Пограничник из деревни Балабаны

in Награды Российской империи 3772 views

Предметы, интересующие коллекционеров, пополняют их собрания порой самыми невероятными путями. Мы знаем немало историй об удивительных находках на чердаках, в старой мебели, в вещах, выброшенных на свалку и т.д. Однако даже просто покупка или обмен у своих коллег может положить начало увлекательному поиску, который неизбежно придаст позитивный импульс в изучении коллекционного материала  в дальнейшем. Я благодарен всем участникам форума, которые высказали своё мнение по заметке «ЗОВО за Китай. Удача!».

Вот ещё одна на первый взгляд простая история.

Среди Георгиевских наград в моей скромной коллекции особое место занимают георгиевские кресты на пограничников. Их относительно немного, встречаются они нечасто, и практически за каждым награждением стоит конкретный подвиг. Недавно, на форуме Фалеристика.инфо, приобрёл Георгиевский крест 4-й степени №584847, которым был награждён ефрейтор 1-го Заамурского пограничного конного полка Кустов Лаврентий Ефимович: «За то, что в бою 26 мая 1916 г., под д. Сьценка, вызвавшись охотником, обнаружил движение австрийской батареи по той стороне реки Днестр, о чём своевременно донёс начальнику заставы, после чего батарея была обстреляна залпами и понесла грандиозные потери как в людях, так и в лошадях». Георгиевскими крестами 4-й степени с аналогичным определением были награждены также два рядовых кавалериста из этого полка. Как правило, на этом сведения о награждённых героях войны обрываются, и их дальнейшая судьба остается неизвестной. Но в этой небольшой заметке мы попытались по возможности кратко проследить участие 1-го Заамурского пограничного конного полка в событиях мая-июня 1916 года на Юго-Западном фронте и отыскать сведения о герое-ефрейторе.

Георгиевский крест 4 ст.
Георгиевский крест 4 ст.

Первый Заамурский пограничный конный полк в начале 1915 года согласно Высочайшему указу вместе с другими пограничными частями был переброшен на Юго-Западный фронт, где был включен в состав 2-й бригады Сводной кавалерийской дивизии (генерал Аболешев) 11-й армии (генерал Сахаров). Кавалеристы-пограничники отличились в бою 27-28 апреля 1915 года у города Городенки.  В мае 1916 года заамурские пограничники наступали на города Злочев и Броды. 22-го мая они в конном строю атаковали и отбросили противостоящую им 19-ю пехотную австрийскую дивизию, а 19-го июня в боях у Нивы Золочевской заамурцы 1-го конного полка отчаянной контратакой по сути спасли 11-ю армию от разгрома. При этом полк понёс тяжёлые потери. В «Списке №13 воинских чинов 1-го пограничного Заамурского конного полка, убитых, пропавших без вести и взятых в плен неприятелем, а также раненых и контуженых с 15 июня по 1 июля 1916» под номером 189 числится уроженец Пермской губернии Оханского уезда Змиевской волости  ефрейтор Кустов Лаврентий (отчество не указано). Согласно данным списка он был «ранен в правую голень верхней трети пулей» у Нивы Золочевской 19 июня 1916 года. Однако, в учётной карточке 1-го эвакуационного госпиталя (г. Москва) значится ефрейтор 1-го Заамурского кавалерийского полка, уроженец Пермской губернии Осинского уезда Альняшской волости деревни Балабаны Кустов Лаврентий Ефимович. Причем он отмечен как выбывший из госпиталя 9 июля 1916 года в город Пензу. Что это, ошибка, или в полку одновременно проходили службу два Лаврентия Кустова, получившие ранения в одних и тех же боях?  Нам представляется, что вариант с ошибкой более правдоподобен. Список потерь полка составлен весьма аккуратно, но в нём есть несколько любопытных моментов. Большая часть военнослужащих записана с фамилией, именем и отчеством как того требовал казённый формуляр. Но отдельные военнослужащие (в том числе и Кустов) записаны без отчеств. Вероятно, писарь просто их не помнил, и записал без них. Было бы военнослужащих Кустовых двое тут бы пришлось указывать и отчество, а так для составившего донесение все было очевидно. Что касается сведений о месте рождения Кустова, то Оханский и Осинский уезды находятся рядом и писарь, возможно, их просто перепутал, чисто «автоматически» проставив в «нужных» графах прочерки. В любом случае, для нашего дальнейшего поиска более интересным будет карточка госпиталя, данные которой полностью совпадают с данными на кавалера георгиевского креста 4-й степени Кустова Лаврентия Ефимовича.

Таким образом, следующей точкой в поисках стала указанная в карточке госпиталя деревня Балабаны, Пермской губернии, Осинского уезда, Альняшской волости. До 1914 года, в деревне было всего 33 двора, в которых проживало 97 мужчин и 104 женщины.  В 1918 году эта деревня стала одним из центров активного сопротивления Советской власти в бассейне реки Кама. Руководителем антибольшевистского выступления был бывший прапорщик (впоследствии поручик), полный георгиевский кавалер И.Е. Балабанов. Партизанский отряд, которым он командовал, освободил в августе-сентябре 1918 года Альняшскую, Дубровскую и Еловскую волости. 7 октября 1918 года отряд Балабанова был преобразован в «3-й Сайгатский имени Чехословаков пехотный полк» Воткинской Народной армии. Поручик И.Е. Балабанов возглавлял полк до 21 марта 1919 года, т.е. до передачи Воткинской дивизии в Сибирскую армию. Подробно об этих событиях можно прочитать в опубликованной научной работе М.Г. Ситникова «Сайгатский имени Чехословаков полк Воткинской Народной армии». Нам же интересен в первую очередь приведённый автором, сохранившийся до наших дней поимённый список добровольцев деревни Балабаны, вступивших в отряд И.Е. Балабанова. Среди 22-х человек четверо носили фамилию Кустовых: №6 в списке – Кустов Иван Иванович, №12 – Кустов Лаврентий Ефремович, №13 – Кустов Егор Ефимович, №14 – Кустов Матвей Фотиевич.

Сейчас трудно установить точно, какое отношение они имеют к герою нашего поиска. Возможно, это родственники или просто однофамильцы. А может, опять ошибся писарь и вместо отчества Ефимович написал Ефремович?  В любом случае их, как и десятки тысяч, противников новой власти поглотило горнило Гражданской войны, репрессии 20-х – 30-х годов.

К сожалению пока не получается связаться с пермскими коллегами, но думаю, что работу в этом направлении нужно продолжать, возможно откроются новые обстоятельства, проясняющие судьбу пограничника из деревни Балабаны.

А.Ю. Сабинин
Изображения предоставил автор

ЗОВО за Китай. Удача!

Основные отличия ЗОВО от ГК

Георгиевские кресты

 

Каталог наград Российской империи

__________________

Обсудить материал >>>