Олимпиада Бусыгина

Мощь и красота Олимпиады Бусыгиной

in Новости музеев 1284 views

Олимпиада Александровна Бусы­ги­на (1929-2015) родилась в Кур­ганской области. Худо­жествен­ное обра­зование получила сначала в Сверд­ловском ху­доже­ствен­но-пе­даго­ги­ческом учи­ли­ще (1947-1952), затем в Ле­нинградском высшем худо­же­ст­вен­но-про­мышлен­ном учи­лище им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петер­бург­ская худо­жествен­но-промыш­ленная ака­де­мия им. А.Л. Штиглица). После окончания учи­лища два года работала в Ульяновске. В Рязань худож­ница приехала в 1960 году и сразу же оказалась в центре культурной жизни города. По образованию она мону­менталист и именно в этом качестве начинает работать в областном центре.

Единственная сохранив­шаяся её мону­ментальная работа, создан­ная в 1970 году — барельеф «Читатель»

Двадцать лет жизни Олимпиада Александровна посвятила монумен­тальному искусству. Многое из заду­ман­ного так и не удалось осу­ществить, часть из осу­ще­ст­влён­ного была уничтожена и лишь любимое удалось воплотить в материале. Единственная сохранившаяся её монументальная работа, созданная в 1970 году — барельеф «Читатель», украшающий экстерьер Дома книги в Рязани, даёт представление о мощном таланте мастера. Олимпиада Бусыгина тонко чувствует красоту материала, с упоением конструирует форму, мастерски использует возможности пластических приёмов. Последнее, исполненное в материале монументальное произведение Олимпиады Александровны, так и не нашедший пока применение барельеф «Новь Земли рязанской», исполненный в 1980 году и украшавший подходы к Рязанскому художественному музею в период проведения там V зональной выставки «Художники Нечерно­земья». Созданное несколько десятилетий назад и сохранённое неравнодушными людьми, эта работа мастера и сегодня воспринимается очень современно и может быть восстановлена и использована как знаковый арт-объект городской архитектурной среды.

Бусыгина О.А. Эскиз декоративного панно. 1980. Цемент, отливка. Фото Андрей Соловьёв

Станковым искусством Олимпиада Бусыгина занималась всегда, а начиная с 1970-х годов, именно станковая живопись становится главной в творчестве художницы. В этих произведениях художницы реализовались её реалистические устремления, обусловленные восхи­ще­нием красотой окружающего мира.

  • Бусыгина О.А. Натюрморт «8 марта». 1978. Холст, масло. РГОХМ им. Пожалостина
  • Бусыгина О.А. Красный май. 1978. Холст, масло. РГОХМ им. Пожалостина

Среди живописных произведений Бусыгиной особое место занимают работы, посвящённые Рязанской ГРЭС. Это замечательная серия, где автору удалось отобразить героику будней, поэзию повседневности, производ­ственную эстетику.

Олимпиада Бусыгина работала в Новомичуринске практически с момента начала строительства ГРЭС и на протяжении последующих десяти лет. Её привлекали строгий техницизм облика станции, масштаб укрощённой человеком природной стихии, гран­диозность происхо­дящего строительства. Характеру художника — монумен­талиста все это было очень близко и соответствовало её тяге к большим масштабам, глобальным образам и идеям.

Бусыгина О.А. Городские шумы. 1993. Холст, масло. РГОХМ им. Пожалостина
Бусыгина О.А. Городские шумы. 1993. Холст, масло. РГОХМ им. Пожалостина

Произведения, не связанные непосредственно с картинами этого цикла, тем не менее, очень близки им по решению живописно-декора­тивных задач. И портреты, и городские пейзажи, и натюрморты Бусыгиной отличают те же образные и формальные поиски. Художница искренне восхищалась людьми, любила цветы, природу и, как большинство людей её поколения, верила в возможность преобра­зования жизни на более гармо­нич­ной основе.

Творческая биография Олимпиады Бусыгиной отличается редкостной целостностью. Она оставалась верной однажды выбранному пути всю свою жизнь в искусстве.

Музей «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Музейный центр». Рязань, Соборная улица, 22
Музей «Рязанский историко-архитек­турный музей-заповедник, Музейный центр». Рязань, Соборная улица, 22
На основе материалов выставки РИАМЗ

14 февраля 2025 года

Посетили выставку работ Олимпиада Бусыгиной в Музейном центре «Рязанского историко-архитек­тур­ного музея-заповедника».

Познакомиться с Рязанью, значит побывать в самом городе, посмотреть прекрасный старый русский Кремль, посмотреть с холма на раз­верз­шийся простор и реку, оценить памятник Сергею Есенину, любую­щемуся на эту красоту. Но это, конечно, лучше весной или летом. Хотя и сегодня хорошо! Чем плох морозный солнечный день?

