Репин И.Е. Бурлаки на Волге. 1870-1873. ГРМ

«Бурлаки» Ильи Репина – на Волге

in Новости музеев 1020 views

Рус­ский му­зей впер­вые пред­ста­вит зна­ме­ни­тое жи­во­пис­ное по­лот­но Ильи Ре­пи­на «Бур­ла­ки на Вол­ге» в Са­мар­ском об­ла­ст­ном ху­до­же­ст­вен­ном му­зее. Вы­став­ку кар­ти­ны «Бур­лаки на Волге» – ви­зитную карточку По­воложья – жи­тели и гос­ти го­рода смо­гут по­сетить с 18 сентября.

В 2025 году исполняется ровно 155 лет с момента на­чала работы Ильи Ре­пина над гран­диозным произ­ведением «Бур­лаки на Вол­ге». Для Са­мары и Са­марской об­ласти, для ко­торых зна­менитый в Рос­сии и за ее пределами образ бурлаков имеет особое значение, выставка картины из собрания Русского музея станет важным культурным событием. Жи­вописное полотно предстанет в самом сердце Поволожья, откуда берёт начало выбранный мастером сюжет.

Репин И.Е. Бурлаки на Волге. 1870-1873. ГРМ
Репин И.Е. Бурлаки на Волге. 1870-1873. ГРМ

Репин увидел трудящихся бурлаков ещё в ок­ре­ст­нос­тях Пе­тербурга во вре­мя прогулки по Неве. Однако большое количество зарисовок и живописных этюдов для будущего ше­девра ху­дожник соз­дал имен­но близ Самары – вблизи Ширяева буерака и у Царева кургана. В творческую поездку мастер отправился в 1870 году вместе с другими живописцами: Фёдором Васильевым, Евгением Макаровым и братом Василием. В этюдах к картине, созданных в Ширяево, где сегодня расположен филиал Самарского художественного музея, художник смог передать удивительную поэзию и силу природной стихии русской реки Волги. Неслучайно в первоначальных вариантах композиции величественная природа доминировала над группой бурлаков.

14 марта 1873 года полотно было показано на выставке в Императорской академии художеств. Совет присудил мастеру золотую медаль имени Виже-Лебрен «За экспрессию». В 1873 году картина была показана на Всемирной выставке в Вене, где была высоко оценена. В том же году Репина наградили бронзовой медалью «За искусство».

Монументальное произведение кисти Ильи Репина, посвященное тяжелой доли народа и воспевшее его внутреннюю духовную силу, ознаменовало начало нового этапа в истории русской живописи. «Бурлаки на Волге» стали первым случаем написания жанровый сцены большого формата. Великий художник смог создать образ незнакомого ранее другим отечественным мастерам и зрителям героя. Подобно другим картинам, где изображено сразу много персонажей, художник использует в композиции «хоровое начало». На одном полотне объединены разные характеры и типажи, переданы разные эмоциональные состояния. Пресса 1870-х упрекала Репина в отсутствии поэтичности и красоты, «дурно понятом реализме» на картине. Сегодня же «Бурлаки на Волги» – признанный шедевр мирового искусства, обладающий яркой социальной направленностью.

В собрании Русского музея хранятся 468 работ Ильи Репина: 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры. Шедевр «Бурлаки на Волге» стал частью коллекции в 1918 году и традиционно экспонируются в Михайловском дворце.  

Выставка картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге» из собрания Русского музея продлится до 23 ноября 2025 года.

Пресс-служба ГРМ
8.09.2025

Репин живой и страстный человек. «Равнодушных» картин в его творении трудно найти. С трудом придуманный, почти случайно доставшийся ему сюжет в большинстве случаев всё же увлекал его. Почти в каждой из его главных картин чувствуется не только расчёт, не только рассудочность, но и жгучий темперамент, сильное, иногда даже несколько припадочное увлечение. Однако этот драматизм его, хоть и искренний, хоть и очень страстный, все же чисто актерского характера: неестественный и неглубокий. Его действующие лица, иногда очень ловко расположенные, очень выразительно жестикулирующие, строящие весьма подходящие мимические гримасы, истинные лицедеи, играющие идейную роль, а не люди, живущие сосредоточенной, душевной жизнью. Лишь в «Бурлаках», написанных в юношеском пылу, под непосредственным впечатлением виденного во время путешествия по Волге, написанных притом очень внимательно, с некоторой еще ученической робостью, есть истинный символизм, очень просто и ясно выраженная драма, вдобавок не лишённая классической объективности.

(Цит. по А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. Изд. Республика. М., 1999. Стр. 272)

 

Великий князь Владимир Александрович тогда был вице-президентом Академии художеств, президентом была его тётка, великая княгиня Мария Николаевна. В. А. частенько посещал нашу Академию, и мы наблюдали его издали; всегда находилась группа досужих.

Вижу, они прошли к моим работам, только что разложенным вахтером на полу, и великий князь начал внимательно разглядывать их. Оторвавшись на минуту и подняв глаза на нас, выглядывавших на него из полуотворенной двери в весьма почтительном отдалении, он остановил свой взгляд на мне, и я ясно услышал, как он сказал «А вон и сам Репин».

Я был удивлен, что он помнит меня. Он сделал мне рукой знак приблизиться и начал расспрашивать довольно подробно, особенно об эскизах. Прежде всего он указал на мой первый эскиз «Бурлаки» к предположенной картине.

— Вот этот сейчас же начинайте обрабатывать для меня.

Я в молодости вообще имел способность краснеть быстро по всякому случаю и почувствовал вдруг, как до самой макушки я уподобился кумачу. Но это же опьянение собственною кровью наполнило меня и смелостью до дерзости не по этикету. И я сказал великому князю, что я больше мечтал и готовился заняться «Штормом на Волге», вот по этому эскизу, — указал я на самый большой свой холст.

— Хорошо, — сказал великий князь, — делайте и это для меня…

А картина между тем в то время висела уже в бильярдной комнате великого князя, и он мне жаловался, что стена вечно пустует: её все просят у него на разные европейские выставки. А надо правду сказать, что великому князю картина эта искренне нравилась. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригу попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишку — умнее всех своих старших товарищей; всех их знал великий князь, и я слышал собственными ушами, с каким интересом он объяснял все до самых последних намеков даже в пейзаже и фоне картины.

По поводу картины поднялся сугубый шум в литературе, журналистике. Авсеенко напал на картину за нелепость её выдумки, начиная с какой-то «невероятной барки с качелями» (тоже воображение работало!); Суворин — тогда ещё «Незнакомец» — Авсеенку обратил в целую армию добровольцев: Мякиненку, Пшениченку, Овсяненку, Ячмененку, Чечевиченку и других — и молотил своим звонким цепом по всем башкам этих болванчиков… Но писалось много и после.

Наконец, даже Ф.М. Достоевский удостоил картину весьма лестного отзыва в своем «Дневнике писателя». Это подымало уже рассуждения в толстых журналах. А главным глашатаем картины был поистине рыцарский герольд Владимир Васильевич Стасов. Первым и самым могучим голосом был его клич на всю Россию, и этот клич услышал всяк сущий в России язык. И с него-то и началась моя слава по всей Руси великой.

(Цит. по И.Е. Репин. Далёкое близкое. Изд. Азбука. С.-Пб., 2019. Стр. 332-333)

Государственный русский музей

Самарский областной художественный музей

18 сентября — 23 ноября 2025 г.

Купить билет в Русский музей

__________________

 Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы