ГМИИ им. А.С. Пушкина 22 октября представил выставку, посвящённую атрибуции 19 портретных миниатюр, которые происходят из усадьбы князей Голицыных Большие Вязёмы. Ранее считалось, что многие миниатюры служили декоративным дополнением к портретам родных князя Бориса Голицына – владельца усадьбы. Однако недавние исследования позволили связать все произведения с фигурой его матери, княгини Натальи Петровны Голицыной. Атрибуция портретных миниатюр дала возможность приоткрыть завесу тайны над историей её семьи и узнать больше о жизни и характере знаменитой княгини, ставшей прототипом главной героини повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Загадки Пиковой Дамы.
Фамильная галерея князей Голицыных в миниатюре
- Кёних Фридрих Антон. Портрет графини Екатерины Андреевны Чернышёвой (Ушаковой). ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Неизвестный мастер. Портрет графа Андрея Петровича Чернышёва. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Гамильтон Хью Дуглас. Портрет князя Б.В. Голицына. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Ритт Августин Христиан. Портрет Б.В. Голицына. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Гамильтон Хью Дуглас. Портрет князя Д.В. Голицына. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Петер Уильям Друэ младший Франсуа Юбер. Портрет графини Натальи Петровны Чернышёвой. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Неизвестный мастер. Портрет Людовика XVI. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Неизвестный мастер. Портрет Марии Антуанетты. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка приурочена к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и представляет важное открытие, совершённое научным сотрудником отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2023 году, – атрибуцию 19 портретных миниатюр, происходящих из усадьбы князей Голицыных Большие Вязёмы.
Миниатюры, сегодня хранящиеся в Пушкинском музее, в начале XIX века были размещены на щитке, который выставлялся в круглой гостиной усадебного дома князей Голицыных в Больших Вязёмах. Авторы и герои большинства миниатюр ранее были неизвестны либо установлены неверно. На несохранившемся щитке портрет князя Бориса Владимировича Голицына, владельца усадьбы на момент создания подборки, располагался в центре верхнего ряда, поэтому все изображения связывали именно с его личностью.
Однако недавние исследования позволили установить авторов многих миниатюр, среди которых — высококлассные мастера. Также удалось идентифицировать почти всех изображённых: они оказались любимыми родными и знакомыми матери Бориса Владимировича, знаменитой княгини Натальи Петровны Голицыной, ставшей прототипом главной героини пушкинской «Пиковой дамы».
Именно для Натальи Петровны, часто гостившей в имениях детей, была собрана эта коллекция из 19 миниатюр. Здесь присутствуют изображения её родителей, а также портрет рано умершего брата-близнеца Андрея Чернышёва в образе принца с картины Антониса ван Дейка. Разгадка назначения именно этого портрета позволила окончательно убедиться в том, что планшетка с миниатюрами не носила декоративного характера. Рядом были размещены портреты трёх сестер княгини — Анны, Дарьи и Марии. Было там и изображение ее любимого дяди Захара Петровича Чернышёва. Портреты Натальи Петровны с дочерьми и Владимира Борисовича, её супруга, с сыновьями на фоне условных интерьеров выполнил блестящий миниатюрист Жан-Батист Жак Огюстен. Ко временам юности Натальи Петровны отсылают портреты европейских монархов, при дворах которых ее семья была радушно принята. Это два крошечных изображения Франца I Стефана и Марии Терезии, миниатюрный портрет Людовика XV, ставшего свидетелем триумфа Натальи Петровны на балах в Париже и Версале. Из бисквитного фарфора выполнены профили Людовика XVI и Марии-Антуанетты, ко двору которых княгиня приехала в 1783 году уже замужней дамой с четырьмя детьми.
Планшетка с миниатюрами служит свидетельством непростого характера Натальи Петровны, подмеченного А.С. Пушкиным: в подборку вошли портреты только двух из четырех её детей во взрослом возрасте — Бориса Голицына и Софьи Строгановой, тогда как изображения Дмитрия и Екатерины, видимо, были намеренно исключены. Открытие назначения и смысла планшетки с миниатюрами позволяет приподнять завесу над историей этой семьи и узнать больше о жизни и характере знаменитой княгини.
Большинство миниатюр экспонируется впервые. Их дополняют живопись, графика и редкие книги из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Куратор
Куратор Мария Лубникова, научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 22.10.2024
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Москва, Волхонка, 12
22 октября 2024 г. — 19 января 2025 г.
Купить билет в Пушкинский музей
__________________