Вот строки известного произведения Аркадия Гайдара.
– Здорово, комиссар! – склонив голову набок, негромко сказал он. – Куда так торопишься?
– Здорово, атаман! – в тон ему ответил Тимур. – К тебе навстречу.
– Рад гостю, да угощать нечем. Разве вот это? – Он сунул руку за пазуху и протянул Тимуру яблоко.
– Ворованные? – спросил Тимур, надкусывая яблоко.
– Они самые, – объяснил Квакин. – Сорт «золотой налив». Да вот беда: нет ещё настоящей спелости.
– Кислятина! – бросая яблоко, сказал Тимур. – Послушай: ты на заборе дома номер тридцать четыре вот такой знак видел? – И Тимур показал на звезду, вышитую на своей синей безрукавке.
– Ну, видел, – насторожился Квакин. – Я, брат, и днём и ночью всё вижу.
– Так вот: если ты днем или ночью ещё раз такой знак где-либо увидишь, ты беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили.
Аркадий Гайдар. Тимур и его команда
Начать этот текст было достаточно непросто. Собственно, дело в том, что объект нашего внимания хорошо известен многим, но не все знают, что и это можно коллекционировать. Домовые знаки и уличные указатели. Удивительная тема! Отличие от нашего основного профиля — предметов фалеристики — орденов, медалей, нагрудных знаков — как разница между молекулярным и планетарным. Но и такой раздел открыт на форуме Фалеристика.инфо.
Таблички на зданиях имеют более долгую историю. В общем-то ещё античные Помпеи имеют указатели на домах. Мы сразу вспомнили об указателях на публичных домах (их отчего-то больше всего любят показывать гиды, а особенно гидши). Речь, конечно, не о такого рода указателях. И не об античности, и не о средневековье. Хотя и тут воспоминания о прекрасной Праге и средневековых указателях на домах. Мы будем ближе к нашему времени и объекту исследования. Соответственно, обозначим временные и географические рамки (если будет слишком узко — сами же их и нарушим). Всё-таки остановимся на Российской Империи и СССР. Нам этого хватит.
Итак, домовые знаки и уличные указатели. Это то, что формирует городскую среду. И показывает образ мысли, культуру (или безкультурье). Коль скоро мы обращаемся к периоду рубежа XIX-XX веков — это культура первоклассная! В общем-то мы не будет говорить о расцвете искусства, живописи, скульптуре, архитектуре, поэзии. Многие вспомнят стиль модерн, символизм. И будут правы. Но таблички, о которых мы говорим — довольно утилитарная штука. Можно даже сказать суховато-сдержанная. И это естественно. Это не реклама, которая должна завлекать проходящего зеваку в магазин, чтобы он приобрёл нужный товар. То есть это не рекламная вывеска. Это именно информация: улица такая-то, дом такой-то. Или организация такая-то. Но и тут мы хотим отметить с одной стороны чувство меры и вкуса, с другой — хорошую читаемость. А что ещё нужно для подобных знаков? Хорошо распознаваемые с расстояния тексты. А если написаны они красивым шрифтом (красота не означает вычурность) — вообще прекрасно. Собственно, всеми этими качествами и располагают подобные указатели. И их, как ни странно — тоже коллекционируют!
Отдельная история — Страховые таблички. Это уже не таблички организации как таковой (Здесь находится офис — а как тогда говорили — контора — такая-то). Эти таблички, коих существует великое множество (а у нас на форуме коллега Дмитрий (ник ufo212) показывает экспонаты своей прекрасной коллекции) можно сравнить с сегодняшними указателями на домах, говорящих о том, что такой-то ЧОП (Частное охранное предприятие) его охраняет. То есть, человек, или организация, заключившая договор со страховым обществом после заключения договора могли себе на фасад повесить именно такую табличку.
Мы говорили о том, что эти указатели и знаки — элемент городской среды. И сразу понимаем — нам такая среда нравится. Нам нравятся эти вывески, а зная дома того времени, понимаем, что города были достаточно красивыми. Для нас, по крайней мере. Нам было бы уютно в такой среде. Если же говорить о таких предметах с художественной точки зрения — то это чистой воды промграфика, воплощённая в монументальных формах. Буквы выпуклые и покрашенные. Чаще всего — это металл, прочеканенная жесть. Иногда — латунь. Есть и литьё. Много различных вариантов. Тут лучше подскажут наши специалисты.
Собственно, есть и издания на эту тему. В апреле 2016 года в Москве, в Музее предпринимателей меценатов и благотворителей, состоялась презентация книги коллекционного гуру Владимира Николаевича Борзых, автора нескольких трудов по истории отечественного страхования. «Книга о знаках страхования от огня. 1927-1918» — богато иллюстрированный фолиант на 450 страниц с массой статей об этом интересном хобби.
Из аннотации к изданию: «Эта книга о коллекционировании страховых древностей — металлических табличек, впервые появившихся в России в 1827 году под названием «страховые доски». Такие знаки вручались владельцам новых полисов страхования от огня и обозначали, что отныне их имущество находится под защитой того или иного страхового учреждения. Украшая фасады сотен тысяч городских и сельских строений, сверкающие яркими красками, часто необычной формы страховые таблички были привлекательным элементом уличной среды».
Для себя, углубляясь в тему, сделали интересное наблюдение — можно сравнить эти указатели и таблички с должностными знаками. Такая же стилистика, такая же хорошая считываемость, такой же лаконизм. Кстати, должностные знаки Российской Империи из Москвы и Московской губернии мы подбираем на нашем проекте Виртуальный музей «Москва в артефактах». Только там «вывеску» можно было увидеть на человеке — городовом, дворнике, полицейском, а в нашем случае — на фасаде дома. Но и в одном, и другом случае функция — информационная. И лучше информировать вот так, со вкусом. Такие предметы и коллекционировать хочется!
Кстати, подобные элементы могут стать не только объектом изучения историков, искусствоведов, вожделенным артефактом для коллекционеров, но и вдохновить художника на создание арт-объекта. Вот недавно увидели полотно на выставке «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», ГМИИ им. А.С. Пушкина. Собственно, скорее даже картина с элементами арт-объекта. Автор — знаменитый российский и французский художник, один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово» — Оскар Рабин (кстати, ему сейчас 89 лет!). Название произведения — «13-я улица имени Иисуса Христа». Как видим и тут домовый знак с лампочкой пригодился!
Говоря о табличках с номерами домов никак не удаётся переключиться на современные, которые или изготовлены из пластиков, что всё же портит впечатление, или выполнены без учёта читабельности. Вспомните номера, выполненные в виде домиков с двускатными крышами, с лампочкой-фонариком внутри. До сих пор подобные изделия нравятся и наводят на воспоминания.
Вспомните таблички с номерами подъездов, квартир, этажей! Они выглядели привычно, но сейчас взгляд на них останавливается. Кстати, много табличек указателей, предупреждений, рекомендаций, запретов и т.п.
«Уважайте труд уборщицы». Помните? «Подъезд образцового содержания». А вот классика: «Не влезай, убьёт!» и, конечно, «Лифт не работает». А старые таблички у дверных звонков или на квартирных дверях с именами проживающих? Какая прелесть!
Также мы хотели бы в раздел поместить номера автомобилей, номера мотоциклов и велосипедов. Пока в разных темах, но потом разнесём по личным разделам.
Будем признательны за помощь в наполнении раздела и обсуждении этой темы.
Михаил Тренихин кандидат искусствоведения
Судьба страховой таблички из Вологды
Страховая доска или Петербургский квест
__________________