Ремонтаж на Винзаводе

НИИ Архив. Ремонтаж на Винзаводе

in Новости музеев 622 views

Центр современного искусства Вин­за­вод объ­яв­ляет о за­пуске но­вого на­прав­ле­ния дея­тель­нос­ти: НИИ Архив (Нау­ка, ис­сле­до­ва­ние, ис­кус­ст­во, архив) — и от­кры­вает его вы­став­кой «НИИ Архив. Ремонтаж», ку­ратор Ири­на Гор­лова.

Новое направление Винзавода. НИИ Архив представляет первую выставку

«Запуская архивное направление мы делаем шаг в сторону артикуляции истории искусства последних 30 лет. Мы обратили внимание, что это пространство сегодня практически отсутствует, мало академических изданий про прошедшие десятилетия в искусстве, нет открытых полноценных баз с документами и прочее. Архив Винзавода все пространство дефицитов сведений не закроет, но уверена, внесет существенный вклад, что позволит в будущем не терять и не упускать знаковые события, явления и персоналии для истории российского искусства», — основатель ЦСИ Винзавод Софья Троценко.

НИИ Архив. Ремонтаж. Лиза Бобкова. Травление по металлу, 2016. Выставка Период колебаний, 2016
НИИ Архив. Ремонтаж. Лиза Бобкова. Травление по металлу, 2016. Выставка Период колебаний, 2016
  • НИИ Архив.Ремонтаж. Софья Тро­цен­ко, Эмилия и Илья Кабаковы. Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретро­спек­тива. 2008
  • НИИ Архив.Ремонтаж. Егор Фе­до­ри­чев. Вы­став­ка Складка на занавесе, 2017

НИИ Архив.Ремонтаж. Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция Игра в теннис. Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. 2008

Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж» впервые представит публике до­ку­менты и артефакты исто­рических проектов, эпохальных выставок, например, инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых в «Московской рет­ро­спективе», проек­та ху­­до­же­ст­вен­но­го оп­тимизма «Верю» под ку­ра­торством Олега Кулика, пер­со­наль­ных выставок Ирины Наховой «Рай», Александра Бродского «Ночь перед наступлением», Владимира Ду­бо­сар­ско­го и Александра Виноградова «Ретроспектива», Международный фестиваль комиксов «КомМиссия» и масш­таб­ных ини­циа­тив ЦСИ Вин­за­вод: круп­нейший российский фо­то­проект Best of Russia «Лучшие фо­то­графии России», обра­зо­вательные клубы и лаборатории, между­на­родные и регио­нальные выставки.

«НИИ Архив. Ремонтаж» — первая в серии выставок российских архивов современного искусства. Выставка предлагает новую оптику для рассмотрения современного ис­кус­ства и объясняет, как российская арт-индустрия встроена в обще­куль­турный мировой контекст. Первая выставка НИИ Архив час­тич­но закрывает потребность в ос­мыс­лении накопленного опы­та и инициирует комплексный, много­уров­невый диа­лог между авторами, ин­ституциями, научным сообщест­вом и аудиторией.

НИИ Архив. Ремонтаж. Дмитрий Гутов. Стопы. 2007. Фрагмент картины А. Мантенья Мёртвый Христос, ок. 1506. Проект художественного оптимизма Верю! 2007
НИИ Архив. Ремонтаж. Дмитрий Гутов. Стопы. 2007. Фрагмент картины А. Мантенья Мёртвый Христос, ок. 1506. Проект художественного оптимизма Верю! 2007

«Ремонтаж в виноделии — это пе­ре­ка­чи­ва­ние сус­ла из нижней части бро­дящей жид­кости в верхнюю. Ана­логич­но этому выс­тавка «НИИ Архив. Ре­монтаж» под­нимает материалы прошлого на поверхность, привлекает внимание к самому процессу архивации и работы с ис­точниками арт-институции. Ремонтаж делает работу архива прозрачной и заметной, дает посетителю возможность принять участие в глобальном ис­следова­нии и сделать собственные открытия», — куратор выставки Ирина Горлова

Кроме того, будет представлена часть коллекции Благотворительного фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод: работы Евгения Антуфьева, Ульяны Подкорытовой, Лизы Бобковой, Устины Яковлевой, Татьяны Ахметгалиевой и многих других.  

