Русский музей 13 ноября открывает выставку «Васильевский остров Алексея Карёва. К 145-летию со дня рождения». Алексей Еремеевич Карёв (1879-1942) – живописец и график, один из основоположников ленинградской пейзажной школы. На камерной выставке можно увидеть произведения мастера из собрания Русского музея, запечатлевшие облик Васильевского острова – излюбленного «места вдохновения» Карёва в 1920-е – 1930-е годы.
Васильевский остров Алексея Карёва.
К 145-летию со дня рождения
Алексей Карёв – представитель плеяды саратовских художников, чьё творчество в начале ХХ века оказало значительное влияние на развитие русского искусства. Это были Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Александр Матвеев, Пётр Уткин, Александр Савинов. Решающее значение для художника, как и для большинства упомянутых мастеров, на первом этапе его творческой биографии имело знакомство с Виктором Борисовым-Мусатовым. Карёв посещал и мастерскую художника Фёдора Корнеева, которая была в 1890-е художественным центром Саратова. Впечатления и навыки, полученные в этом городе, стали важнейшими слагаемыми творческой эволюции Алексея Карёва.
В 1903-м после учёбы в Пензенском и Киевском художественных училищах мастер приехал в Петербург, который с этого момента стал его родным домом. Здесь, в 1908-м, он впервые участвовал в выставках, продемонстрировав работы, которые свидетельствовали об интересе к модному в ту пору символизму и творческим устремлениям художников «Голубой розы». Алексей Карёв с энтузиазмом изучал коллекцию Эрмитажа, ездил в Москву, где знакомился с собранием картин Сергея Щукина. По словам художника, конец 1900-х – начало 1910-х были для него периодом сменяющих друг друга увлечений. Последним звеном в этой веренице влияний стала выставка «100 лет французской живописи» (1912) в Петербурге, где Карёву особенно запомнились работы Анри Матисса, Мориса Утрилло и Альбера Марке.
В 1910-е, когда Алексей Карёв начал экспонировать свои работы на выставках «Мира искусства» и позднее стал членом этого общества, он обратился к иным принципам в живописи. Художник опирался в равной степени как на достижения современной живописи, так и на опыт старых мастеров.
С середины 1910-х он всё чаще обращался к жанру пейзажа («Зимний городской пейзаж», 1915; «Дом на окраине города», 1917; «Дома. Этюд», 1917; «Летний городской пейзаж», 1921). Некоторые из работ вдохновлены французской выставкой 1912-го, другие, например, «Дом на окраине города», самый известный из ранних пейзажей, – экспериментами футуристов из «Союза молодёжи». В этих пейзажах Алексей Карёв отдаляется от натурных впечатлений, стремясь к синтезу, к обобщению.
С середины 1920-х ведущим жанром в творчестве живописца стал пейзаж, а главной темой – город. Круг избранных Карёвым мотивов был невелик. Как правило, он ограничивался улицами, переулками и набережными вокруг Академии художеств (между Университетской набережной, набережной лейтенанта Шмидта и Средним проспектом Васильевского острова).
С 1922 года до конца своей жизни Алексей Карёв преподавал живопись в Академии художеств. Васильевский остров стал для него излюбленным «местом вдохновения». Просторы Невы, широкие и светлые улицы напоминали ему родные волжские дали. Карёв жил на Васильевском острове, причём какое-то время непосредственно в Академии художеств – в несохранившемся доме на Литейном дворе.
География пейзажей 1920-х – в основном, окрестности Андреевского (ныне Василеостровского) рынка. Вспоминая своего кумира Марке, Алексей Карёв предпочитал виды из окна, что позволяло ощутить масштаб изображённого. «Городской пейзаж. Васильевский остров» (1926), «Вид на город из открытого окна» (1920-е), «Андреевский рынок» (1927), «Демонстрация у завода» (1926) запоминаются яркой эмоциональностью, изысканной простотой живописного решения.
Пейзажи начала 1930-х отмечены всё большим лаконизмом изобразительных средств. В 1934-м по заказу Ленсовета Алексей Карёв написал масштабную картину «Нева». Она экспонируется в соседнем зале экспозиции. Предположительно, нужный ракурс изображённого мотива художник увидел со стороны Адмиралтейского острова. Ему удалось создать величавый образ Невы, неотделимый от образа Санкт-Петербурга-Ленинграда. Этот пейзаж, по существу, стал последним значительным произведением мастера.
Жизнь Алексея Карёва оборвалась трагически: художник умер от голода блокадной зимой 1942-го и был похоронен на Острове Декабристов в братской могиле.
Пресс-служба ГРМ 11.11.2024
Русский музей 13 ноября 2024 г. открывает выставку «Васильевский остров Алексея Карёва. К 145-летию со дня рождения».
Казалось бы, что это вся новость. Но, если посмотреть на дату смерти Ленинградского художника — становится видна картина его жизни.
Алексей Карёв умер в 1942 году от голода в блокаду.
Вот его биография.
Родился в 1879 году. Подрос и начал рисовать. Учился в Саратове, в Пензе, в Киеве. Кстати, в Пензе учился у Савицкого (который нарисовал мишек для «Утро в сосновом лесу» Шишкина). Познакомился с саратовскими художниками, а это Борисов-Мусатов и его круг. А круг состоял из талантливых людей. В итоге приехал в Питер, который полюбил, где рисовал и учил рисованию.
И вот за это он, как и миллионы советских людей, очень не нравился европейскому фашизму.
И художник умер.
Думаете, очень по-детски выглядит рассказанная биография? Допустим. Но кому нужна была жизнь художника с детской биографией? А сколько их было… И сколько похоронено в братских могилах. Раньше ленинградцы это помнили…
А мы и сейчас не можем не забыть, не простить.
Смерть фашистам!
Алексей Сидельников Главный редактор
Государственный русский музей
Корпус Бенуа
Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2–4
13 ноября — 14 января 2025
Купить билет в Русский музей
__________________