Последний триумф Петра Великого

Последний триумф Петра Великого

in Новости музеев 1630 views

В Му­зеях Мос­ков­ского Крем­ля 17 ок­тяб­ря 2025 го­да от­кроет­ся масш­таб­ная выставка «Послед­ний триумф Пет­ра Ве­ликого. Впе­ре­ди веч­ность», при­уро­чен­ная к 300-ле­тию со дня кон­чины пер­вого рос­сий­ского им­пе­ра­то­ра. Экс­по­зи­ция, от­ра­жаю­щая клю­чевые этапы прощания с им­пе­ра­то­ром и уве­ковечения его па­мяти, пред­ставит более 200 экс­по­на­тов из ве­дущих му­зеев, ар­хивов и библиотек России.

Последний триумф Петра Ве­ли­ко­го. Впереди вечность

Выставка  рас­­ска­зывает о бес­пре­це­дент­ной по масш­табу це­­ремо­нии погребения Пет­ра I, скон­­чав­ше­гося 28 ян­варя 1725 года. Впервые в российской истории для её ор­га­ни­за­ции бы­ла создана спе­циаль­ная Пе­чаль­ная ко­мис­сия во главе с гра­фом Я.В. Брю­сом. Ему было по­ручено про­вести похороны «по обычаю про­чих в Европе Государств», что явилось про­дол­жением  пре­образований прид­ворного погребального обряда, которые некогда начал сам Пётр I. Это решение под­чёр­кивало важность це­ре­монии похорон в ев­ро­пейской традиции, где погребение монарха было не просто траурным обрядом, а важнейшим го­су­дар­ст­венным актом. В конце XVII ‒ первые де­сятилетия XVIII в. «печальные» ритуалы дворов Европы переживали пе­реломный период. Хотя динамика, при­чины и характер перемен при ав­стрийском, французском, английском, шведском или прусском дворах были различными, к 1725 г. магистральная тенденция состояла в пере­ос­мыс­ле­нии траурного церемониала в сто­рону его  уп­рощения. Од­нако по­хороны пер­вого рос­сий­ского им­ператора Петра Ве­ли­кого, несмотря на вне­запность кон­чины государя, сжатые сроки и огра­ниченность ресурсов, проходили в  мак­симально масштабном и драматичном ва­рианте, с опорой на наследие гран­диозных евро­пейских траурных торжеств пред­шествующего столетия.

Герб шитый. Россия, 1730–1760-е гг.(?). Музеи Московского Кремля
Герб шитый. Россия, 1730–1760-е гг.(?). Музеи Московского Кремля
Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Гравюра (по рисунку Михаила Григорьевича Земцова) Алексей Иванович Ростовцев. 1725. Бумага; офорт, резец. Науч­но-ис­то­ри­ческий архив Санкт-Петербургского института истории РАН
Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Гравюра (по рисунку Михаила Гри­горье­вича Земцова) Алек­сей Ива­нович Рос­товцев. 1725. Бумага; офорт, резец. Научно-исто­ри­чес­кий ар­хив Санкт-Пе­тер­бург­ского ин­ститута истории РАН
  • Платно. Принадлежало царю Петру I. Мастерские Мос­ков­ского Кремля, 1691. Музеи Московского Кремля
  • Доспех зерцальный. Оружейная палата Московского Кремля, вторая половина XVII в. Музеи Московского Кремля
  • Кафтан «польский». Принадле­жал царю Петру I. Москва, конец XVII в.; сукно — Голландия, XVII в. Музеи Московского Кремля
  • Кафтан и штаны. Принад­ле­жа­ли царю Петру I. Голландия, конец XVII в. Музеи Московского Кремля
  • Парадный кафтан и камзол. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петер­бург. Парадный кафтан. Берлин (?), 1720-е гг. Го­су­дар­ст­венный Эрмитаж, Санкт-Пе­тер­бург. Парадный камзол. При­над­лежал царю Петру I. Западная Европа или Ос­манская им­перия (?), 1720-е гг. Госу­дар­ст­венный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Куртка-телогрея, штаны-кюлоты. Го­су­дар­ственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Куртка-те­логрея. Принад­лежала царю Петру I Англия, конец XVII — начало XVIII в.; ткань — Персия, Англия. Государ­ственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Штаны-кюлоты. При­надлежали царю Петру I Россия или Западная Европа (?), конец XVII в. — 1710-е гг.; ткань верха — Франция; ткань подкладки — Россия. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Алебарда. Оружейная палата Московского Кремля (?), 1697 (?). Музеи Московского Кремля
  • Крест выносной «корсунский». Хрусталь — Западная Европа, XV в. (?); серебряные обкладки — Россия, конец XVI — начало XVII в. Музеи Московского Кремля
Половина попоны. Санкт-Петербург, 1725. Музеи Московского Кремля
Половина попоны. Санкт-Петер­бург, 1725. Музеи Московского Кремля

