Фарфор Парижа

Фарфор Парижа

in Новости музеев/Фарфор, керамика, стекло 746 views

В музее-заповеднике «Кусково» 4 октября 2023 г. открылась выставка, посвящённая искусству художественного фарфора частных парижских мануфактур. На ней представлены произведения, демонстрирующие разнообразие ассортимента, техник и декоров в изготовлении фарфора, которые применялись на фарфоровых предприятиях Парижа в конце XVIII—середине XIX веков.

Частные заводы по производству фарфора в Париже и его окрестностях стали появляться в последней трети XVIII столетия, некоторое время спустя после открытия в непосредственной близости от Лиможа месторождений каолина, необходимого для производства данного вида керамики.

В XVIII веке монополия на изготовление фарфора во Франции принадлежала Королевской мануфактуре в Севре. Однако уже в 1770-е годы предписания, защищавшие монополию Севра, были пересмотрены. В результате в Париже и его пригородах при поддержке влиятельных покровителей открылось несколько десятков небольших частных предприятий и мастерских, выпускающих изделия из твердого фарфора. Первоначально их продукция во многом подражала Севру. Однако с годами изделия обрели художественную самостоятельность, собственный узнаваемый «почерк» и яркий оригинальный стиль.

Стремительному развитию парижских производств способствовал также начавшийся накануне Великой французской революции 1789 года экономический кризис на Королевской мануфактуре, при котором ассортимент практически перестал обновляться. Тогда как частные предприятия предлагали не только свежие идеи и новые формы, но и значительно меньшие цены, не уступая ведущему фарфоровому предприятию страны в качестве. Правительство быстро взяло под контроль новый сектор предпринимательства. Каждый владелец фарфорового производства был обязан зарегистрировать свой завод и маркировать продукцию. К началу XIX века было зафиксировано около 30 частных мануфактур в Париже и его окрестностях.

На мануфактурах Парижа создавались самые разнообразные декоративные изделия: скульптура, чайно-кофейная посуда, предметы убранства интерьера, декоративные вазы и блюда. Они пользовались популярностью не только во Франции, но и охотно раскупались в других европейских странах, России и Америке.

В собрании Музея керамики (в усадьбе Кусково) находится около 500 предметов, выполненных на фарфоровых мануфактурах и живописных мастерских Парижа. Среди них заводы Шельшера, Даготи, Жакоба Пти и братьев Дарт, мануфактуры Локре, Диля и Герара, Наста, мастерские Ж.-П. Фёйе, Б. Депре, фирма «Стон, Кокерель и Ле Гро». На выставке представлено 190 экспонатов, изготовленных на 12 мануфактурах. В них отразились вкусы и стилистические предпочтения времени: многообразные формы, декоры, художественные приемы.

Неизменный успех и высокий спрос на фарфор мануфактур Парижа обеспечивало и разнообразие тематики его художественной росписи. Довольно часто в декоративной скульптуре и росписи произведений использовали библейские, мифологические и литературные сюжеты. В конце XVIII — начале XIX века с развитием «моды» на чтение особую популярность получили изображения, представляющие героев или сюжетные сцены из известных романов.  В фарфоре, в декоре которого проявлялись даже незначительные смены вкусов, данная тема была отражена достаточно полно. На выставки подобные темы представляют скульптурная группа из бисквита «Венера с зеркалом», столовый и кофейный сервизы с изображением героев и сцен из популярных романов «Поль и Виргиния» Жана-Анри Бернардена де Сен-Пьера, «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо и тарелки с композициями из истории Древнего Рима.

Скульптурная группа «Венера с зеркалом» Мануфактура Локре. 1780-е гг.
Скульптурная группа «Венера с зеркалом» Мануфактура Локре. 1780-е гг.

Другой мотив в произведениях французских мастеров — разнообразные вариации цветочных декоров. Именно в росписи фарфора флоральные композиции отличались широким многообразием, вариативностью трактовок и необычайной изысканностью исполнения. Перед нами запечатленная на века неувядающая прелесть цветов, гирлянд и орнаментов на вазах, созданных на мануфактуре Локре.

  • Ваза с полихромным изображением цветочных гирлянд и букетов. Мануфактура Локре. Конец XVIII – начало XIX вв.
  • Ваза с полихромным изображением цветочных букетов. Мануфактура Локре. 1820-е гг.

Продолжает флоральную тему тесно связанная с ней анималистическая. Изображения животных всегда были неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Связано это с тем, что век Просвещения принёс с собой интерес к естествознанию. В первой четверти XIX века особую популярность получили изделия парижских предприятий, украшенные росписями с птицами и животными. Формы предметов часто создавались в виде голов барана, вепря или лебедя, ручки и носики декорировались птичьими шеями и клювами. Яркие образцы такого типа изделий —  предметы мануфактур Даготи, братьев Дарт и живописной мастерской Фёйе.

  • Чайник в виде головы вепря. Мануфактура Даготи. 1790-1800 гг.
  • Чашка в форме ритона с головой кабана. Мануфактура Фёйе. Первая четверть XIX в.

Мануфактура Даготи – одно из наиболее выдающихся парижских фарфоровых предприятий первой четверти XIX века. Предприятие выпускало твердый, хорошо глазурованный фарфор красивого белого цвета. Из него изготавливали скульптуру, барельефы, чайную, столовую и медицинскую посуду, вазы, письменные приборы, корпуса часов. Изделия отличались высокими художественным уровнем и прекрасным качеством исполнения. В росписи использовались цветочные мотивы, полихромные пейзажи и натюрморты, рисунки сепией с литературными сюжетами и сценами охоты, монохромная роспись «а ля камея». Особую известность принесли мануфактуре античные мотивы.

Уже в начале XIX века считалось хорошим тоном приобрести фарфор Даготи в качестве подарка или сувенира. Ценили изделия мануфактуры и в высших кругах. Так, незадолго до коронации Наполеона Пьер Даготи посылает Жозефине эскизы посуды с её императорским гербом. Работа ей невероятно понравилась, и с 1804 по 1814 год в марке предприятия появляется определение «Мануфактура Императрицы», что подчеркивает личное покровительство супруги Наполеона и делает Даготи, наряду с государственной Севрской фарфоровой мануфактурой, поставщиком высочайшего двора. О заказах Жозе­фины свидетельствуют записи в книге ее счетов. Когда императрицу сменила королева Мария-Луиза, отношение к поставщику не меняется, и она, как и Жозефина, покровительствует Пьеру Даготи.

Чашка с блюдцем и крышкой и флакон. Мануфактура Ж. Пети Вторая четверть XIX в.
Чашка с блюдцем и крышкой. Мануфактура Ж. Пети Вторая четверть XIX в.

Популярность в росписи фарфора в первой трети XIX века получили также изображения представителей различных этносов в национальных костюмах. На их появление повлиял интерес к традициям и культуре разных стран и опубликованные рассказы путешественников. В продукции заводов Парижа данная тема раскрывалась в сюжетных полихромных композициях, дополненных традиционными орнаментами и декорами. Неординарным примером является сервиз, декорированный изображениями разных народов в национальных костюмах на фоне пейзажей, выполненный в первой трети XIX века на мануфактуре Денюэль.

Изображение портретов на фарфоре всегда были актуальны. Наравне с легендарными личностями разных эпох — героями античности или истории Франции, художниками парижских фарфоровых заводов часто изображались императорские особы, известные государственные деятели и другие знаменитые персоны своего времени. В их числе произведения с портретами российского императора Петра I, Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны, императора Наполеона I и его маршала Ж.–Б. Бернадотта.

  • Предметы из сервиза с изображением знаменитых женщин Франции. Мануфактура Даготи. 1816-1820 гг.
  • Чашка с блюдцем с портретом княгини Марии Барятинской с дочерью Ольгой. Мануфактура Даготи. 1817-1818 гг.

Оригиналом для росписи послужил портрет княгини Барятинской с дочерью Робера Лефевра (1817), который в настоящее время находится Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим».

Чашка с блюдцем с портретами Жана-Батиста Бернадотта и его жены Евгении Дезире Клер. Мастерская Депре. 1810-е гг.
Чашка с блюдцем с портретами Жана-Батиста Бернадотта и его жены Евгении Дезире Клер. Мастерская Депре. 1810-е гг.

До того, как открыть собственное дело, Бартоломео Депре  с 1773 г. служил скульптором на Севрской фарфоровой мануфактуре. За тайную продажу сырья, а также фарфоровых камей из им же изобретенного материала Депре уволили. Однако рабочие подали петицию в защиту мастера.  В ней говорилось, что «не существует скульптора, который обладал бы столь обширными знаниями». Депре восстановили в должности, и он стал отвечать за состав фарфоровых масс. Покинув Севр, Депре основал в 1795 г. мануфактуру фарфоровых камей в Париже.

Работы Б. Депре отличались высоким качеством исполнения. Шлифовка, огранка изделий, монтировка позолоченной бронзы — все делалось тщательная и безукоризненно. Искусные камеи Депре украшали фарфоровые вазы, изящные медальоны, пресс-папье, флаконы.  Особенно ценились фарфоровые позолоченные или расписанные чашки в стиле ампир с приподнятой ручкой.  По желанию заказчиков, изделия декорировались изображениями влиятельных особ, а также членов их семей. Привлекали покупателей и цены, настолько низкие, что составляли серьёзную конкуренцию зарубежной продукции. Изделия приобретали в качестве изящных парижских сувениров и развозили по всему миру.