Мы познакомились с «Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником» летом прошлого года. Тогда привлекла экспозиция Русского музея, приехавшая погостить на берега Оки.

А сегодня приветливый персонал музея сам выбрал для нас выставку и буквально проводил до картин в зал, где разместилась недавно откры­вшаяся экспозиция работ художника-монументалиста Олимпиады Алек­сандровны Бусыгиной (1929-2015). Признаемся, за эту рекомендацию благодарны персоналу музея! Немно­го позднее в новостном выпуске канала Россия-Рязань случайно, так бывает, снова услышали про эту выставку, но мы уже её посетили и составили своё мнение.

Небольшой зал, не так много работ, но сразу привлек стиль и свет исходящий от работ художника. В основном это советский период. То время, когда не сильно себя жалели, не обращали внимание на тяжелый труд и абсолютный дефицит всего необходимого для жизни, когда двигал порыв, общая идея.

Будучи художником-монумента­листом у Олимпиады Александровны взгляд на вещи был всю творческую жизнь широким, охватывающим. Её станковые работы обладают глубиной, которая свойственна не только изображениям природы, но и, что нам особенно понравилось, городским и производственным видам. Все отмечают эстетику форм и линий, но это лишь малая часть впечатлений от работ автора.

Думаем, следовало бы начать разговор вспомнив время рождения Олимпиады Александровны. При всей трудности — это было время трудовых достижений. Страна шаг за шагом крепла, обретая очертания могучего государства рабочих и крестьян. Сегодня принято говорить только о проблемах того времени, — можно вспомнить пословицу о мёртвом льве, — но достижения были и одним из них была индустриализация страны.

  • Бусыгина О.А. На новые рубежи. 1981. Холст, масло
  • Бусыгина О.А. Фарфоровые вертикали. 1982. Холст, масло

Олимпиада Александровна Бусыгина из поколения людей, понимавших красоту и самоценность здания, сооружения, завода. Её декоративные работы призваны дополнить их облик. Она видела в заводской среде грацию, закономерность, симметрию, гармонию. «На новые рубежи» и «Фарфоровые вертикали» это подтверждают». Работы художника рассказывают как строилась ГРЭС в области. Привлекла внимание мощь изображенных сооружений, передача красок вроде бы по сути таких «не живописных» прямо скажем объектов. Но художник передал энергетику того времени, помыслы и жизнь.

Картон или холст, все подвластно рукам художника. Увлекает мощь сооружений, выданная нам через красоту подачи цвета и восприятия автора.

Бусыгина О.А. Автопортрет. 1967. Холст, масло
Бусыгина О.А. Автопортрет. 1967. Холст, масло

Автопортрет 1967 года также обладает этими свойствами. там всё чётко и симметрично. Интересно, что себя она изобразила словно не касающейся пола, оторвавшейся от земного, творящей. Очень интересная картина.

Бусыгина О.А. ГРЭС. Полигон действий бригады Олега Бородкина. 1988. Холст, масло
Бусыгина О.А. ГРЭС. Полигон действий бригады Олега Бородкина. 1988. Холст, масло

«Полигон действий бригады Олега Бородкина» — на изображении не только бригада, но и три огромные металлические фермы, которые как васнецовские «Богатыри» надёжная и крепкая основа и защита современной жизни. Что-то есть общее и с шишкинской «Рожью». Но взгляд более современный, индустриальный — поменялось время и основы жизни. А эта картина уже 1988 года, когда стране оставалось жить всего несколько лет.

Бусыгина О.А. А на том берегу звонит колокол. 1991. Холст, масло
Бусыгина О.А. А на том берегу звонит колокол. 1991. Холст, масло

Взгляд автора на мир не поменялся, но расширился картиной 1991 года «А на том берегу звонит колокол». Мы видим, основываясь на других картинах, что на одном берегу все заводы и машины с «городскими шумами», а на другом — тишина, прерываемая только колокольным звоном. И всё это не разъединяется, а как раз соединено рекой.

Хотим выразить признательность устроителям выставки за полученные эмоции и поблагодарить сотрудников «Рязанского историко-архитектур­ного музея-заповедника» за сопро­вож­дение и отзывчивость.

Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала "Коллекция"
Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала «Коллекция»
Андрей Соловьёв
Алексей Сидельников

Фото Андрей Соловьёв

Музей «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Музейный центр»

Рязань, Соборная улица, 22

7 февраля – 27 марта 2025 года

Купить билеты

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Крепость трёх измерений

Крепость трёх измерений

Вы­ста­воч­ный проект на пло­щад­ке Му­зея со­вре­мен­ной ис­то­рии Рос­сии, под­го­тов­лен­ный Му­зеем-за­по­вед­ни­ком ис­то­рии Даль­не­го
Перейти К началу страницы