В выставочном зале Пат­риаршего дворца впервые единым комплек­сом экспо­нируют­ся предметы, связанные с цере­монией прощания с Петром Великим в Печальной зале Зимнего дворца и тор­жест­венным шествием к месту упокоения им­ператора в Пет­ро­пав­ловском соборе ‒ новой усыпаль­нице дома Романовых. В 1725 году специально для этих ме­роприя­тий, по указу императрицы Екатерины I, в Санкт-Пе­тербург из мос­ковской Ору­жейной палаты были привезены го­судар­ствен­ные регалии, роскошное конское убранство и доспехи для Печального и Радостного рыцарей, которые, согласно евро­пейской традиции, сим­во­ли­зировали незыблемость славы монарха в веках. Таким образом, хотя Петр Великий первым из российских монар­хов был погребён в Северной столице, Московский Кремль сыграл значимую роль в подготовке его «последнего триумфа».

Портрет царя Петра Алексеевич. Гравюра Париж, издатель Анри Боннар, 1700-е гг. Российская национальная библиотека, Санкт-Петер­бург
Портрет царя Петра Алек­сеевича. Гравюра Париж, издатель Анри Боннар, 1700-е гг. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Памятная медаль на смерть императора Петра I 28 января 1725 года. Московский монетный двор, 1725. Музеи Московского Кремля
Памятная медаль на смерть императора Петра I 28 января 1725 года. Московский монетный двор, 1725. Музеи Московского Кремля
Кольцо. Франция, вторая половина XVII в. Музеи Московского Кремля
Кольцо. Франция, вторая половина XVII в. Музеи Московского Кремля

Спустя две неде­ли пос­ле кон­чины Петра Пер­во­го было от­печатано объяв­ле­ние о ношении траура по почившему императору. Составить пред­ставление об особенностях придворного траурного костюма того времени, его ко­ло­рис­ти­ческой гамме, отделке и аксессуарах помогают уникальные предметы одежды, при­над­ле­жав­шие Петру I и его внуку, великому князю Петру Алек­сеевичу (будущему императору Петру II).

Тема мемориального костюма получила развитие в выставочном зале Ус­пен­ской звонницы, где впервые экс­понируются вместе пред­меты из трёх наиболее значимых в исто­рическом и худо­же­ст­венном отношении составных частей гардероба Петра Великого, хранящихся в Го­су­дар­ст­вен­ном Эрмитаже, Музеях Московского Кремля и Ис­то­ри­чес­ком музее. Это лучшее в мире собрание мужского костюма конца XVII – первой четверти XVIII века, которое дошло до наших дней благодаря заботе членов императорского дома и усилиям нескольких поколений хранителей и реставраторов.

Пресс-служба Музеев Московского Кремля
17.09.2025

Фотоотчёт 16 октября 2025 г.

Последний триумф Петра Великого
Последний триумф Петра Великого
Последний триумф Петра Великого
Последний триумф Петра Великого

 

Последний триумф Петра Великого
Последний триумф Петра Великого

Горькова Марина, член рабочей группы. Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля

Выставочный зал Успенской звонницы, Выставочный зал Патриаршего дворца

17 октября 2025  г. – 1 февраля 2026 г.

103132 Россия, Москва, Кремль

Купить билет в Музеи Московского Кремля можно по ссылке

Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи

__________________

Обсудить в Телеграм >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы