Натюрморт 1920-х – 1930-х годов

Натюрморт 1920-х – 1930-х годов

in Новости музеев 762 views

Познакомиться с работами из кол­лекции Рус­ского музея, ко­торые редко можно уви­деть в постоян­ной экспозиции, и по­лу­чить пред­став­ле­ние о раз­ви­тии жан­ра на­тюр­мор­та в оте­чественном искусстве начала XX века, можно с 22 мая 2024 г. на выс­тав­ке «Натюрморт 1920-х – 1930-х годов» за­ле №80 корпуса Бе­нуа. На выс­тав­ке будут пред­ставлены произведения не так хорошо знакомых широкому кругу художников того времени – таких как Владимир Авлас, Владимир Гринберг, Анатолий Гусятинский, Ерванд Кочар, Алексей Почтенный, Игорь Попов и других.

К 1920-м – 1930-м го­дам те­ма из­ме­нив­ше­го­ся быта ста­ла гла­вен­ст­вую­щей прак­ти­чес­ки во всех жан­рах жи­во­пи­си. Пред­мет­ный мир на­тюр­мор­та стал ха­рак­тер­ным и уз­намвае­мым. Ку­хон­ная ут­варь, бы­то­вые при­бо­ры, га­зе­ты и жур­на­лы пре­вра­ти­лись в сим­вол и жи­во­пис­ное сви­де­тель­ст­во но­во­го ми­ра и но­во­го че­ло­ве­ка, рож­даю­ще­гося в нём.

С началом XX века традиционные композиции уступили место более радикальной перспективе и асимметричным объёмам. Некоторые художники стали обращаться к кубизму и футуризму. Другие придерживались более натуралистичной манеры, но создавали оригинальные композиции, используя нестандартные ракурсы и контрасты.

  • Гринберг В.А. Натюрморт с бутылью. 1929. ГРМ
  • Попов И.Н. Букет. 1937. ГРМ

Ерванд Кочар уже в 1918 году под влиянием своего педагога Петра Кончаловского написал натюрморт с непривычными для этого жанра атлетическими гирями. Художественная задача подобных композиций была уже не столько в поиске красоты и идеала, сколько в исследовании новой, не всегда привлекательной действительности.

Так появились работы, подобные «Натюрморту с бутылью» (1929) Владимира Гринберга, где композицию дополняет старое жестяное ведро, или, например, «Противогаз» (ок. 1933 – 1934) Петра Осолодкова, где жуткая резиновая маска тёмной глазницей буравит зрителя. Мрачно выглядят чёрные предметы и грубые материалы натюрморта «Тарелка на клеёнке» (начало 1920-х) Александра Иванова. Все эти работы представлены на выставке.

Малагис В.И. Натюрморт с селёдкой. 1925, Холст, масло, 65 x 53. ГРМ
Малагис В.И. Натюрморт с селёдкой. 1925, Холст, масло, 65 x 53. ГРМ

Традиционные для жанра натюрморта цветы и букеты тоже претерпевали различные изменения. Яркая и живая зелень порой уступала место высохшим стеблям, как в представленной в экспозиции работе Алексея Почтенного «Натюрморт. Сухие травы» (1920-е). В «Жёлтом натюрморте» (1928) Марии Ломакиной редкий букет мелких и изломанных полевых цветов выглядит скорее поводом для создания композиции в духе натюрмортов Кузьмы Петрова-Водкина, а в «Букете» (1937) Игоря Попова крупные соцветия и вовсе сводятся до плоскостного символа, наивного и тревожного одновременно.

Кочар Е.С. Натюрморт с гирями. 1918, Холст, масло, 40 x 49,5.ГРМ
Кочар Е.С. Натюрморт с гирями. 1918, Холст, масло, 40 x 49,5.ГРМ

Выставка натюрморта 1920-х – 1930-х годов в зале №80 корпуса Бенуа – важное дополнение к постоянной экспозиции живописи первой половины XX века. Редко экспонируемые полотна дадут посетителям представление о глубине и разнообразии коллекции живописи Русского музея, позволят по-новому взглянуть на жанр натюрморта, а также открыть для себя имена малоизвестных художников.

Пресс-служба ГРМ
20.05.2024

Государственный русский музей

Корпус Бенуа

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2, зал №80

22 мая — 30 июля 2024 г.

Купить билет в Русский музей

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы