В Музее керамики в Кусково 4 сентября 2024 года открылась масштабная выставка «Территория керамики». Впервые в истории Музей представляет одно из лучших в стране собраний художественной керамики XX–XXI вв. Коллекция формировалась на протяжении 100 лет. Тиражная заводская продукция и авторские произведения профессиональных художников, работы народных мастеров из самых дальних уголков большой страны. Одни завораживают яркостью и блеском глазурей, другие требуют оценить их благородную, сдержанную красоту, третьи ассоциативны по природе и дают пищу для размышлений. Керамика способна на многое. В руках человека она то податливая, то капризная, но точно щедрая по своим художественным возможностям. При этом не стоит думать, что декоративность и утилитарность – главные ее достоинства. Отечественная керамика имеет свои законы. Она развивалась в едином ритме со страной. В ней зеркально отразились ключевые события, сложные социально-экономические явления, жизнь общества и каждого человека в отдельности.
- Гинстлинг Э.М. Триптих «Производство керамики». 1963
- Погорелов В.М. Скульптуры «Украина», «Россия», «Таджикистан», «Белоруссия», «Туркмения», «Азербайджан», «Армения», «Узбекистан», 1954—1955 (модель 1935). Скульптурно-художественная фабрика №1 (Потылиха)
- Фрих-Хар И.Г. Скульптура «Грузинский шашлычник». 1934
- Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.). Скульптуры-шаржи режиссера К.С. Станиславского и артиста В.И. Качалова. 1935
От царской России советское государство в числе прочего унаследовало проблему реформирования керамической промышленности, обновления стиля продукции, придания ей нового идейного звучания. Уже с 1918 г. один за другим стали создаваться специализированные научно-исследовательские и образовательные учреждения, художественные лаборатории, на производства устремились профессиональные художники. 1920-е–1930-е гг. – время горячих споров и экспериментов. В этот период были заложены основы дальнейшей эволюции советской художественной керамики. Были сделаны первые шаги в поддержку народных промыслов, созданы экспериментальные образцы массовой посуды и первые авторские произведения.
- Прохоров А. Блюдо с эмблемой Союза горнорабочих СССР. Начало 1920-х
- Овчинкин М.А. Блюдо из серии «Север», 1930-е; Чайков И.М. Скульптура «Эпроновец», 1934; Лебедева С.Д. Скульптура-этюд «Сидящая женщина», 1934–1936
Великая Отечественная война приостановила процесс, но уже к концу 1950-х гг. реформы возобновились. Именно керамика оказалась в авангарде формирования новой предметной среды аскетичных по стилю интерьеров жилых домов массовой застройки эпохи «хрущевской оттепели». В 1960-е гг. начался настоящий «керамический бум». На производство пришло новое поколение художников, выпускники профильных вузов. Значительно увеличились тиражи и ассортимент. Работа над эталонами для тиражирования была настолько тщательной, что порой стиралась качественная граница между заводским предметом и произведением коллекционного уровня.
- Малолетков В.А. Скульптуры «Марина Цветаева» и «Анна Ахматова». 1988
- Голубкина А.С. Скульптура «Березка». Конец 1950-х (модель 1927)
- Виолетта Микитина, заведующая отделом «Музей керамики» ГМЗ «Останкино и Кусково», кандидат искусствоведения
- Ольга Пучнина, научный сотрудник отдела «Музей керамики», ГМЗ «Останкино и Кусково», куратор выставки. На фоне решетки для кафе «Рыболов-охотник» работы Гундобина Б.П.
- Щипарёва Р.В. Чайно-кофейный сервиз в комплекте со столом с керамической столешницей. Первая половина 1960-х
- Фрагмент экспозиции
- Садиков Г.Б. Скульптуры «Пеликан», «Мамонт»: Солодков Л.С. Скульптура «Король-олень»
- Круглова М.Ф. Фрагмент композиции для зимнего сада «Птичья пара». 1976
- Кожин П.М. Скульптура «Фазан». 1950; Гуревич Е.М. Скульптуры «Воробей». 1956
- Баженова З.В. Скульптура «Голова туркменки». 1965.
- Громов А.В. Композиция «Рыбачка Соня». 1979–1981.
К 1970-м гг. стало очевидным появление в советском декоративно-прикладном искусстве особого направления, получившего название «авторская керамика». Она притягивала к себе художников разных видов искусства не только многообразием средств, но и своей демократичностью. Керамика стала особой нишей, относительно свободной от идеологических клише и цензуры. Сложившаяся система взаимоотношений художника с государством и обществом позволяла ему одновременно работать по госзаказу и создавать авторские произведения, выражая в материале себя и свой взгляд на мир, демонстрировать опыт и открытия коллегам и широкому зрителю в творческих мастерских и на многочисленных выставках в стране и за рубежом.
- Фрагмент экспозиции. Разделы «Художник и производство» и «Московская школа керамики»
- Фрагмент экспозиции
Формирование двух магистральных линий советской керамики – производственной и авторской – проходило в унисон с возрождением керамических промыслов. Принципы народного мышления культивировались в художественной среде, становясь для профессионалов своего рода «знаком качества». Многовековой опыт народа учитывался в образовательном процессе, являлся основой формирования авторского почерка лучших мастеров отечественной керамики. Народные традиции стали стилеобразующими в развитии региональных и национальных керамических школ, среди которых ведущими по праву считаются прибалтийская, ленинградская и московская со своими особенностями и идейными парадигмами. 1970-е–1980-е гг. – время расцвета всех направлений художественной керамики СССР. В этот период были реализованы и целевые государственные программы по возрождению народных промыслов РСФСР и союзных республик.
- Сажина Н.Н, Чоколов С.С., Греку Э.Л. Художники Молдавской ССР. г. Кишинев. 1960-е–1980-е
- Московская школа керамики. Мифология и христианство. Малолетков В.А., Куприянов Г.В., Карелиц О.А., Сошинская Л.А. 1970-е–2000-е
- Ленинградская школа керамики. Новиков Ю.М., Савинова Н.Г., Гущина Н.Е., Соловьева-Ефимова М.А., Цыганков В.Н. 1970-е–1980-е
- Ленинградская школа керамики. Гориславцев В.Н., Корнилов Г.Н., Гущина Н.Е., Ротанова Н.С., Задорин А.Е. 1970-е–2000-е
Распад Союза способствовал «обмелению реки» российской художественной керамики, разрушению долгосрочных взаимоотношений государства с художниками, банкротству некогда цветущих предприятий. Но, несмотря на «перестройку», современные мастера сохранили традиции и опыт предшественников, демонстрируя высокий художественный уровень и значительный потенциал для дальнейшего роста.
- Народные промыслы РСФСР. Гжельская майолика
- Гжельская майолика. Туркин Н.Б. Блюдо «Деревня» и квасник. 1988; Петлина Ю.И. Скульптура «Коза с ложками» и шкатулка «Щука». 1992
Ретроспективную экспозицию «Территория керамики» дополнят двенадцать сменных выставок произведений современных художников-керамистов из разных регионов страны. Свои работы представят мастера народных промыслов Гжели и Скопина, художники ленинградской, московской и красноярской керамических школ. Открывает этот цикл выставка произведений известного ленинградского художника Юрия Новикова, на которой представлены произведения, выполненные в периоды его работы в Ленинграде, Москве и Сочи.
Ольга Пучнина научный сотрудник отдела «Музей керамики» ГМЗ «Останкино и Кусково» куратор выставки Фотографии: Михаил Тренихин
Выставки-сопровождения
- «СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ». Керамика Юрия Новикова. Ленинград–Москва–Сочи. 4 – 29 сентября 2024 г.
- «СООТВЕТСТВИЕ». Валерий Кузнецов. Новосибирск. 2 – 27 октября 2024 г.
- «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ФАЯНС». Галина Корзина и Александра Створа. Москва. 31 октября – 24 ноября 2024 г.
- «МНОГОГОЛОСИЕ». Школа-студия Валентины Кузнецовой. Москва. 28 ноября – 22 декабря 2024 г.
- АВТОРСКИЕ ЕЛКИ. 26 декабря 2024 г. – 26 января 2025 г.
- «ЧТО Я ВИЖУ». Елена Скворцова. Москва. 30 января – 23 февраля 2025 г.
- «БИОГРАФИЯ». Марина Степанова-Ланская. Москва. 27 февраля – 23 марта 2025 г.
- «СОКРОВИЩА ГЖЕЛЬСКОГО МОРЯ». Майолика. Валентина Чепрасова, Эльвира Зинонова, Антонина Нечаева, Ольга Тюленева, Анастасия Ковшарёва, Олег Тюленев. 27 марта – 27 апреля 2025 г.
- «ФОРМА ТВОРЧЕСТВА». Наталья Бодрикова. Москва. 1 мая – 25 мая 2025 г.
- «В КРУГУ СЕМЬИ». Александр и Ирина Якушкины. Скопинский народный промысел. 29 мая – 22 июня 2025 г.
- ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «ЦЕХ № 1». Москва. 26 июня – 27 июля 2025 г.
- КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА КЕРАМИКИ. 31 июля – 8 сентября 2025 г.
- Большая каменная оранжерея
- Герб рода графов Шереметевых. Большая каменная оранжерея
Государственный дворцово-парковый музей-заповедник
«Останкино и Кусково»
Большая каменная оранжерея
Москва, улица Юности, дом 2
5 сентября 2024 г. — 7 сентября 2025 г.
Купить билеты в Кусково
Современное искусство керамики. Татьяна Бригадирова и Виктор Решетников
__________________
>>><<<