Школа Филонова

Школа Филонова

in Новости музеев 1479 views

Русский музей приглашает на выставку «Школа Филонова», экспо­зицию которой составят около 120 произведений живописи и гра­­фики, созданных мастера­ми ана­ли­ти­чес­кого искусства – учениками и после­дователями корифея русского авангарда Павла Филонова – из собрания Русского музея, Госу­дар­ственного Музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петер­бург­ского музея теат­раль­ного и музы­кального искусства, Галеев-Галереи (Москва).

Юрий Хржановский. Сибирские партизаны. 1927. ГРМ
Юрий Хржановский. Сибирские партизаны. 1927. ГРМ

На выставке можно увидеть полотна с выставки в Доме печати (1927), эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Ревизор» (1927), иллюстрации к карело-финскому эпосу «Калевала» (1932), ставшие крупнейшим успехом группы Филонова, и другие работы мастеров аналитического искусства.

  • Алиса Порет. Иллюстрация к карело-финскому эпосу Калевала. 1932. Наставления невесте. Иллю­стра­ция к рунам 22-23. Бумага, черная акварель. 21 х 17.7. ГРМ
  • Татьяна Глебова. Автопортрет с И.А. Браудо. 1930-е. Х.,м. 65.5 х 42.5. ГРМ
  • Закликовская С.Л. Композиция. В де­ревне. Начало 1930-х. Бумага, графитный карандаш, тушь. 31.7 х 20. ГРМ
Павел Зальцман. Групповой портрет. 1930-е. Х.,м. 97 х 107. ГРМ
Павел Зальцман. Групповой портрет. 1930-е. Х.,м. 97 х 107. ГРМ

Ряд произведений выставляется впервые или практически неизвестен широкому кругу любителей искусства.

Государственный русский музей

Мраморный дворец

Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1

5 октября — 22 января 2024 г.

Пресс-служба ГРМ
28.09.2023


6 октября 2023 г.

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова». На ней представлено около 120 произведений живописи и графики, созданных мастерами анали­тического искусства – учениками и последователями корифея русского авангарда Павла Филонова – из собрания Русского музея, Госу­дарственного Музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петер­бургского музея теат­рального и музыкального искусства, Галеев-Галереи (Москва).

Ряд произведений выставляется впервые или практически неизвестен широкому кругу любителей искусства.

Коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ) сформировался в сентябре 1925-го. Его организации предшествовали летние занятия в Академии художеств, где один из лидеров русского авангарда Павел Филонов знакомил студентов со своей системой обучения. Её основой должен был стать разработанный им метод аналитического искусства. Филонов не получил приглашения преподавать в Академии, но многие студенты захотели продолжить занятия и начали приходить к художнику в его комнату в доме на Карповке.

В истории отечественного искусства «школа Филонова», про­суще­ст­вовав­шая до смерти мастера в 1941-м, была самой многочисленной творческой мастерской. Известно почти сто имен художников, либо постоянно работавших под руководством Филонова или получавших «установки» на нескольких уроках; зна­комив­шихся с его методом в письмах, получавших разъяснения принципов аналитического искусства и рецензии на свои композиции.

Самыми крупными и важными событиями для школы Филонова были выставка МАИ в Доме печати (Шуваловском дворце) и оформление комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» на сцене театра Дома печати в 1927-м.

Из десяти сохранившихся полотен с выставки в Доме печати на экспозиции представлены четыре больших панно: «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Старый и новый быт» Софьи Закликовской (все – 1927, ГРМ) и «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана (1927, ГМИ СПб).

В театре при Доме печати к 75-летию со дня смерти Н.В. Гоголя Игорем Терентьевым был поставлен «Ревизор». Оформление спек­такля было доверено мастерам аналитического искусства Николаю Евграфову, Андрею Сашину, Артуру Ляндсбергу, Ревекке Левитон и Михаилу Цыбасову. Сам Филонов создал только макет афиши.

Терентьев задумывал «Ревизора» как фарс, поэтому костюмы, созданные мастерами аналитического искусства, – «говорящие костюмы» — вносили своеобразный дух карнавала, преу­вели­ченно подчёркивая характеры действующих лиц, иногда доводя их трактовку до откровенной иронии над персонажем.

На экспозиции можно увидеть одиннадцать эскизов костюмов и композицию задника, созданные Сашиным. Эти работы из коллекции ГРМ все вместе прежде не показывались. Вошли в состав экспозиции и эскизы костюмов, созданные Ляндсбергом и Евграфовым, из собрания Санкт-Петер­бургского музея теат­рального и музыкального искусства.

Крупнейшим успехом группы Филонова стало оформление финского эпоса «Калевала» (1932). Это было первое иллюстрированное издание «Калевалы» на русском языке. Работа была предложена Филонову, но он в свою очередь пред­ложил, чтобы иллюстрации сделали члены МАИ под его руководством. По словам искусствоведа Евгения Ковтуна, «”Калевала” как поэтический метод, как способ образного мышления оказалась родственна методу анали­тическо­го искусства с его алогизмом, сдвигом про­стран­ствен­но-вре­менных связей, взаимо­про­­ник­нове­нием предметов, нару­шающим привычные отношения».

Работа над иллюстрациями к «Калевале» была последней крупной совместной работой учеников Филонова. Усилилось поли­тическое давление на «левые» течения в искусстве; в МАИ случился раскол, и с Филоновым осталось меньшинство, обрекавшее себя на вытеснение за пределы художественной жизни и экономические проблемы из-за отсутствия заказов.

На выставке можно увидеть произведения 1930-40-х, созданные членами МАИ. Впервые в составе школы Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Прасковьи Важновой, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретённые Русским музеем в последние десятилетия.

ГМИ СПб предоставил эскизы Татьяны Глебовой для оформления оперы Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1931–1932), которые крайне редко появляются на выставках. Ранние «филоновские» живописные работы 1920-х Бориса Гурвича и Евгения Кибрика из собрания Галеев-галереи (Москва) также практически неизвестны зрителям.

Государственный русский музей

Мраморный дворец

Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1

5 октября — 22 января 2024 г.

Пресс-служба ГРМ
6.10.2023

Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы