Наполеон. От триумфа до крушения. В ЯХМ

Наполеон. От триумфа до крушения. Ярославский художественный музей

in Новости музеев 1429 views

Вы­став­ка пред­став­ляет жи­вопись и скульп­ту­ру начала XIX – пер­вой трети XX ве­ка из собра­ния Му­зея-па­но­ра­мы «Бо­ро­дин­ская бит­ва».

Музей рас­пола­гается на запа­де Москвы, неда­леко от Пок­лон­ной горы, на месте бывшей под­мос­ковной деревни Фили. Цент­раль­ный экспонат – панорама «Боро­дино» – на­писана профессором Импера­торской Академии художеств Ф.А. Рубо в 1912, к 100-летию сражения между русскими войсками и Великой армией императора Наполеона 7 сентября 1812 года. Собрание музея насчитывает более 40 тысяч предметов: фонд редкой книги, графика, нумизматика, живопись, коллекция оружия.

Наполеон. От триумфа до крушения.

Живопись, скульптура из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва»

Для выставки в Ярославском художественном музее были отобраны произведения европейских художников, посвященные Наполеону и событиям Наполеоновских войн – портреты, жанровые полотна и батальные сцены. Французский живописец и график, современник Бонапарта Эжен Делакруа справедливо заметил: «Жизнь Наполеона – это эпопея нашего века для всех искусств».

Эпоха Наполеона неизменно привлекала к себе художников и колоссальной личностью французского императора, и масштабностью Наполеоновских войн, и эффектным историческим антуражем, и романтической героикой событий тех лет. Именно в «наполеоновских» сюжетах художники черпали примеры воинской чести, патриотического порыва, величия духа и стойкости, имеющие место и в победах, и в поражениях.

В экспозиции нашли отражение все значимые этапы пути Наполеона: от прославивших его Великую армию сражений до последних дней некогда могущественного императора.

Г. Керси. Егеря наполеоновской конной гвардии атакуют русских гвардейцев в сражении при Аустерлице (20 ноября (2 декабря) 1805 года). Конец XIX - начало XX вв. Музей-панорама Бородинская битва
Г. Керси. Егеря наполеоновской конной гвардии атакуют русских гвардейцев в сражении при Аустерлице (20 ноября (2 декабря) 1805 года). Конец XIX — начало XX вв. Музей-панорама Бородинская битва

Триумф французской армии наиболее ярко предстает в батальных сценах. В работе Г. Керси «Егеря наполеоновской конной гвардии атакуют русских гвардейцев в сражении при Аустерлице (20 ноября (2 декабря) 1805 года)» изображен эпизод знаменитой Битвы трех императоров, в ходе которой союзные войска России и Австрии потерпели полное поражение, а Наполеон получил репутацию непобедимого полководца.

Масштабное полотно французского живописца Хуго де Фихнера «Сражение под Иеной в 1806 году» посвящено битве между основными силами армии императора Наполеона I и прусско-саксонскими войсками. Итогом сражения стала капитуляция большей части прусских войск, понесших огромные потери. Император Фридрих-Вильгельм III вынужден был бежать в Восточную Пруссию под защиту российской армии. Художник изображает финальную точку баталии, когда Наполеон во главе штаба Великой армии проезжает между рядами своих войск, демонстрирующих захваченные у пруссаков трофеи.

Неотъемлемой частью «наполеоники» являются работы, посвящённые самому императору. Ещё при жизни Наполеон активно использовал изобразительное искусство, заказывая множество собственных портретов, в которых представал великим полководцем и могущественным правителем. Нельзя умалять и того впечатления, которое Бонапарт производил на современников. Интерес к этой незаурядной личности не ослабевал даже после крушения императора. Напротив, в течение XIX–XX веков фигура Наполеона оставалась популярной как среди художников, так и в кругах коллекционеров и ценителей искусства. В экспозицию вошли скульптурные портреты Наполеона, исполненные западноевропейскими мастерами в XIX – начале ХХ века – камерные изображения, призванные украшать интерьер.

О жизни французского двора времени Бонапарта рассказывает полотно Жана Виктора Адама, где император представлен в торжественной обстановке государственного приёма, окружённый подданными.

Работа прославленного немецкого живописца Герхарда-Франца фон Кюгельхена «Портрет Александра I» представляет не менее значимый для эпохи Наполеона образ достойного противника и победителя французского императора, сумевшего обрести славу освободителя Европы.

Вольдемар Торвирт (по оригиналу Петера ван Хесса) Сражение при Валутиной горе. 1912. Музей-панорама Бородинская битва
Вольдемар Торвирт (по оригиналу Петера ван Хесса) Сражение при Валутиной горе. 1912. Музей-панорама Бородинская битва

Одним из поворотных моментов в Отечественной войне 1812 года стали события, которым посвящена картина Вольдемара Торвирта (по оригиналу Петера фон Хесса) «Сражение при Валутиной горе 7 (19) августа 1812 года». Основным результатом девятичасового кровопролитного боя стало крушение планов Наполеона. Ему не удалось разъединить силы 1-й и 2-й российских армий, которые продолжили отступление к Москве. Хотя формально русские оставили позицию, но сделали это таким образом, что Адъютант Наполеона граф де Сегюр писал: «В их поражении было столько же славы, сколько в нашей победе».

