Центр Искусств. Москва и Фонд им. И.Ф. Шультце представляют монографическую выставку «Иван Шультце. Мастер люминизма» к 150-летию со дня рождения мастера.
Выдающийся пейзажист Российской империи «прекрасной эпохи» и «ревущих 20-х» в Европе и США, выходец из богатейшей семьи Кенигов, о нём с восхищением писали ведущие мировые газеты, его полотна коллекционировали Романовы, европейская знать и американские банкиры – имя этого художника Иван Фёдорович Шультце (Санкт-Петербург, 1874 – 1939, Ницца).
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Симфония cинего и белого. 1926-1927. Частное собрание
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Египет
Иван Шультце, предприниматель и инженер по первому роду деятельности, являлся долевым собственником дома, в котором жили известные художники, а именно 30-го дома на 5-й линии Васильевского острова, в котором с 1882 по 1898 год жил и трудился Иван Иванович Шишкин. В мастерской по этому адресу были написаны самые известные картины – «Утро в сосновом лесу» (1889), «Зима» (1890), «Сосновый бор» (1895), «Корабельная роща» (1896 – 1897). На квартире Шишкина проходили заседания Товарищества передвижников. Их посещали А.И. Куинджи, Н.Я. Ярошенко, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий. Рядом в 1904 – 1906 годах в доме Леопольда Кенига в квартире №9 проживал известный живописец Николай Рерих. По этому адресу Рерихов часто посещал художник Михаил Врубель. Иван Фёдорович Шультце бывал в этом доме, являясь его долевым собственником по наследству до 1909 года.
…со времён Куинджи никто ещё не достигал такого мастерства в изображении и передаче разлитого в природе солнечного света
Художественный критик Николай Брешко-Брешковский
Богатое происхождение, артистическое окружение не заставили себя долго ждать и после карьеры инженера и предпринимателя Иван Шультце обратился к живописи и показал свои работы известному пейзажисту Константину Яковлевичу Крыжицкому (1858 – 1911). Самобытный талант молодого человека заинтересовал Константина Яковлевича, и он пригласил его в свой класс при Императорской Академии художеств. В классе училась талантливая акварелистка Великая княгиня Ольга Александровна Романова (1882 – 1960), младшая дочь Александра III и сестра императора Николая II. Крыжицкого и самого Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910) связывали дружественные и профессиональные узы. Именно Крыжицкий стал председателем Общества художников имени А.И. Куинджи, которое было создано по его инициативе и на личные средства Куинджи, включая земли в Крыму. Общий художественный и исторический контекст, а также очевидные стилистические параллели позволяют утверждать, что Шультце развивал художественные идеи Куинджи. В истории искусства наследие Куинджи, Крыжицкого и Шультце называют «русской школой люминизма». Лейтмотивом люминизма является свет. Изображая эффекты прямого и отраженного света, художники-люминисты уделяли особое внимание деталям живой природы, воспроизводя пейзаж подчёркнуто спокойным, иногда интерпретируя его в мистическом ключе. Среди характеристик, типичных для картин Шультце и Куинджи, – светоносность живописи, открытые горизонты, отсутствие стаффажа, изображение момента вне времени, загадочность и мечтательность художественного повествования. Современники ставили в один ряд дарование Шультце и талант Куинджи.
Иван Фёдорович Шультце (1874 – 1939) – один из родоначальников арктического пейзажа в мировой истории искусства и один из пионеров российского арктического пейзажа. Ныне значительная часть его северных ландшафтов хранятся в Зоологическом музее Бонна в Германии, Государственном музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и в Петергофе. В 1907 году двоюродный дядя Шультце, сын Леопольда Кенига Александр Кениг (1858 – 1940) организовал экспедицию на Шпицберген и пригласил Шультце в качестве художника для запечатления цветовой гаммы региона, поскольку чёрно-белая фотография ограничивала научно-исследовательские возможности. По эскизам из экспедиции Шультце написал полотна, послужившие основой для диорам Зоологического музея в Бонне, одного из крупнейших в мире и носящего ныне имя Александра Кенига. В 1910 году художник совершил частную поездку в Египет.
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Осень. 1929-1930. Частное собрание
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Рассвет. 1927-1930-е. Частное собрание
После эмиграции в 1919 году через Севастополь в Париж слава не заставила себя ждать. В 1922 году прошла монографическая выставка Шультце в галерее Жерара в Париже; в 1927-м году в Лондоне в галерее Arthur Tooth & Sons с успехом завершилась выставка художника. В 1928 и 1929 годах Шультце экспонировал свои полотна у Эдуарда Жонаса в США, и снискал любовь американской публики. Великий князь Александр Михайлович, внук Николая I, посетил открытие выставки мастера света. В 1928 году газета The New York Times опубликовала статью о живописце под названием «Волшебник света». В 1930 и 1931 годах мастер отправлял свои полотна в галерею John Levy. Последовали другие выставки в США. Американский банкир Джул Семон Бейч выкупал картины Шультце, которые попали в его собрание с шедеврами Джованни Беллини, Филиппо Липпи, Ханса Мемлинга, Антониса ван Дейка, Рембрандта и других выдающихся мастеров. Впоследствии полотна Шультце были переданы в американские музеи: Художественный музей Индианаполиса, Музей Хиллвуд в Вашингтоне. В 1933 году мастер переехал из Парижа в Ниццу, продолжил упорно работать. Шультце ушёл из жизни в 1939 году и похоронен на кладбище Кокад в Ницце.
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Надвигающаяся гроза. 1926-1927. Частное собрание
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Осень в парке Сен-Клу, Париж. Около 1927-1930. Частное собрание
В экспозицию в «Центре Искусств. Москва» войдут около 50 работ Шультце, как на грандиозной парижской выставке мастера в галерее Леона Жерара в 1922 году. Именно это событие перевернуло жизнь мастера и принесло ему европейскую славу. Хронологический диапазон картин – с 1908 по 1930 год. Представленные на выставке среднеевропейские пейзажи, альпийские зимние виды, ночные марины, средиземноморские сады, величественные виды Шпицбергена, Лофотенских островов и Египта создадут наиболее полное представление о творчестве живописца.
Фондом им. И.Ф. Шультце был выпущен каталог живописи мастера «Иван Шультце. Магия люминизма», авторами исследования стали основатель Фонда Вадим Гончаренко и искусствовед Светлана Затюпа.
Светлана Затюпа «Центр Искусств. Москва» 21.10.2024
Благодарим Светлану Затюпа за любезное приглашение и встречу!
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Снежные вершины. 1930-е. Частное собрание
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Весна в Энгадине. 1926-1927. Коллекция галереи Arthur Tooth and sons, Лондон
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Море. 1926-1927. Частное собрание
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Средиземноморский сад. Около 1925. Частное собрание
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Закат. Раппало. 1927-1930-е. Частное собрание
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Закат над рекой. 1917. Частное собрание
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Солнце в лесу. 1916. Частное собрание
- Шультце И.Ф. (1874-1939). Летний пейзаж на закате. 1915. Частное собрание
Центр Искусств. Москва
Москва, Волхонка 15,
территория Храма Христа Спасителя,
вход с Соймоновского проезда
19 октября 2024 г. – 2 февраля 2025 г.
С 1 октября открыто каждый вторник, субботу, воскресенье с 12.00 до 18.00.
Касса работает до 17:30
Билеты:
Акварели Великой княгини Ольги Александровны в Русском музее
__________________