В честь 285-летия выдающегося художника Антона Лосенко Русский музей предлагает вспомнить о творческом наследии автора и его вкладе в историю русской живописи.
Антон Павлович Лосенко родился 10 августа в городе Глухове, Черниговской губернии. В детстве был певчим придворной капеллы. Живописи Антон Павлович учился в Санкт-Петербурге в мастерской Ивана Аргунова, а позже в Академии художеств у Пьетро Ротари.
К 285-летию со дня рождения
Антона Лосенко
Лосенко совершенствовал свои художественные навыки в Париже – там была создана отчётная пенсионерская работа «Чудесный улов рыбы» (1762, Государственный Русский музей), работал в Риме («Зевс и Фетида», 1769, Государственный Русский музей). Живописец стал одним из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время даже являлся её директором. Он составил первое отечественное учебное пособие для Академии «Изъяснение краткой пропорции человека … для пользы юношества…».
Лосенко писал портреты, обращался к религиозным и античным сюжетам. Но в историю русского искусства художник вошёл, прежде всего, как основоположник русской исторической живописи. Подобную характеристику он заслужил благодаря созданию полотна «Владимир и Рогнеда» (1770, Государственный Русский музей).
Построенная в соответствии с классицистическими установками Академии художеств, картина «Владимир и Рогнеда» стала первой на тему отечественной истории. Именно это произведение принесло автору звания академика и профессора. Сюжет был заимствован из «Российской истории» Михаила Васильевича Ломоносова и летописей. Будучи отвергнут полоцкой княжной Рогнедой, новгородский князь Владимир пошел войной на Полоцк, убил её отца и братьев и силой взял княжну в жёны. В качестве сюжета выбран момент раскаяния, когда Владимир «испрашивает прощения» за насилие, что весьма характерно для просветительских представлений той эпохи.
Композиция напоминает театральную мизансцену. В облике Владимира угадываются черты знаменитого трагического актёра того времени Ивана Дмитревского, а поза Рогнеды отсылает нас к античности. С какой древнегреческой богиней искусствоведы сравнивают образ княжны, причём здесь Парфенон и где на картине искать Добрыню Никитича – об этих и других интересных фактах можно узнать из онлайн-лекции на сайте Виртуального Русского музея.
Произведения «талантливейшего среди соотечественников живописца» (так о нём отзывался Этьен Фальконе) посетители Русского музея могут увидеть в 9 зале постоянной экспозиции Михайловского дворца.
Государственный русский музей
9-й зал постоянной экспозиции
Михайловского дворца
Пресс-служба ГРМ 12.08.2022
_________________
>>><<<