В корпусе Бенуа Русского музея запланирована выставка «Пётр Оссовский. К 100-летию со дня рождения».
На посвящённой юбилейной дате камерной выставке зрителей ждёт встреча с творчеством Петра Павловича Оссовского (1925–2015) – живописца, графика, одного из родоначальников «сурового стиля», народного художника СССР (1989), лауреата Государственной премии СССР (1985), действительного члена Российской Академии художеств (1995).

Искусство Петра Оссовского занимает в отечественной культуре особое место. Его поколение в послевоенном искусстве СССР воплотило в своих полотнах эстетику «сурового стиля». Именно характеризуя одну из картин Оссовского, критик Александр Каменский в своей статье впервые употребил этот термин. «Суровый стиль» объединил художников, чьё творчество, отмеченное масштабностью задач, было пронизано сильным личностным началом.

Оссовский, следуя заветам своего учителя, выдающегося живописца Сергея Герасимова, мог повторить за ним: «Моя тема – жизнь русского народа, русского человека». Живопись Оссовского проникнута чувством Родины, неравнодушием к судьбе страны и каждого отдельного человека.
На выставке представлены произведения Оссовского 1950-х – 2000-х из собрания Русского музея.
Пресс-служба ГРМ 10.02.2025 11.02.2025 14.02.2025
Пётр Оссовский. Художник сурового стиля. Выставка в Питере в Русском музее с 12 февраля.
Но Оссовский «суровый» по своему. Например, вспоминая Андрея Васнецова, такого же «сурового» художника, то про Васнецова правильно написать: художник «СУРРРОВОГО СТИЛЛЯ». Просто железобетон в тени танка. Хорошо сказать таким страшным глубоким голосом современного диктора, читающего название любого кинофильма, от которого адреналин у зрителей расплёскивается и внутри и снаружи морем Айвазовского.
А вот про Оссовского так не скажешь. Его суровый стиль всё же нежный, добрый, без чёрной броневой мощи. Заря, звезда, подсвеченные солнцем облака, радуга, отсвет огня кузнечного горна и т.д. всегда что-то появляется и к суровости добавляет мягкий свет, иногда показывает какую-то глубину или ширину, участвующую в картине, но просто не показанную… Это меняет взгляд на работу, снимает часть «суровости».
Кстати, думаете кузнецы на картине позируют? Ничего подобного! Они просто ждут пока накалится металл в горне, который не виден, но он справа внизу и бросает отсвет на всю кузницу. А потеющий от жары художник их схватывает в эскизе, находясь близко к огню. Огня не видно, но он, как сурок, есть. И картина от него становится светлой.
Есть у Оссовского картина «Рыбаки Псковского озера» (или что-то такое). Там серьёзные мужики стоят в ряд, облокотившись на какую-то выброшенную на берег лодку (сапоги у них здоровенные, большие натруженные руки (типа, как у кузнецов на картине), боевой прищур глаз, крепкие фигуры десантников). За ними избы и/или сараи, мать с ребёнком играет. Неба почти и нет. Так свет чувствуется от левого рыбака, молодого улыбающегося парня, который ещё не «засуровел».
Да и выглядел Пётр Палыч всегда этаким добряком, нагоняющим на себя строгость, словно увидит объектив и насупится совёнком.
Алексей Сидельников
Государственный русский музей
Корпус Бенуа
Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2–4, зал № 82
19 февраля — 31 марта 2025 г.
__________________