Третьяковская галерея представляет в залах постоянной экспозиции произведения из Русского музея. Работы Фёдора Бруни «Медный змий» и Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» будут выставлены в залах с 6 ноября 2024 года по 12 мая 2025 года.
Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей являются главными хранителями русского национального искусства: их коллекции дополняют друг друга. Масштабные выставочные проекты, которые каждый из музеев организует по-своему, не могли бы состояться без плодотворного сотрудничества двух крупных институций на протяжении многих десятилетий.
Первая расширенная экспозиция живописных полотен Фёдора Бруни в 9 зале постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке, позволяет посетителям в одном пространстве увидеть восемь знаковых работ художника разных жанров, большая часть представлена картинами на религиозную и мифологическую тематику. Главным акцентом экспозиции является масштабное полотно «Медный змий» Фёдора Бруни — выдающееся произведение академического искусства эпохи классицизма, над которым автор работал в Италии на протяжении 15-ти лет. Картина впервые демонстрировалась московской публике в 2003 году в стенах ГМИИ имени А.С. Пушкина и, спустя 20 лет, полотно вновь прибыло в Москву, где впервые выставляется в стенах Третьяковской галереи.
В зале Василия Сурикова (28 зал постоянной экспозиции) будет выставлена знаменитая историческая картина художника «Покорение Сибири Ермаком».
За последние сто лет — это произведение экспонировалось в Государственной Третьяковской галерее дважды: в 1937 году полотно участвовало в масштабной юбилейной выставке Василия Сурикова, прошедшей в Санкт-Петербурге (тогда — Ленинград), Москве, Киеве, а затем на выставке «Русская историческая живопись», которая была развернута в стенах Третьяковской галереи в 1939-1940-х годах.
Грандиозное полотно посвящено решающему сражению Ермака Тимофеевича с татарскими полчищами сибирского хана Кучума в период правления царя Иоанна Грозного. Суриков работал над картиной четыре года. Он приступил к ней в 1891 году во время своей поездки в Сибирь, где его увлёк быт и нравы местных народностей. Этюды к картине писались в разные годы и в разных местах – на реке Обь (1891), на Дону (1893), в Хакасии (1892).
Экспонирование работы станет своего рода поддержкой важного выставочного проекта «Передвижники», развёрнутого в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. «Покорение Сибири Ермаком» экспонировалось на 23-й передвижной выставке 1895-1896 годов.
С ней связана любопытная история, важная в том числе для истории Третьяковской галереи и хроники коллекционирования её основателя Павла Третьякова. Ещё до официального открытия выставки картина была обещана коллекционеру, но император Николай II, посетивший выставку в Петербурге в первые дни её работы, решил её приобрести для будущего Русского музея Императора Александра III. Узнав, что картина по договорённости с Третьяковым должна отойти его галерее, царь настоял на своем решении и — по воспоминаниям художника М.В. Нестерова — сказал: «картина должна быть национальной и быть в национальном музее», то есть в будущем Русском музее, который был открыт спустя три года. В том же 1895 году, словно в качестве извинения за произошедшее, Суриков подарил Третьякову уменьшенный вариант-повторение картины, который по сей день хранится в Третьяковской галерее.
Спикеры:
Татьяна Городкова, Татьяна Карпова, Людмила Маркина, Татьяна Юденкова.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 4.11.2024
6 ноября 2024 г.
Сегодня официально открыли выставку картин: Бруни Ф.А. «Медный змий» (1841). и Суриков В.И. «Покорение Сибири Ермаком» (1895), представленными в Государственной Третьяковской галерее в Москве нашему вниманию Государственным русским музеем в Санкт-Петербурге. Сотрудничество одних из самых уважаемых музейных институций всегда доставляют радость. Коротко можно сказать, что «Брюллов поехал в Питер, а в Москву в Третьяковку приехал Бруни (ударение на «у»)».
Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе познакомила присутствующих не только с биографией художников, но и провела параллель между Бруни и Брюлловым, у которых обнаружилось много похожего в судьбах.
«Медный змий» прежде экспонировался в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина. «Покорение Сибири Ермаком» также были в столице в тридцатые годы прошлого века. Два этих факта говорят о том, что любителям живописи сейчас нужно не упустить возможность увидеть упомянутые работы не только в Москве, но и в новом окружении, а это уже иное настроение, иное прочтение произведения.
На картине «Медный змий» видим, что на потерявших веру и возроптавших на Моисея евреев, водимых им по пустыне, бог напустил дождь из ядовитых змей. Моисей обратился к богу с просьбой о спасении. После чего сделанный им медный змей спас истинно верующих, смотрящих на него.
«Покорение Сибири Ермаком», показанное на 23-й выставке Товарищества передвижников, было приобретено императором Николаем II и в 1897 году передано Русского музея Императора Александра III, хотя на эту работу имел виды знаменитый коллекционер П.М. Третьяков, получивший от автора уменьшенную копию картины.
Ну а «Покорение Сибири» интересно уже тем, что позволяет подробно ознакомиться в картиной, а также найти несоответствия, допущенные автором в изображении вооружения русских.
Алексей Сидельников
Третьяковская галерея
Лаврушинский переулок, 10, залы № 9 и № 28
6 ноября 2024 — по 12 мая 2025
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________