Августейшие куклы

Августейшие. Куклы

in Новости музеев 775 views

ГМИИ им. А.С. Пуш­кина пред­став­ляет вы­став­ку «Ав­гус­тей­шие. Кук­лы», по­свя­щённую об­ра­зу дет­ст­ва во вто­рой по­ло­ви­не XIX — на­ча­ле ХХ ве­ка. Экс­по­зи­ция рас­ска­жет о том, как в этот пе­риод кук­ла при­об­ре­ла ста­тус произ­ве­де­ния ис­кусства. Вы­ставка включает редкие дет­ские ве­щи и игрушки с более чем вековой историей. 

Jumeau & Cie, Франция, 1890-е Кукла с ходячим механизмом (Marchant), Собрание Дианы Панской, Москва
Jumeau & Cie, Франция, 1890-е Кукла с ходячим механизмом (Marchant), Собрание Дианы Панской, Москва

В эпоху Просвещения кар­динально из­менились пред­ставления о зна­чении детства и воспитании ребенка. XIX столетие стало Золотым веком кукол и ак­тивного раз­вития произ­водства иг­рушек в целом. Куклы приобрели собственную типологию, их облик соответствовал модным тенденциям, они стали предметом коллекционирования. Объекты для игры превратились в символы определенных идеалов, традиций и стилей, отражающие процесс изменения в восприятии детства и воспитания ребенка, формирования моды и ценностей общества.

Пётр Соколов. Портрет Софьи Павловны Ферзен ребенком (с куклой в руке). Конец 1820 - начало 1830-х
Пётр Соколов. Портрет Софьи Павловны Ферзен ребенком (с куклой в руке). Конец 1820 — начало 1830-х

Первые художественные куклы второй трети XIX века производились из воска, фарфора, бисквита и предназначались для украшения интерьера, обозначения статуса владелицы. В императорской семье, а также у высшей знати были популярны фарфоровые куклы из Германии и Франции с гардеробом из дорогих тканей и кружев. Часто портным заказывали одинаковые платья для девочки и ее куклы. Для кукол делали уменьшенные копии жилых комнат, а фарфоровые и стекольные фабрики выпускали детские и кукольные сервизы. Создание уменьшенных копий предметов для ребенка и для куклы стало обыденным явлением, а принцип соразмерности помогал детям успешнее усвоить нужные навыки в формате игры.

Перчаточные куклы из кукольного театра «Гиньоль». Франция, Париж, Фирма «Paradis des Enfants». Вторая половина XIX – начало XX в. Музей Царское село
Перчаточные куклы из кукольного театра «Гиньоль». Франция, Париж, Фирма «Paradis des Enfants». Вторая половина XIX – начало XX в. Музей Царское село

В конце XIX века для европейских кукол, продававшихся в России, начали шить наряды, вдохновленные традиционными костюмами губерний Российской империи. Среди экспонатов выставки представлен набор из восьми тряпичных кукол в национальных костюмах народов Российской империи, созданный по случаю официального визита во Францию в 1896 году императора Николая II и подаренный его семье.

Параллельно и во Франции возникло увлечение этническими образами. На выставке можно увидеть кукол в характерных для французской провинции Бретань костюмах с бретонской кукольной мебелью.

Особое внимание уделяется воссозданию атмосферы детских комнат рубежа XIX–XX века, наполненных игрушками, которые помогали девочкам учиться ведению домашнего хозяйства: миниатюрная плита с набором кастрюль, швейная машинка, кукольные и детские сервизы. Девочкам с раннего детства прививали вкус и желание следовать моде, о чем говорят не только обширные кукольные гардеробы, но и модные журналы.

Технический прогресс отразился прежде всего на производстве игрушек для мальчиков. В экспозиции представлена детская железная дорога начала ХХ века, изготовленная фирмой «Märklin». Изделия этой фирмы были в игровой комнате цесаревича Алексея в Царском Селе. Российское производство металлических игрушек показано предметами фабрики П.П. Талаева, работавшей в Подмосковье в 1910-х годах. Важное место на выставке занимают автоматоны и механические игрушки. Впервые демонстрируются игрушечные французские бульдоги в натуральную величину с подвижной головой, выполненные из папье-маше.

Один из разделов выставки воссоздает атмосферу Нового года и Рождества: искусственная ель начала ХХ века, заснеженная карусель с маленькими куколками, рождественский кукольный домик, елочные украшения, а также принадлежавший цесаревичу Алексею французский театр Гиньоль с ширмой и семью перчаточными куклами, которые сопровождали наследника на протяжении всех праздников года.

  • Бульдог французский, Roullet & Decamps, 1930-е, Франция Папье-маше, флок, солома. Собрание Дианы Панской, Москва
  • Кукла керамическая. Франция, Реймс. Первая половина XIX века. Музейно-выставочный комплекс г.о. Люберцы

Участники:

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный Исторический музей, Политехнический музей, Музейно-выставочный комплекс (г.о. Люберцы), частное собрание Дианы Панской, частное собрание Натальи Курочкиной, частное собрание Татьяны Макеевой, частное собрание Валентины Кибальчич, частное собрание Чапкиных-Руга, Музей «Собрание».

Кураторы:

Екатерина Лисицына, старший научный сотрудник отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина;

Диана Панская, коллекционер.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
1.11.2025

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Москва. Волхонка, 14

2 декабря 2025 г. — 9 марта 2026 г.

Купить билет в Пушкинский музей

От рассвета до заката. Византийские монеты из коллекции Г.А. Щетинина

От рассвета до заката

__________________

 Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы