Иван Шультце. Мастер люминизма

Иван Шультце. Мастер люминизма

in Новости музеев 400 views

Центр Искусств. Москва и Фонд им. И.Ф. Шультце представляют мо­но­гра­фи­ческую выставку «Иван Шультце. Мас­тер лю­­ми­низ­ма» к 150-летию со дня рож­дения мас­тера.

Выдающийся пейзажист Рос­сий­ской империи «прекрасной эпохи» и «ре­вущих 20-х» в Европе и США, выходец из богатейшей семьи Кенигов, о нём с восхищением писали ведущие мировые газеты, его полотна кол­лекциониро­вали Романовы, евро­пейская знать и амери­кан­ские бан­киры – имя этого художника Иван Фёдорович Шультце (Санкт-Пе­тер­бург, 1874 – 1939, Ницца).

Шультце И.Ф. (1874-1939). У берегов Шпицбергена. 1908. Частное собрание
Шультце И.Ф. (1874-1939). У берегов Шпицбергена. 1908. Частное собрание
  • Шультце И.Ф. (1874-1939). Симфония cинего и белого. 1926-1927. Частное собрание
  • Шультце И.Ф. (1874-1939). Египет

Иван Шультце, предприниматель и инженер по первому роду дея­тель­ности, являл­ся долевым соб­ст­вен­­ни­ком дома, в котором жили известные художники, а имен­но 30-го дома на 5-й линии Ва­сильев­ского острова, в котором с 1882 по 1898 год жил и тру­дился Иван Ива­нович Шишкин. В мастерской по этому адресу были написаны самые известные картины – «Утро в сосновом лесу» (1889), «Зима» (1890), «Сосновый бор» (1895), «Корабельная роща» (1896 – 1897). На квартире Шишкина проходили заседания Това­рище­ства пере­движ­ни­ков. Их посещали А.И. Куинджи, Н.Я. Ярошенко, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий. Рядом в 1904 – 1906 годах в доме Леопольда Кенига в квартире №9 проживал известный живописец Николай Рерих. По этому адресу Рерихов часто посещал художник Михаил Врубель.  Иван Фёдорович Шультце бывал в этом доме, являясь его долевым соб­ственником по наследству до 1909 года.

…со времён Куинджи никто ещё не дос­тигал такого мас­тер­ства в изобра­жении и пере­даче раз­литого в при­роде солнечного света

Художественный критик
Николай Брешко-Брешковский

Богатое происхождение, ар­тис­ти­чес­кое окружение не зас­та­ви­ли себя долго ждать и после карьеры инженера и пред­при­нима­теля Иван Шультце обратился к живописи и показал свои работы известному пейзажисту Константину Яковлевичу Крыжицкому (1858 – 1911). Само­бытный талант моло­дого человека за­интересо­вал Кон­стантина Яков­левича, и он пригласил его в свой класс при Импе­ратор­ской Академии художеств. В классе училась талант­ливая акварелистка Великая княгиня Ольга Алек­санд­ровна Романова (1882 – 1960), младшая дочь Александра III и сестра императора Николая II. Крыжицкого и самого Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910) связывали дружественные и профес­сиональ­ные узы. Именно Крыжицкий стал пред­седате­лем Общества художников имени А.И. Куинджи, которое было создано по его инициативе и на личные средства Куинджи, включая земли в Крыму. Общий худо­жествен­ный и исто­ри­ческий контекст, а также очевидные сти­листи­ческие параллели поз­во­ляют утверждать, что Шультце развивал худо­жествен­ные идеи Куинджи. В истории искусства наследие Куинджи, Крыжицкого и Шультце называют «русской школой люминизма». Лейтмотивом люминизма является свет. Изображая эффекты прямого и отраженного света, ху­дож­ники-лю­министы уде­ляли особое внимание деталям живой природы, воспроизводя пейзаж под­чёркнуто спокойным, иногда интер­претируя его в мистическом ключе. Среди характеристик, типичных для картин Шультце и Куинджи, – свето­носность живописи, открытые горизонты, отсутствие стаффажа, изобра­жение момента вне времени, загадочность и мечта­тельность худо­жест­вен­ного повест­вования. Совре­менники ставили в один ряд дарование Шультце и талант Куинджи.

