В Мраморном дворце Русского музея 9 сентября открывается уникальная выставка «Казачество – опора государства Российского». Экспозиция представит около 100 произведений искусства XVIII – XX веков из собрания Русского музея. Среди них работы Ильи Репина, Василия Поленова, Валентина Серова, Василия Сурикова и других выдающихся мастеров отечественного искусства.
Выставка отражает все важнейшие этапы богатой истории русского казачества. Казачьи традиции служения Отечеству чрезвычайно важны сегодня для нашего общества, для воспитания гражданственности и патриотизма.
Выставка входит в программу Санкт-Петербургского международного форума объединённых культур.
Образ казака формировался в работах художников XVIII–XX веков на пересечении двух противоположных начал. Первое представляло казачество как бурную человеческую стихию, вольницу, представители которой обладают гордым, неукротимым нравом. Второе же подчеркивало принадлежность казаков Российскому государству, преданная служба которому позволяла им отстоять своеобразие своей культуры и свои сословные привилегии.
Неизвестный автор портрета Дмитрия Мартынова, наказного атамана Войска Донского (после 1775), изобразил своего героя как могучего, доблестного воина. Бурный драматичный фрагмент истории казачества отразился в биографии Мартынова и в его наградах.
Начало расцвета казацкой темы в русском искусстве пришлось на эпоху наполеоновских войн. Героизм казаков в войне 1812 года сделал их всенародными любимцами. Для соотечественников и для иностранцев они олицетворяли удаль и бесстрашие. В искусстве того времени широкое распространение получили конные изображения казаков. По сравнению с образами аристократов и регулярных кавалеристов они выглядели подчеркнуто демократично.
Большой вклад в тему казачества внес Александр Орловский. Казаки были героями его многочисленных рисунков. Обращался к этой теме он и в живописи: сцена из военного казачьего быта послужила сюжетом для картины «Бивуак казаков» (1809). В казаках художник видел могучих детей природы, разделяющих её настроение. То же начало преобладало и в работе «Казак с пикой на лошади» (конец 1800-х – начало 1810-х).
Участие казаков в европейских походах русской армии сделало их героями и зарубежных художников. Помимо доблести, ловкости и мастерства, они выделялись среди частей регулярной армии внешним видом. Представление европейцев о казаках как о мощных экзотических всадниках воплотилось в рисунках Иоганна Готфрида Шадова. В 1813-м, когда Берлин был взят русской армией, он создал ряд натурных зарисовок, в частности, композицию «Гетман граф Платов со своими казаками», гравированную Иоганном Фридихом Югелем.
Казачьи подразделения русской армии стали предметом художественной документалистики, в произведениях которой запечатлены типажи воинов и детали их обмундирования. Рисунки такого рода гравировались, издавались в альбомах и воспроизводились на коллекционной продукции российских фарфоровых заводов.
В течение целого столетия казаки оставались в поле зрения русских баталистов: фигуры статных всадников встречались им на горных тропах Кавказа, в степях юга России и в селениях охваченных войной Балкан. На выставке представлены произведения Федора Байкова «Казак и трое солдат у избы» (1844), Василия Поленова «Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце» (1883), Франца Рубо «Казаки у горной речки» (1898).
Во второй половине XIX века впечатляющие образы конных казаков появились и в скульптуре. Евгений Лансере был страстно увлечен лошадьми; из путешествий он привозил костюмы и детали конской упряжи, которые с документальной точностью воспроизводил в своих произведениях. Скульптурная группа «Запорожец после боя» (1873) могла быть вдохновлена образами повести Николая Гоголя «Тарас Бульба».
С образами «Тараса Бульбы» связано и одно из самых знаменитых произведений русской живописи – картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которая сейчас демонстрируется на выставке «Весть» в корпусе Бенуа. Художник более десяти лет искал прототипы запорожцев среди современников, например, в своем путешествии по Днепру в 1880-м. В 1888-м, когда работа над «Запорожцами» была в разгаре, Репин вновь почувствовал необходимость прикоснуться к живой истории казачества и отправился на Кубань, где жили потомки запорожцев. В станице Пашковская он создал серию портретов казаков, – георгиевских кавалеров, ветеранов Крымской войны и обороны Севастополя. Они выглядят сдержанно и степенно, однако общение с реальными казаками, изучение их манер и характеров помогло Репину воссоздать облик их необузданных предков.
- Суриков В.И. Донской казак Ржидин. Этюд для картины 1895 г. Покорение Сибири Ермаком. Между 1891 и 1894. Х.,м. 32 х 24. ГРМ
- Суриков В.И. Стреляющий казак. Этюд для картины 1895 г. Покорение Сибири Ермаком. Между 1891 и 1894. Х.,м. 32.5 х 23.3. ГРМ
Для величайшего мастера русской исторической картины Василия Сурикова казаки были не просто источником вдохновения и предметом творческого интереса. Они были частью его личной истории: Суриков происходил из древнего казачьего рода. В картине «Покорение Сибири Ермаком» он обратился к истокам сибирского казачества, что для него было равнозначно углублению в историю собственной семьи.
Фигуры казаков расположены в картине прямо перед зрителем, и Сурикову было важно найти выразительные образы людей, охваченных наступательным порывом. Он создал множество портретных этюдов, обнаруживая в современниках черты их неистовых предков.
«Степан Разин» – ещё одна картина Сурикова, действующими лицами которой являются казаки, но на сей раз в своей «бунташной» ипостаси. Художник долго работал над лицом Степана и переписывал его даже после того, как картина была уже завершена. На выставке можно увидеть один из эскизов головы Разина.
В XIX веке казаки были любимыми персонажами лубочных картинок, которые пользовались популярностью в народе и издавались широкими тиражами вплоть до советского времени. Издательство «Сегодняшний лубок», организованное в 1914-м в связи с началом Первой мировой войны, объединило усилия видных представителей авангарда. Они черпали вдохновение из народного творчества, стремились освоить простой, острый язык лубка и поставить его на службу актуальной политической повестке. Сотрудником издательства был Владимир Маяковский. Его патриотические лубки прославляли и военные подвиги казаков.
Неоднозначную тему участия казаков в революции и Гражданской войне отражают плакаты Дмитрия Моора, призывавшие казаков переходить на сторону Красной армии. Однако лозунги большевиков были противоположны ценностям и убеждениям казаков, и большинство из них составило основу Белого движения.
Трагические перипетии Гражданской войны отразились в биографии Митрофана Грекова – основателя советской школы батальной живописи. Выходец из казачьей среды, он занимался организацией музея, посвященного белому казачьему сопротивлению, в Новочеркасске, однако позднее запечатлевал уже подвиги красной кавалерии. А в изображенной им на картине «Отступление от Новочеркасска деникинских частей» (1926) веренице людей и лошадей мог быть и его брат, покинувший город вместе с остатками Добровольческой армии.
При Советской власти казачество перестает существовать как особая социальная группа. Череда жестоких репрессий, коллективизация, расказачивание нанесли удар по численности и образу жизни казаков. Темы, связанные с историей и культурой казачества, были сложны и болезненны, поэтому присутствие казаков сохранялось в основном в «малых» видах искусства. Яркие образы казаков были созданы мастерами народных промыслов, и они стали частью сказочного мира лаковой миниатюры.
Пресс-служба ГРМ 4.09.2024
Государственный русский музей
Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1, Мраморный дворец
11 сентября — 14 октября 2024 г.
Купить билет в Русский музей
__________________