Исаак Левитан

Исаак Левитан из Русского музея в Ярославле

in Новости музеев 175 views

В Ярославском художествен­ном му­зее от­кры­вает­ся вы­став­ка произ­ве­де­ний Исаака Ле­ви­та­на из со­бра­ния Рус­ско­го му­зея. В экспо­зи­цию вош­­ли жи­во­пис­ные ра­бо­ты и пас­те­ли, ох­ва­ты­ваю­щие все эта­пы твор­че­ст­ва, глав­ные те­мы и из­люб­лен­ные мотивы мастера.

Первым наставником Левитана стал мас­тер ли­ри­чес­кого пей­за­жа Алек­сей Саврасов. В пред­ставлен­ных на выставке этюдах конца 1870-х – пер­вой половины 1880-х «Лето. На пчельнике», «Снопы и деревня за рекой», «Домик с ракитами» явно ощущается влияние учителя. Работая на пленэре, художник выбирает бесхитростные пейзажные мотивы, в которых находит множество деталей, говорящих не только о жизни природы, но и человека в ней.

Основой творческого метода Левитана стала работа на пленэре, характерная для еще одного его учителя – Василия Поленова. Это особенно заметно в свежих, красивых по цвету работах 1880-х. Среди них – солнечный этюд «Останкино» (1882), исполненный в окрестностях Москвы – одном из любимых мест работы на пленэре учеников пейзажного класса.

  • Левитан И.И. Левитан И.И. Осенний пейзаж с церковью. ГРМ
  • Левитан И.И. Луг на опушке леса. ГРМ

Излюбленным местом Исаака Ле­ви­та­на для ра­боты на этю­дах в 1880-е стала усадьба Киселевых Бабкино на реке Истре, где в лет­ние месяцы жил друг художника – Антон Че­хов. В исполненном здесь этюде «В березовой роще» (1880-е) выбранная художником словно случайная точка зрения, «кад­ри­ро­ван­ность» изображения, тонкая игра света и тени создают почти импрессионистическое ощущение «сиюминутного впечатления».

Первым серьёзным и пло­до­твор­ным пу­те­ше­ст­вием Ле­ви­та­на бы­ла его поезд­ка в Крым в 1886

Первым серьёзным и плодотворным путешествием Левитана была его поездка в Крым в 1886. Именно здесь художник понял, какая сила заключена в солнечном свете, какими чистыми могут быть краски. В древнего края.

В 1890 художник впервые побывал за границей – посетил Берлин, Париж, Флоренцию и Венецию. Вторая европейская поездка по югу Франции и Северной Италии состоялась в 1894. Ее итогом стала представленная на выставке картина «Озеро Комо» (1895). Левитан был очарован озером: пестрые стены домов, лодки у воды, небо над величественными громадами гор – все это возвращало его к излюбленной теме последних лет – теме величия и вечности природы.

Левитан И.И. Тишина. ГРМ
Левитан И.И. Тишина. ГРМ

В глубоких философских картинах конца 1880-х – начала 1890-х, изображая природу в ее стихийной мощи, художник сохраняет дыхание своего личного переживания ее непостижимой красоты. Так, в пейзаже «Облачное небо. Сумерки» (1893) Левитану удалось и передать красоту мгновения, и создать мощный, почти эпический образ природы.

Последнее десятилетие XIX века было временем поисков новых путей в искусстве. Левитан активно интересовался новаторскими идеями, но из всех современных ему направлений не выбирал одного. Картина «Ранняя весна» (1898), показанная на Всемирной выставке в Париже в 1900, вызвала одобрение европейской публики и критики: формально художественный язык произведения гармонично вписывался в русло современного искусства и в то же время в трактовке образа чувствовался особенный эмоциональный настрой, свойственный русскому мировосприятию.

Пожалуй, главны­ми в твор­че­ст­ве Ле­ви­тана мож­но сч­итать образы осени

Пожалуй, главными в творчестве Левитана можно считать образы осени. Художник посвятил ей около ста произведений. Большинство представленных на выставке осенних пейзажей («Осень. Вблизи бора» (1895), «Долина реки. Осень» (1896), «Осенний пейзаж» (1890-е)) исполнены пастелью. Именно в этой технике с особой силой раскрывается тончайшее понимание Левитаном цвета, его эмоциональной выразительности.