В экспозицию войдут громкие проекты ЦСИ Винзавод и его основных направлений. Об эволюции уличного искусства расскажут материалы проектов СТЕНА и НЕТСТЕН, о формировании профессионального сообщества и арт-рынка – документы о процессе создания Ассоциации галерей (АГА) и видеоматериалы с маркетов современного искусства WIN-WIN, о поддержке молодого искусства и новых имен – проекты СТАРТ, Открытые студии Винзавода и Цикл выставок «Прощание с вечной молодостью».

НИИ Архив. Ремонтаж. Дмитрий и Елена Каварга. Модель биометрических отражений. Выставка ЖИЗНЬ. Версия науки, 2011
НИИ Архив. Ремонтаж. Дмитрий и Елена Каварга. Модель биометрических отражений. Выставка ЖИЗНЬ. Версия науки, 2011

Посетители выставки смогут по­строить ин­ди­ви­дуаль­ную траек­торию по экспо­зиции, вос­поль­зоваться аудио­гидом или при­об­рести билет на ме­диа­тор­ский тур, в полной мере погрузившись в историю современного искусства России.

Новое направление ЦСИ Винзавод НИИ Архив отзывается на общий запрос арт-индустрии в про­фес­сио­наль­ной рефлек­сии пройденного пути и пред­ставляет различные варианты нарратива в истории искусства на примере деятельности институции и других значимых проектов индустрии. 

НИИ Архив.Ремонтаж. Татьяна Ахметгалиева. Декоративное художественное панно из серии «Стадия куколки». Вышивка, смешанная техника, каждое панно 128 × 188 см. 2009


В названии выставки есть несколько сос­тав­ляю­щих, тре­бующих расшифровки. В аббревиатуре НИИ – вопреки общепринятому еще совсем недавно определению «Научно-исследовательский институт» – спрятаны три слова: Наука, Ис­сле­до­ва­ние, Ис­кус­ст­во. Центр со­вре­мен­ного ис­кусства Винзавод запускает новое направление своей деятельности – работу по созданию архива современного искусства. Ядром будущего архива стали материалы основных событий, произошедших на территории ЦСИ Винзавод за почти двадцать лет, с момента его основания. 

За этот пе­риод на­копилось мно­жество «сле­дов» раз­но­сто­ронней жизни Центра современного искусства Винзавод – выставок, фестивалей, образовательных программ, работы мастерских и паб­лик-арт проектов. Большая часть из них представлена в цифровом формате – фотосъемки открытий и экспозиций, ви­део­до­ку­мен­та­ции и специально созданные видеоролики, интервью с художниками и кураторами, тексты пресс-релизов и концепций проектов на разных стадиях их реа­ли­за­ции. Задачей нового направления НИИ Архив (Наука, исследование, искусство, архив) является не толь­ко сис­тематизация, опи­сание и ка­талогизация уже существующего материала, но и выявление существующих лакун, пополнение фактическими, бумажными свидетельствами, эскизами реа­лизован­ных произ­ведений и экс­позиционных планов, фотографиями и публикациями в средствах мас­совой ин­формации.

Основная задача всей этой планируемой работы – сохранение памяти о работе ЦСИ Винзавод и создание на примере многочисленных программ и форм деятельности базы для изучения художественной жизни Москвы и шире – России XXI века. 

Винодельческий термин, вошедший в название выставки, «НИИ Архив. Ремонтаж», происходит от французского глагола «remonter» — поднимать. Этот процесс, заключающийся в выкачивании из чана виноградного сока с его последующим переливанием обратно, опрыскивая твердые частицы, образовавшиеся при давлении ягод, необходим для экстракции дубильных и красящих веществ, ароматов, а также для защиты от окисления, то есть порчи вина. Не случайно для проведения первой выставки выбран сводчатый зал Цеха Красного. Новое направление деятельности ЦСИ Винзавод создано для сохранения памяти, придания вкуса и цвета событиям, сыгравшем важную роль в развитии современного искусства, еще недавно бывших у всех на слуху, но для нового поколения зрителей, уже ставших далекой, почти легендарной историей. С целью успешного «ремонтажа» в экспозицию включены некоторые произведения из коллекции ЦСИ Винзавод, сформировавшейся в результате выставочной деятельности, связанной прежде всего с проектами поддержки развития молодого искусства, такими как уже ушедший в прошлое проект СТАРТ и активно действующие Открытые студии. 

Эта часть экспозиции позволяет увидеть начало пути вчерашних дебютантов, многие из которых выросли за двадцать лет в известных художников, определяющих в значительной мере «лицо» современного искусства сегодня.

Еще одной из самых заметных программ с момента основания ЦСИ Винзавод, его «визитной карточкой», стала работа с художниками, создающими уличное искусство. Стрит-артисты были первыми резидентами Центра современного искусства Винзавод, «поселившимися» здесь и преобразившими двор и стены зданий, в которых только начиналась работа по приспособлению под современные выставочные пространства. Не случайно отдельное место в экспозиции отдано одному из художников этого направления. 

Выставка «НИИ Архив. Ремонтаж» – заяв­ка на бу­ду­щее, про­цесс пере­ме­ши­ва­ния ингредиентов, целью ко­торого яв­ляет­ся со­зда­ние ка­че­ст­вен­но­го, вы­дер­жан­но­го про­дук­та, достой­ного своей знаменитой марки.

Самым ярким событием и первым большим проектом ЦСИ Винзавод, объединившим более 50 художников различных поколений, стал открытый в 2007 году проект художественного оптимизма «Верю!», занявший грандиозные по размерам и до сих пор сохранившие славу одного из самых красивых пространств для экспонирования искусства — залы Большого Винохранилища. Как напоминание об этом проекте в Цехе Красного воспроизведена когда-то завершавшая перспективу первого раздела выставки – работа Дмитрия Гутова, «Стопы» (2007, Фрагмент картины А. Мантенья «Мертвый Христос», ок. 1506). 

Все остальное пространство экспозиции представляет своего рода мультимедийную инсталляцию, знакомящую через фотографии и видео с основными проектами, реализованными на территории ЦСИ Винзавод в разные годы – групповыми и большими персональными выставками, фестивалями стрит-арта и комиксов, образовательными циклами и проектами галерей-резидентов. 

Цифровая документация дополнена рядом артефактов и документов более привычного архивного формата – афишами и буклетами, каталогами и книгами отзывов, одна из которых выросла в инсталляцию, напоминающую о комнате одного из «десяти персонажей» Ильи Кабакова, ведь именно Центр современного искусства Винзавод был главной площадкой «кабаковского» фестиваля 2008 года, и именно здесь были показаны знаменитые тотальные инсталляции художника, с которыми он когда-то завоевал весь мир, мир искусства.

Ирина Горлова,
куратор выставки
НИИ Архив.Ремонтаж. Кирилл Боголюбов, Олег Кулик, Псой Короленко. Выставка художественного оптимизма Верю! 2007
НИИ Архив.Ремонтаж. Кирилл Боголюбов, Олег Кулик, Псой Короленко. Выставка художественного оптимизма Верю! 2007
  • НИИ Архив.Ремонтаж. Хихус (Павел Благих), основатель фестиваля КомМиссия. Международный фестиваль рисованных историй КомМиссия, 2012
  • НИИ Архив.Ремонтаж. Фестиваль Граффити.Винзавод, 2006. Фото Александр Арно

Куратор выставки: Ирина Горлова, искусствовед, с 2024 года член экспертного совета Cosmoscow, экс-заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, куратор проекта «Испытание реальности», проходившего в Цехе Белого и Цехе Красного в 2010 году, со-куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» (2018-2019) — совместного проекта Третьяковской галереи, Тейт Модерн и Государственного Эрмитажа.  С 1996 по 2016 годы работала в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). Реализовала более 50 кураторских проектов, в том числе в сотрудничестве с партнерами из международных музеев и центров современного искусства.

