилась большая творческая коллекция произведений художника. Многое из нее представлено на этой выставке: блюдо «Битва за мишени (2014), пласты «Четыре стихии» (2014), пласты «Уржумские окна – хранители домашнего очага» (2015),пласты «Ковровые мотивы» (2016), пласты «Земля обетованная» (2018), блюдо «Сирин» (2020).

А. Створа – активный участник множества  международных симпозиумов, в том числе в Бобруйске (Беларусь), Опошне (Украина), Чанчунь (Китай). Знакомство с работами керамистов из разных стран и регионов значительно расширило профессиональный кругозор художника, дало возможность осознать свое место и роль в искусстве керамики.

Она признанный мастер, один из лидеров целого поколения московских художников керамистов, активный участник многих московских и региональных выставок художественной керамики, проходящих в России, а также организатор групповых выставок: «Рождение новой формы» (внутренний дворик Российской академии  художеств, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2017).  А. Створа провела ряд персональных выставок:  «На круге своя» (МОСХ России, 2016), «Мой мир» (Государственный историко-художественный  и литературный музей-заповедник «Абрамцево»,2019), «Наш хрупкий мир»(Щелковский историко-краеведческий музей, Галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская», Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, 2021).

Творчество художника высоко оценено профессиональным сообществом и отмечено рядом благодарностей, дипломов и наград, в том числе: диплом РАХ (2008), Благодарность РАХ за организацию и проведение выставки «Рождение новой формы-V» (2014),Серебряная медаль «Достойному» РАХ (2016), Благодарность Министра культуры Российской федерации за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу (2020), Благодарность Президента РФ В.В. Путина «За большой вклад в развитие отечественной культуры» (2022).

Произведения А. Створа находятся в коллекциях России: Кировского областного художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых, Мемориального комплекса Славы им. А.А. Кадырова (Грозный, Чеченская Республика), Историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», а также за рубежом: в Музее современного искусства (Минск, Белоруссия), Национальном музее-заповеднике Украинского гончарства (Опошня, Украина), Международном музее керамики (Чанчунь, Китай) и частных коллекциях.

Настоящая выставка – не только экспозиция, объединяющая два вида декоративного искусства – гончарное и гобелен, два материала: керамику и текстиль. Это презентация творческих позиций современных художников, не отказывающихся от своих корней: от своего культурно-генетического кода, но приумножающих его своим индивидуальным видением, составляющим основу национальной идентичности.

Ирина Юрьевна Перфильева
доктор искусствоведения, доцент,
Заслуженный деятель искусств России
главный научный сотрудник
отдела Художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства
НИИ теории и истории изобразительных искусств
Российской академии художеств,
член ООО «Ассоциация искусствоведов»,
член ВТОО «Союз художников России»,
заместитель председателя
Творческой комиссии по декоративному искусству
ВТОО «Союз художников России»

Фотографии — Александра Створа

Выставка «Истоки»

Наталья Лаврентьева — гобелен, Александра Створа — керамика

Галерея ВТОО «Союз художников России»

Москва, Покровка, 37

11 — 29 октября 2023 года

АрхиМетр в музее Архитектуры

Культурный слой. Выставка московской авторской керамики 

Выставка Фарфор 1960-1980-х годов

__________________

>>><<<