Ведущим мотивом в произведениях 1890-х становятся сумерки и лунный свет. В эмоциональном строе пейзажа «Тишина» (1898) особую роль играет ощущение молчаливого покоя. Природа в картине не только согрета близостью человека, но и сама одухотворена подлинно человеческим чувством и настроением.

Одной из лучших работ позднего периода творчества Левитана стала картина «Сумерки. Луна» (1899). Для создания острой эмоциональной выразительности пейзажа художник прибегает к предельному обобщению форм. Здесь все намек, все недосказанность, все на грани реального и ирреального. Неопределенность света и цвета, состояние природы, когда предметы теряют свои очертания, когда суета сменяется тишиной, а бытие – небытием, приближение таинственного погружения природы в сон, что иногда равносильно уходу в вечность.

Исаак Левитан сумел перешагнуть за рамки «пейзажа-настроения». Проникая во внутренний мир природы, понимая духовное единство с ней, он стремился к большей выразительности мотива, к лаконичности форм, к декоративности пластического языка. Он оставил в наследство последующим поколениям живописцев возможность осмысления образа величественной картины мирозданья.

По Левитановским местам

Живопись из собрания Ярославского художественного музея

Выставка посвящена местам, где работал Исаак Левитан, и где впоследствии находили вдохновение русские живописцы XX века.

На протяжении своей творческой жизни художник много путешествовал, изображая природу волжских городов, Московской, Тверской губерний. Однако поистине «левитановскими» можно назвать лишь два места: Плёс и Удомельский край.

В Плёсе Левитан впервые побывал в 1888. Здесь он работал три сезона, и этот период его творчества можно назвать одним из самых плодотворных.

С Левитаном в Плёсе работали Мануил Аладжалов и Алексей Корин. В их работах видно, что художникам оказалось близка не только атмосфера волжского города, но и левитановская чуткость к состояниям природы и его умение найти красоту в «незаметном» мотиве.

Вслед за Левитаном в Плёс приезжали художники следующих поколений. Так, Матвей Добров в 1902 на полотне «Церковь у реки. Плёс» изобразил церковь Варвары Великомученицы, которую многократно писал  Левитан, в том числе – на знаменитой картине «Золотой Плёс» (ГТГ).

Много живописцев работало здесь в 1910-х, в том числе ведущие художники творческого объединения раннего авангарда «Бубновый валет»: Адольф Мильман и Герман Федоров.

С 1890-х Левитан подолгу гостил и работал в имениях друзей в Удомельском крае Тверской губернии, в живописных местах по берегам озер. В начале XX века по его следам в Удомлю приезжали: Жуковский, Бялыницкий-Бируля, Степанов и другие.

На протяжении первых восьми лет двадцатого столетия Жуковский работал в усадьбе Бережок на берегу озера Песьво, которая в то время принадлежала его другу, известному врачу Леониду Беллярминову. На восточном балконе главного «Белого дома» он исполнил несколько произведений с близким сюжетом – женщина на балконе в раздумьях, среди них представленные на выставке «Печальные думы», где запечатлена жена художника.

Несколько лет в теплый сезон Жуковский снимал дом и в усадьбе Островки на берегу озера Молдино. На заре XIX века имение принадлежало семье Милюковых, к концу столетия усадьба опустела – наследники прежних хозяев помещики Красенские сдавали ее в аренду. Этот дом вдохновил художника на создание целого цикла работ, одна из которых – «Усадьба. Отблески вечерней зари».

С Удомельским краем связано имя мастера камерного лирического пейзажа Витольда Бялыницкого-Бируля. Он считал Исаака Левитана своим главным наставником и впервые приехал в эти места в 1902, чтобы буквально пройти его дорогами. Через десять лет художник приобрел участок земли на берегу озера Удомля, где построил дачу, названную им «Чайка». Здесь он прожил почти 45 лет. Вероятно, картина «Озеро» исполнена в удомельских местах. В характерном для творчества художника пейзаже чувствуется столь ценимое Левитаном умение «слушать тишину» и передавать ее в картине.

Помимо Плёса и Удомельского края, творчество Левитана связано со многими волжскими городами, Москвой и Московской губернией.

В 1890 Левитан работал в Решме – живописном местечке на правом берегу Волги, недалеко от города Кинешмы. Пейзажи этих мест оказались наиболее отвечающими творческим устремлениям Вячеслава Бычкова. С 1903 по 1920 художник ежегодно, без перерыва, проводил здесь все летнее время. Маленькие этюды Бычкова – почти картины, – так умело он строит композицию, так верно фиксирует в цвете и форме сюжеты.

В живописных местах Московской губернии на берегу озера Сенеж Левитан работал летом 1898. Позже сюда приедет Станислав Жуковский, а в 1945 здесь будет организован Дом творчества «Сенеж» для художников и членов их семей.  В 1969 здесь будет работать Павел Кондратьев – ученик Матюшина, Филонова и Малевича, а в 1970 – Порфирий Крылов – член творческого коллектива «Кукрыниксы».

Среднерусские подмосковные мотивы стали излюбленными в творчестве Николая Крымова. Как и Левитан, он работал в Саввинской слободе под Звенигородом. Здесь он проводил каждое лето в течение восьми лет с 1920. Творчество Левитана оказало сильное влияние на Крымова еще в ученические годы и вдохновило его на возрождение традиций тональной реалистической пейзажной живописи в собственных работах.

Работа Вадима Величко «Аллея в Останкино» отсылает к месту, связанному с началом творческого пути Исаака Левитана. В последние десятилетия XIX века Останкино – одно из любимых мест работы на пленэре учеников пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Со временами ученичества Левитана и, в дальнейшем, преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества связан и московский район Сокольники, представленный в экспозиции работой Бориса Смирнова.

Именно Сокольникам посвящена первая работа Исаака Левитана, которую для своей коллекции приобрел Павел Третьяков. Именно в Сокольники, подобно учителю, отправлял своих учеников Исаак Левитан: «Вижу, господа, что вам сегодня не работается. Саврасов, бывало, в такие дни гнал нас за город на этюды. А что, в самом деле, не поехать ли нам куда-нибудь…, ну хоть в Сокольники, что ли?».

Пейзажи Исаака Левитана неизменно вдохновляли живописцев. Кто-то следовал за ним сознательно, кто-то обращался к пейзажным мотивам, ставшим притягательными благодаря Левитану, кто-то отправлялся «по следам» мастера из личных пристрастий  к родным и непритязательным среднерусским пейзажам.  Открытое Левитаном очарование простой русской природы неизменно получало индивидуальное выражение в творчестве художников ХХ столетия.

Ярославский художественный музей
2.12.2024

Благодарим Марину Полывяную за помощь в подготовке материала.



Ярославский художественный музей

Ярославский художественный музей — центральный худо­же­ст­венный музей Ярославской области. Музей находится в зоне ЮНЕСКО и объединяет несколько зданий и парковых зон в историческом центре города. Главный комплекс расположен на Волжской на­бережной в исто­рических зданиях — бывшем губер­наторском доме, Митро­поличьих палатах и в доме Сорокиной — купеческом особняке XIX века. Один филиал музея — дом-музей скульптора-академика А.М. Опе­ку­шина — находится в селе Рыбницы Некра­сов­ского района Ярос­лавской области. Другой филиал — «Дом на Новинской», музей быта провинциальной буржуазии — в здании бывшего Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го город­ского общественного банка. В музее представлены произведения рус­ского, евро­пейского и восточного искусства, регулярно проводятся временные выставки, устраиваются концерты классической и современной музыки.

 

Ярославский художественный музей

Ярославль, Волжская набережная, 23

6 декабря 2024 — 30 марта 2025 

Купить билет в Ярославский художественный музей

_________________

Обсуждение в Телеграмм >>>

Рекомендуем

Формы и образы. Стекло

Формы и образы. Стекло

В выставочных залах РОСИЗО стар­тует вы­став­ка «Фор­мы и об­ра­зы. Стек­ло», от­кры­ваю­щая се­рию вы­ста­воч­ных и куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских ме­ро­прия­тий в рам­ках
Виктор Попков

Художник Виктор Попков

Третьяковская галерея представ­ляет масш­таб­ный вы­ста­воч­ный проект, по­свя­щён­ный твор­че­ст­ву од­но­го из ве­ду­щих мас­тер­ов оте­че­ст­вен­ного
Перейти К началу страницы