Пётр Оссовский

Пётр Оссовский. 100 лет со дня рождения

in Новости музеев 763 views

В корпусе Бенуа Русского му­зея за­пла­ни­ро­ва­на вы­­став­­ка «Пётр Ос­­сов­­ский. К 100-ле­тию со дня рож­де­ния».

На по­свя­­щён­­ной юби­лей­ной да­те ка­мер­ной вы­став­ке зри­те­лей ждёт встреча с творчеством Петра Павловича Ос­сов­ско­го (1925–2015) – живописца, графика, одного из родоначальников «сурового стиля», на­родного художника СССР (1989), лауреата Государственной премии СССР (1985), действительного члена Российской Академии художеств (1995).

Пётр Оссовский. Мать. 1962-1964. Картон.,м. 120х140. ГРМ
Пётр Оссовский. Мать. 1962-1964. Картон.,м. 120х140. ГРМ

Искусство Петра Оссовского занимает в отечественной культуре особое место. Его поколение в послевоенном искусстве СССР воплотило в своих полот­нах эстетику «сурового стиля». Именно характеризуя одну из картин Оссов­ского, критик Александр Каменский в своей статье впервые употребил этот термин. «Суровый стиль» объединил художников, чьё творчество, отмеченное масш­таб­ностью задач, было пронизано сильным личностным началом.

Пётр Оссовский. Псковские кузнецы Пётр и Кирилл. Х., м. 180 х170. ГРМ

Оссовский, следуя заветам своего учителя, выдающегося живописца Сергея Герасимова, мог повторить за ним: «Моя тема – жизнь русского народа, русского человека». Живопись Оссовского проникнута чувством Родины, неравно­душием к судьбе страны и каждого отдельного человека.

На выставке представлены произ­ведения Оссовского 1950-х – 2000-х из собрания Русского музея.

Пресс-служба ГРМ
10.02.2025
11.02.2025
14.02.2025

Пётр Оссовский. Художник сурового стиля. Выставка в Питере в Русском музее с 12 февраля.

Но Оссовский «суровый» по своему. Например, вспоминая Андрея Вас­нецова, такого же «сурового» худож­ника, то про Васнецова правильно написать: художник «СУРРРОВОГО СТИЛЛЯ». Просто железобетон в тени танка. Хорошо сказать таким страшным глубоким голосом современного диктора, читающего название любого кинофильма, от которого адреналин у зрителей расплёскивается и внутри и снаружи морем Айвазовского.

А вот про Оссовского так не скажешь. Его суровый стиль всё же нежный, добрый, без чёрной броневой мощи. Заря, звезда, подсвеченные солнцем облака, радуга, отсвет огня кузнеч­ного горна и т.д. всегда что-то появляется и к суровости добавляет мягкий свет, иногда показывает какую-то глубину или ширину, участвующую в картине, но просто не показанную… Это меняет взгляд на работу, снимает часть «суровости».

Кстати, думаете кузнецы на картине позируют? Ничего подобного! Они просто ждут пока накалится металл в горне, который не виден, но он справа внизу и бросает отсвет на всю кузницу. А потеющий от жары художник их схватывает в эскизе, находясь близко к огню. Огня не видно, но он, как сурок, есть. И картина от него становится светлой.

Есть у Оссовского картина «Рыбаки Псковского озера» (или что-то такое). Там серьёзные мужики стоят в ряд, обло­котившись на какую-то выбро­шенную на берег лодку (сапоги у них здоровенные, большие натруженные руки (типа, как у кузнецов на картине), боевой прищур глаз, крепкие фигуры десантников). За ними избы и/или сараи, мать с ребёнком играет. Неба почти и нет. Так свет чувствуется от левого рыбака, молодого улыбаю­щегося парня, который ещё не «засуровел».

Да и выглядел Пётр Палыч всегда этаким добряком, нагоняющим на себя строгость, словно увидит объектив и насупится совёнком.

Алексей Сидельников

Андрей Васнецов в Русском музее

Государственный русский музей

Корпус Бенуа

Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2–4, зал № 82

19 февраля — 31 марта 2025 г.

__________________

 Обсудить в Телеграм >>>

Выставки сегодня. В музее сегодня. Новости музейного дела. Пресс-релизы выставок и других мероприятий

Рекомендуем

Крепость трёх измерений

Крепость трёх измерений

Вы­ста­воч­ный проект на пло­щад­ке Му­зея со­вре­мен­ной ис­то­рии Рос­сии, под­го­тов­лен­ный Му­зеем-за­по­вед­ни­ком ис­то­рии Даль­не­го
Перейти К началу страницы