Именно в России удача оставила неумолимого завоевателя. Русская армия сумела остановить натиск французского императора, вынудив Наполеона отступать по неласковым заснеженным просторам. Великая армия перестала соответствовать своему гордому названию: физически и морально истощенные солдаты утратили боевой дух. Эта тема звучит на выставке в работе Жана-Луи-Эрнеста Месонье – знаменитого французского живописца, прославившегося полотнами о Наполеоновских войнах. Его картина «Наполеон в снегах России» повествует о тяжелых и мрачных моментах отступления французов. Художник изображает императора верхом на белом коне, ведущего свои войска по холодной, заснеженной дороге.

Крушение армии Наполеона нашло отражение в произведениях польских живописцев Войцеха и Ежи Коссаков – представителей династии баталистов. «Наполеоника» занимала одно из главных мест в их творчестве. Работы Коссаков выделяются из общего ряда баталий польской национальной художественной школы ярким оригинальным почерком и превосходным знанием исторических реалий.

Камерными сценами представлены в экспозиции события, сопутствовавшие отступлению Великой армии и национально-освободительному движению в Европе. Прусскому ополчению, партизанскому движению и заграничным походам русской армии 1813–1814 посвящены работы Людвига Эльсхольца, Иоганна Адама Клейна и др.

В начале 1814 войска союзников (русские, австрийские, прусские и немецкие корпуса) вошли на территорию Франции. Завершающим сражением кампании стало взятие Парижа. Французский император отрекся от престола и был сослан на остров Эльба. Менее чем через год Наполеон бежал и сумел бескровно захватить власть во Франции, торжественно вступив в Париж. Однако его власть не была признана иностранными державами, и в 1815 началась новая война. После первых успехов 18 июня 1815 Наполеон потерпел сокрушительное поражение от вдвое превосходящих сил противника в битве при Ватерлоо. Наполеон сдался англичанам, которые отправили его в ссылку на остров Святой Елены, где над ним был установлен неусыпный контроль. Остаток жизни низвергнутый император посвятил написанию воспоминаний, вместе с ним в ссылку поехали его приближённые, которые детально записали рассказы Бонапарта, где он представил свою версию собственной биографии и основных событий 1789–1815. Именно сюжету создания воспоминаний посвящена картина Ивана Карловича Арнольди «Наполеон на острове Святой Елены».

Е. Коссак. Отступление Наполеона из России. 1927. Музей-панорама Бородинская битва
Е. Коссак. Отступление Наполеона из России. 1927. Музей-панорама Бородинская битва

Эпоха Наполеона во многом определила облик современной Европы и России. В Российской Империи Отечественная война вызвала всплеск национального самосознания и расцвет культуры, недаром один из декабристов М.И. Муравьев-Апостол писал о своём поколении: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву всё, даже самую жизнь ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма».

Глубокий след время правления Наполеона Бонапарта оставило в культурно-историческом наследии как России, так и Европы, свидетельство чему – выставка, адресованная почитателям изобразительного искусства и любителям истории.

Ярославский художественный музей
17.10.2025

Благодарим Марину Полывяную за помощь в подготовке материала.



Ярославский художественный музей

Ярослав­ский художе­ствен­ный музей — цент­­раль­ный ху­до­­же­ст­вен­ный му­зей Ярославской области. Коллекция представляет 9 веков русского, европейского и восточного искусства XIII–XX веков. Музей хранит произведения древ­нерусской живописи, среди которых древнейший памятник собрания – икона «Спас Вседержитель» XIII века, уникальные произведения иконописи ярославской школы, в том числе подписные иконы мастеров XVII века. В коллекции живописи представлены полотна Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова, Ивана Крамского, Василия Перова, Ильи Репина, ярославский купеческий и дворянский портрет начала XIX. Представительно собрание пейзажной живописи – Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Исаак Левитан. Ярко представлены мастера «Мира искусства», «Бубнового валета» и русского авангарда. Коллекции графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики представляют работы мастеров XVI–XXI веков. Музей известен активной выставочной политикой, является организатором интересных экспозиций из собственного собрания с участием региональных музеев и частных коллекций, а также инициирует показы шедевров из крупных федеральных музеев, сопровождая их концертами классической и современной музыки.

Ярославский художественный музей

Музей зарубежного искусства

Ярославль, Советская пл., 2

25 октября 2025 г. — 16 февраля 2026 г.

Купить билет в Ярославский художественный музей

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы