Васильевский остров Алексея Карёва

Васильевский остров Алексея Карёва

in Новости музеев 251 views

Русский музей 13 нояб­ря от­кры­ва­ет вы­став­­ку «Ва­­сильев­­ский ост­ров Алек­сея Ка­рё­ва. К 145-ле­тию со дня рож­де­ния». Алек­сей Ере­мее­вич Карёв (1879-1942) – жи­вописец и график, один из ос­но­во­положников ленинградской пей­зажной шко­лы. На камерной выставке можно увидеть произ­ведения мастера из собрания Русского музея, запечатлевшие облик Ва­сильев­ского острова – излюб­ленного «мес­та вдохно­вения» Карёва в 1920-е – 1930-е годы.

Васильевский остров Алексея Карёва.
К 145-летию со дня рождения

Алексей Карёв – пред­ставитель плея­ды са­ратовских ху­дожни­ков, чьё твор­че­ст­во в на­чале ХХ века ока­зало зна­чительное влия­ние на раз­витие рус­ского ис­кус­ства. Это были Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Александр Матвеев, Пётр Уткин, Александр Савинов. Решающее значение для художника, как и для боль­шинства упо­мянутых мастеров, на первом этапе его творческой биографии имело знакомство с Виктором Борисовым-Мусатовым. Карёв посе­щал и мастерскую художника Фёдора Корнеева, которая была в 1890-е художественным центром Саратова. Впечатления и навыки, по­лучен­ные в этом го­роде, ста­ли важ­нейшими сла­гаемыми твор­ческой эволюции Алексея Карёва.

В 1903-м после учёбы в Пензенском и Киевском художественных училищах мастер приехал в Петербург, который с этого момента стал его родным домом. Здесь, в 1908-м, он впервые участвовал в выставках, продемонстрировав работы, которые свидетельствовали об интересе к модному в ту пору символизму и творческим устремлениям худож­ников «Голубой розы». Алексей Карёв с энтузиазмом изучал коллекцию Эрмитажа, ездил в Москву, где знакомился с собранием картин Сергея Щукина. По словам худож­ника, конец 1900-х – начало 1910-х были для него периодом сменяющих друг друга увлечений. Последним звеном в этой веренице влияний стала выставка «100 лет французской живописи» (1912) в Петербурге, где Карёву особенно запомнились работы Анри Матисса, Мориса Утрилло и Альбера Марке.

Алексей Карев. Нева. 1934. Х.,м. 116 х 173. ГРМ
Алексей Карев. Нева. 1934. Х.,м. 116 х 173. ГРМ

В 1910-е, когда Алексей Карёв начал экспонировать свои работы на выставках «Мира искусства» и позднее стал членом этого общества, он обратился к иным принципам в живописи. Художник опирался в равной степени как на достижения современной живописи, так и на опыт старых мастеров.

С середины 1910-х он всё чаще обращался к жанру пейзажа («Зимний городской пейзаж», 1915; «Дом на окраине города», 1917; «Дома. Этюд», 1917; «Летний городской пейзаж», 1921). Некоторые из работ вдохновлены французской выставкой 1912-го, другие, например, «Дом на окраине города», самый известный из ранних пейзажей, – экспериментами футуристов из «Союза молодёжи». В этих пейзажах Алексей Карёв отдаляется от натурных впечатлений, стремясь к синтезу, к обобщению.

С середины 1920-х ведущим жанром в творчестве живописца стал пейзаж, а главной темой – город. Круг избранных Карёвым мотивов был невелик. Как правило, он огра­ни­чивался улицами, переулками и набереж­ными вокруг Академии художеств (между Универ­си­тет­ской набережной, набережной лейтенанта Шмидта и Средним проспектом Ва­сильевского острова).

С 1922 года до конца своей жизни Алексей Карёв преподавал живопись в Академии художеств. Васильевский остров стал для него излюбленным «местом вдохновения». Просторы Невы, широкие и светлые улицы напоминали ему родные волжские дали. Карёв жил на Васильевском острове, причём какое-то время непосредственно в Академии художеств – в несохранившемся доме на Литейном дворе.

Алексей Карев. Демонстрация у завода. 1926. Х.,м. 78.5 х 93. ГРМ
Алексей Ка­рев. Де­мон­страция у завода. 1926. Х.,м. 78.5 х 93. ГРМ

География пейзажей 1920-х – в основном, окрестности Анд­реев­ского (ныне Ва­си­леостровского) рынка. Вспо­миная своего кумира Марке, Алексей Карёв пред­по­читал виды из окна, что позволяло ощу­тить масш­таб изо­бра­жён­ного. «Го­род­ской пейзаж. Васильевский остров» (1926), «Вид на город из открытого окна» (1920-е), «Андреевский рынок» (1927), «Де­мон­стра­ция у завода» (1926) за­поминаются яркой эмо­цио­наль­ностью, изы­скан­ной про­сто­той жи­вопис­ного решения.

Пейзажи начала 1930-х отмечены всё большим ла­конизмом изо­бра­зи­тель­ных средств. В 1934-м по заказу Ленсовета Алексей Карёв написал масштабную картину «Не­ва». Она экспо­нируется в со­седнем зале экспо­зиции. Предположительно, нужный ракурс изображённого мотива художник увидел со стороны Адмиралтейского острова. Ему удалось создать ве­личавый образ Невы, неотделимый от образа Санкт-Петербурга-Ленинграда. Этот пейзаж, по существу, стал последним зна­чительным прои­зведением мастера.

Жизнь Алексея Карёва оборвалась трагически: художник умер от голода блокадной зимой 1942-го и был похоронен на Острове Декабристов в братской могиле.

Пресс-служба ГРМ
11.11.2024


Русский музей 13 нояб­ря 2024 г. от­кры­ва­ет вы­став­ку «Ва­­сильев­­ский ост­ров Алек­сея Ка­рё­ва. К 145-ле­тию со дня рож­де­ния».

Казалось бы, что это вся новость. Но, если посмотреть на дату смерти Ленин­градского худож­ника — ста­но­вится видна картина его жизни.

Алексей Карёв умер в 1942 году от голода в блокаду.

Вот его биография.

Родился в 1879 году. Подрос и начал рисовать. Учился в Саратове, в Пензе, в Киеве. Кстати, в Пензе учился у Савицкого (который нарисовал ми­шек для «Утро в сосновом лесу» Шишкина). Познакомился с сара­товскими худож­никами, а это Бори­сов-Муса­тов и его круг. А круг состоял из талант­ливых людей. В итоге приехал в Питер, который полюбил, где рисовал и учил рисованию.

И вот за это он, как и миллионы советских людей, очень не нравился европейскому фашизму.

И художник умер.

Думаете, очень по-детски выглядит рассказанная биография? Допустим. Но кому нужна была жизнь художника с детской биографией? А сколько их было… И сколько похоронено в братских могилах. Раньше ленинградцы это помнили…

А мы и сейчас не можем не забыть, не простить.

Смерть фашистам!

Алексей Сидельников
Главный редактор

Государственный русский музей

Корпус Бенуа

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 24

13 ноября14 января 2025

Купить билет в Русский музей

__________________

 В телеграмм >>>

Рекомендуем

Времена года Василия Поленова

Времена года Василия Поленова

Третьяковская галерея пред­став­ляет ка­мер­ную вы­став­ку пей­заж­ных про­из­ве­де­ний Ва­­си­­лия По­ле­но­ва из фон­дов и ча­ст­ных
Перейти К началу страницы