В произведениях французских мастеров находили отражение современные создателям события эпохи. Например, исторические реалии начала XIX века, в том числе связанные с заграничным походом русской армии в 1813 — 1814 годов: тарелки с изображением Аустерлицкого сражения и въезда в Париж императора Александра I, изготовленные заводах Даготи и Шельшер.

  • Тарелка с изображением въезда в Париж императора Александра I. Мануфактура Шельшера. 1814-1815 гг.
  • Тарелка с изображением Петра I на Ладожском озере во время бури. Мануфактура Шельшера. 1814-1815 гг.

Оригиналом для росписи послужил гобелен, выполненный на Королевской гобеленовой мануфактуре в Париже в 1812-1814 гг. по картине французского художника Карла Штейбена «Петр Великий в бурю на Ладожском озере. Картина была представлена на Парижском салоне в 1812 г. и куплена Наполеоном. Гобелен по картине был заказан специально для подарка Александру I и хранится в настоящее время в Петергофе.

На протяжении всего XIX века оставались популярны и находили своё воплощение в росписях на фарфоре бытовые сюжеты: играющие дети и зимние забавы, праздники в сельской тиши на лоне природы и сцены из повседневной жизни. Один из образцов подобной продукции — сервиз с изображением французских рабочих, выполненный мастерами парижской фирмы Легро д´Анизи, Стоуна и Кокереля (1809-1818 гг.) В декоре сервиза наряду с росписью использована техника цветного печатного рисунка, который нередко применялся в изделиях этого предприятия.

Предмет из сервиза с изображением французских рабочих. Мануфактура Легро д´Анизи, Стоуна и Кокереля. 1809-1818 гг.
Предмет из сервиза с изображением французских рабочих. Мануфактура Легро д´Анизи, Стоуна и Кокереля. 1809-1818 гг.
Предметы из сервиза с изображением французских рабочих. Мануфактура Легро д´Анизи, Стоуна и Кокереля. 1809-1818 гг.
Предметы из сервиза с изображением французских рабочих. Мануфактура Легро д´Анизи, Стоуна и Кокереля. 1809-1818 гг.

Тарелки с изображением вивандьерки и бивуака. Мануфактура Лефевра. 1812 г. Роспись Жака Франсуа Жозефа Свебаха

Мануфактуру открыл Пьер Лемер в 1784 г. После его смерти предприятие приобрел Туссен Карон,  заручившись поддержкой Жака Лефевра. В 1806 г.  партнеры оформили договор о сотрудничестве. В этом же году на Парижской промышленной выставке они получили серебряную медаль. Однако к 1811 г. ситуация начала ухудшаться и через год партнерство было расторгнуто. Единоличным владельцем фабрики стал Ж. Лефевр.

Фабрика выпускала предметы превосходного качества и большого ассортимента: вазы, посудные формы, пресс-папье, скульптуру, мебельные пластины, бюсты и даже ночные горшки. Продукция раскупалась во Франции и экспортировалась в Россию и Испанию. Известно, что на мануфактуре живописцем работал знаменитый Жак Франсуа Жозеф Свебах. Здесь он расписывал парадные вазы, которые впоследствии попали в Версальский дворец и Большой Трианон, и несколько серий тарелок (все тарелки имеют авторскую подпись золотом на основании, шесть тарелок из этих серий находятся в настоящее время в нашем музее, две – представлены на выставке.)

Центральное место на выставке занимают произведения с изображением видов и памятников Парижа и его окрестностей, исполненные в первой четверти – первой трети XIX века — парные вазы, чайные и столовые сервизы, декоративные тарелки.

  • Ваза с видом Версаля с одной стороны и дворца Бельвю — с другой. Мануфактура Шельшера. Около 1820 г.
  • Ваза с видом на ворота в лесу Сен-Жермен с одной стороны и вида на церковь в Порт-Марли – с другой. Мануфактура Шельшера. Около 1820 г.
Егорова Ольга Александровна
Старший научный сотрудник научно-хранительского отдела "Музей керамики",
хранитель фонда зарубежного фарфора
ГМЗ "Останкино и Кусково"

Государственный дворцово-парковый музей-заповедник

«Останкино и Кусково»

Москва, улица Юности, дом 2

4 октября 2023 г. — 24 марта 2024 г.

Купить билеты в Кусково

__________________

>>><<<