Медный змий и Покорение Сибири в Третьяковке!

in Новости музеев 1105 views

Третьяковская галерея пред­став­ляет в залах пос­тоян­ной экс­по­зи­ции произ­ве­де­ния из Рус­ского му­зея. Ра­бо­ты Фё­д­ора Бру­ни «Мед­ный змий» и Ва­си­лия Су­ри­­ко­­ва «По­ко­ре­ние Си­би­ри Ер­ма­ком» бу­дут вы­став­ле­ны в за­лах с 6 ноября 2024 го­да по 12 мая 2025 года.

Государственная Третья­ков­ская га­ле­рея и Го­су­дар­ст­вен­ный Рус­ский му­зей являются главными хра­ни­те­ля­ми рус­ского на­цио­наль­ного искусства: их коллекции до­пол­няют друг дру­га. Масш­таб­ные выста­вочные проек­ты, ко­торые каж­дый из музеев ор­га­ни­зует по-своему, не мог­ли бы со­стоять­ся без пло­дотворного сотрудничества двух крупных ин­сти­ту­ций на про­тяжении многих десятилетий.

Первая расширенная экспозиция жи­во­пис­ных по­лотен Фёдора Бруни в 9 зале постоянной экспозиции в Лав­ру­шин­ском переул­ке, позволяет по­сетителям в одном про­странстве увидеть восемь зна­ковых работ художника разных жан­ров, большая часть пред­ставлена кар­тинами на рели­гиоз­ную и мифо­логическую те­ма­ти­ку. Главным акцентом экс­по­зи­ции является масш­табное полотно «Медный змий» Фёдора Бруни — выдающееся произ­ведение ака­де­ми­чес­кого ис­кус­ства эпохи клас­си­цизма, над которым автор ра­ботал в Ита­лии на протяжении 15-ти лет. Картина впервые де­мон­ст­ри­ро­ва­лась мос­ков­ской пуб­лике в 2003 го­ду в стенах ГМИИ имени А.С. Пушкина и, спустя 20 лет, полотно вновь прибыло в Москву, где впервые выставляется в стенах Третья­ков­ской галереи.

Бруни Ф.А. Медный змий. 1841. ГРМ
Бруни Ф.А. Медный змий. 1841. ГРМ
Бруни Ф.А. 1801-1875. Медный змий. Окончательный эскиз для картины 1840 г. того же названия, находящейся в Русском Музее имп. Александра III. 1839. Третьяковская галерея
Бруни Ф.А. 1801-1875. Медный змий. Окончательный эскиз для картины 1840 г. того же названия, находящейся в Русском Музее имп. Александра III. 1839. ГТГ

В зале Василия Сурикова (28 зал пос­тоян­­ной экс­­по­­зи­­ции) будет вы­став­ле­на зна­­ме­нитая исто­­ри­чес­кая картина художника «По­коре­ние Си­бири Ермаком».

Суриков В.И. Покорение Сибири Ермаком. 1895. ГРМ
Суриков В.И. Покорение Сибири Ермаком. 1895. ГРМ

За последние сто лет — это произ­ве­де­ние экс­по­ни­ро­ва­лось в Го­су­дар­ст­вен­ной Третья­ков­ской га­ле­рее дважды: в 1937 году полотно участвовало в масштабной юбилейной выставке Василия Сурикова, про­шед­шей в Санкт-Пе­тер­бур­ге (тог­да — Ле­нин­град), Москве, Киеве, а затем на выставке «Русская историческая живопись», которая была развернута в стенах Третьяковской галереи в 1939-1940-х годах.

Грандиозное полотно посвящено ре­шаю­щему сра­жению Ер­ма­ка Ти­мо­фее­ви­ча с та­тар­скими пол­чи­ща­ми си­бир­ско­го ха­на Кучума в период прав­ления царя Иоан­на Гроз­ного. Су­ри­ков работал над картиной четыре года. Он приступил к ней в 1891 году во время своей поездки в Сибирь, где его увлёк быт и нра­вы мест­ных на­родностей. Этюды к картине писались в разные годы и в разных местах – на реке Обь (1891), на Дону (1893), в Хакасии (1892).

Фотограф Иван Новиков-Двинский. ГТГ. 2024
Фотограф Иван Новиков-Двинский. ГТГ. 2024

Экспонирование работы станет своего рода под­держкой важ­ного выста­воч­но­го проек­та «Пе­ре­движ­ни­ки», развёр­нутого в но­вом корпусе Третья­ков­ской галереи на Ка­да­шёв­ской набережной. «Покорение Сибири Ермаком» экспонировалось на 23-й передвижной выставке 1895-1896 годов.

С ней связана любопытная исто­рия, важная в том числе для истории Третьяковской галереи и хроники кол­лек­цио­ни­­ро­­ва­ния её осно­вателя Пав­ла Третья­ко­ва. Ещё до офи­циаль­ного от­крытия выстав­ки кар­тина была обе­щана кол­лекционеру, но император Николай II, по­сетивший выставку в Петербурге в первые дни её работы, решил её приобрести для будущего Русского музея Им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III. Уз­нав, что кар­тина по до­го­во­рён­нос­ти с Третьяковым должна отойти его га­лерее, царь настоял на своем решении и — по воспо­минаниям художника М.В. Нес­терова — сказал: «картина должна быть национальной и быть в нацио­нальном музее», то есть в будущем Русском музее, который был открыт спустя три года. В том же 1895 году, словно в качестве извинения за произо­шед­шее, Су­ри­ков по­да­рил Третья­кову умень­шенный ва­риант-по­вто­ре­ние кар­тины, который по сей день хранится в Третья­ковской галерее.

Спикеры:

Татьяна Городкова, Татьяна Карпова, Людмила Маркина, Татьяна Юденкова.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
4.11.2024

 


6 ноября 2024 г.

Сегодня официально открыли вы­став­ку картин: Бруни Ф.А. «Медный змий» (1841). и Суриков В.И. «Покорение Сибири Ерма­ком» (1895), пред­­став­ленными в Госу­дарствен­ной Третья­ковской галерее в Москве нашему вниманию Государ­ствен­ным русским музеем в Санкт-Петербурге. Со­труд­ничество одних из самых уважаемых музейных институций всегда доставляют радость. Коротко можно сказать, что «Брюллов поехал в Питер, а в Москву в Третьяковку приехал Бруни (ударение на «у»)».

Бруни Ф.А. Медный змий. 1841. ГРМ

Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель ге­не­раль­ного ди­рек­тора Го­су­дарственной Третья­ковской галереи по научной работе познакомила присутствующих не только с биографией художников, но и провела параллель между Бруни и Брюлловым, у которых об­на­ру­жи­лось много похожего в судьбах.

«Медный змий» прежде экспо­ни­ро­вался в Москве в ГМИИ им. А.С. Пуш­кина. «Покорение Сибири Ермаком» также были в столице в трид­цатые годы прошлого века. Два этих факта говорят о том, что любителям живописи сейчас нужно не упустить воз­можность увидеть упомянутые работы не только в Москве, но и в новом окружении, а это уже иное настроение, иное прочтение произведения.

На картине «Медный змий» видим, что на потерявших веру и воз­роптавших на Моисея евреев, во­ди­мых им по пустыне, бог напустил дождь из ядовитых змей. Моисей обратился к богу с просьбой о спа­се­нии. После чего сделанный им мед­ный змей спас истинно верующих, смотрящих на него.

«Покорение Сибири Ермаком», по­ка­зан­ное на 23-й выставке Това­рищества пере­движ­ников, было при­об­ре­те­но императором Николаем II и в 1897 году передано Русского музея Императора Александра III, хотя на эту работу имел виды знаменитый кол­лек­ционер П.М. Третьяков, получив­ший от автора уменьшенную копию картины.

Ну а «Покорение Сибири» интересно уже тем, что позволяет подробно ознакомиться в картиной, а также найти несоответствия, допущенные автором в изображении вооружения русских.

Алексей Сидельников
Алексей Сидельников, главный редактор журнала "Коллекция"
Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»

Третьяковская галерея

Лаврушинский переулок, 10, залы № 9 и № 28

6 ноября 2024 — по 12 мая 2025

Купить билет в Третьяковскую галерею

Передвижники в Третьяковке

Василий Суриков в Русском музее

Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. Красноярск

Казачество – опора государства Российского

__________________

 В Телеграмм >>> 

Рекомендуем

Перейти К началу страницы