Шультце И.Ф. (1874-1939). Лофотены
Шультце И.Ф. (1874-1939). Лофотены

Иван Фёдорович Шультце (1874 – 1939) – один из родо­начальников арктического пейзажа в мировой истории искусства и один из пионеров российского аркти­ческого пейзажа. Ныне значительная часть его северных ландшафтов хранятся в Зоо­логическом музее Бонна в Германии, Государственном музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и в Петергофе. В 1907 году двоюродный дядя Шультце, сын Леопольда Кенига Александр Кениг (1858 – 1940) организовал экспе­дицию на Шпицберген и пригласил Шультце в качестве художника для запечатления цветовой гаммы региона, поскольку чёрно-белая фотография ограничивала научно-ис­следо­ватель­ские возможности. По эскизам из экспедиции Шультце написал полотна, послужившие основой для диорам Зоологического музея в Бонне, одного из крупнейших в мире и носящего ныне имя Александра Кенига. В 1910 году художник совершил частную поездку в Египет.

Шультце И.Ф. (1874-1939). Глицинии. 1920-е. Частное собрание
Шультце И.Ф. (1874-1939). Глицинии. 1920-е. Частное собрание
  • Шультце И.Ф. (1874-1939). Осень. 1929-1930. Частное собрание
  • Шультце И.Ф. (1874-1939). Рассвет. 1927-1930-е. Частное собрание

После эмиграции в 1919 году через Севастополь в Париж слава не заставила себя ждать. В 1922 году прошла монографическая выставка Шультце в галерее Жерара в Париже; в 1927-м году в Лондоне в галерее Arthur Tooth & Sons с успехом завершилась выставка художника. В 1928 и 1929 годах Шультце экспонировал свои полотна у Эдуарда Жонаса в США, и снискал любовь американской публики.  Великий князь Александр Михайлович, внук Николая I, посетил открытие выставки мастера света. В 1928 году газета The New York Times опубликовала статью о живописце под названием «Волшебник света». В 1930 и 1931 годах мастер отправлял свои полотна в галерею John Levy. Последовали другие выставки в США. Американский банкир Джул Семон Бейч выкупал картины Шультце, которые попали в его собрание с шедеврами Джованни Беллини, Филиппо Липпи, Ханса Мемлинга, Антониса ван Дейка, Рембрандта и других выдающихся мастеров. Впоследствии полотна Шультце были переданы в амери­канские музеи: Художественный музей Индиа­на­по­лиса, Музей Хиллвуд в Вашинг­тоне. В 1933 году мастер переехал из Парижа в Ниццу, продолжил упорно работать. Шультце ушёл из жизни в 1939 году и похоронен на кладбище Кокад в Ницце.

Шультце И.Ф. (1874-1939). Капри
Шультце И.Ф. (1874-1939). Капри
  • Шультце И.Ф. (1874-1939). Надвигающаяся гроза. 1926-1927. Частное собрание
  • Шультце И.Ф. (1874-1939). Осень в парке Сен-Клу, Париж. Около 1927-1930. Частное собрание

В экспозицию в «Центре Искусств. Москва» войдут около 50 работ Шультце, как на грандиозной парижской выставке мастера в галерее Леона Жерара в 1922 году. Именно это событие перевернуло жизнь мастера и принесло ему европейскую славу. Хронологический диапазон картин – с 1908 по 1930 год. Представленные на выставке среднеевропейские пейзажи, альпийские зимние виды, ночные марины, среди­земно­мор­­ские сады, вели­чест­венные виды Шпиц­бергена, Лофотенских островов и Египта создадут наиболее полное пред­ставление о творчестве живописца.

Фондом им. И.Ф. Шультце был выпущен каталог живописи мастера «Иван Шультце. Магия люминизма», авторами исследования стали основатель Фонда Вадим Гончаренко и искусствовед Светлана Затюпа.

Светлана Затюпа
«Центр Искусств. Москва»
21.10.2024

Центр Искусств. Москва

Волхонка 15, территория Храма Христа Спасителя,

вход с Соймоновского проезда

19 октября 2024 г. – 2 февраля 2025 г.

С 1 октября открыто каждый вторник, субботу, воскресенье  с 12.00 до 18.00.
Касса работает до 17:30

Билеты:

Взрослые: 650 рублей
Школьники: 350 рублей
Студенты: 350 рублей
Пенсионеры: 350 рублей

43 акварельных рисунка Ольги Александровны Романовой

Акварели Великой княгини Ольги Александровны в Русском музее

__________________

 В телеграмм >>>