Художники: Богдан Абложный, Евгений Антуфьев, Татьяна Ахметгалиева, Лиза Бобкова, Сергей Бояринцев, Саша Браулов, Евгений Дедов, Владислав Кручинский, Антон Кушаев, Алексей Лука, Сергей Луценко, Кирилл Макаров, Вячеслав Нестеров, Таня Пёникер, Даня Пирогов, Алексей Подгорный, Ульяна Подкорытова, Виталий Тюрлик, Егор Федоричев, Елизавета Чухланцева, Устина Яковлева, Vivato Eka, Recycle Group.

Материалы проектов: Фестиваль Граффити. Винзавод (2006), проект художественного оптимизма «Верю» (2007), Международный фестиваль комиксов «КомМиссия» (2008-2011), СТАРТ (2008-2019), фотопроект Best of Russia («Лучшие фотографии России») (2008-2017), выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты» (2008), персональная выставка Александра Бродского «Ночь перед наступлением» (2009), «Наука как предчувствие» (Science as Suspense) (2009), инсталляция «Город рабов» Мастерской ван Лисхаута (2009), СТЕНА (2010-2019), выставка «И подо льдом течет вода. Искусство Северной Кореи» (2010-2011), выставка Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Ретроспектива» (2012), персональная выставка Ирины Наховой «Рай» (2014), выставка «Одно место рядом с другим» (2014), выставка Виктора Вазарели «Оптические пространства Виктора Вазарели» (2014), выставка «Затишье перед бурей» (2014), проект Философский клуб (2014-2019), выставка «Форма незримого» (2016), выставка «В славном городе Воронеже» (2016), Открытые студии Винзавода (2017–наст. время), цикл выставок «Прощание с вечной молодостью»  (2017-2018), Лаборатория журналистики и Лаборатория художественной критики (2018-2020), проект Винзавод.Open (2018-2021), параллельная программа 7-ой Московской международной биеннале современного искусства (2018), Ассоциация галерей (АГА) (2020), НЕТСТЕН (2020–наст. время), маркет современного искусства WIN-WIN (2021–наст. время), выставка «Основано на реальных событиях. Избранные фрагменты российского видео-арта» (2023), Биеннале уличного искусства Артмоссфера (2023), ярмарка современного искусства |catalog| (2023), выставка «Чего ты боишься?» (2024). 

Пресс-служба
Центра современного искусства Винзавод
5.11.2024
НИИ Архив.Ремонтаж. Фестиваль Граффити. Винзавод, 2006. Фото Александр Арно
НИИ Архив.Ремонтаж. Фестиваль Граффити. Винзавод, 2006. Фото Александр Арно


Центр современного искусства ВинзаводЦентр современного искусства Винзавод

Центр современного искусства Винзавод основан в 2006 году на территории московского комбината виноградных и десертных вин, бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария», меценатами Софьей и Романом Троценко.

После реконструкции ЦСИ Винзавод объединил ведущие га­ле­реи со­вре­мен­ного ис­кус­ст­ва, про­стран­ст­ва под вре­мен­ные выставки, мастерские художников, студии дизайнеров и магазины локальных брендов.

Собрав все направления современной культуры в одном пространстве, открытом для широкой аудитории, Винзавод поддерживает актуальное российское искусство и создает комфортную среду для его развития.

Центр современного искусства Винзавод открыт каждый день, вход в галереи современного искусства – свободный. Летом открыт Зелёный Ангар с пинг-понгом, фудкортом и специальной программой.

Центр современного искусства Винзавод

Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 стр. 6

ЦСИ ВИНЗАВОД открыт для посещения ежедневно
Выставки и галереи*: вт–вс / 12:00–20:00

* — время работы каждой галереи необходимо уточнять на сайте, а также по телефону,
указанному на сайте

16 ноября 2024 г. – 19 января 2025 г.

ВХОД ПО БИЛЕТАМ

Тёплые объятия города

Центр современного искусства Винзавод

_________________

В Телеграмм >>>