Шедевры Царского Села в ГИМ

Турау Г. Ларец с фигурой Венеры и Амура на крышке. Гданьск (Данциг). 1705. Янтарь, дерево, фольга, металл; резьба, гравировка, инталийная резьба, эгломизе, полировка, золочение. Царское Село

Турау Г. Ларец с фигурой Венеры и Амура на крышке. Гданьск (Данциг). 1705. Янтарь, дерево, фольга, металл; резьба, гравировка, инталийная резьба, эгломизе, полировка, золочение. Царское Село

На деревянной дощечке основания дна авторская подпись карандашом латинским шрифтом: Gottfried Turau / Inventor et fecit Anno 1705 12 Julius

Лицевая и боковые стороны ларца декорированы медальонами полупрозрачного янтаря с резными композициями на мифологические сюжеты, посвященными теме любви. Прототипами медальонов явились гравюры из книги: «Amorum Emblemata, Figuris Aencis Incisa…» О. ван Веена (около 1556–1629), Антверпен, 1608 г. Высокая ступенчатая крышка увенчана скульптурной группой с изображением Венеры и Амура и декорирована по углам резными вазами с цветами, повторяющими округлые формы ножек.

Великолепная насыщенная цветовая гамма, многообразие скульптурных техник, использование пластин прозрачного и непрозрачного янтаря различных оттенков, тонкое чувство материала отражают высочайший уровень искусства резьбы по янтарю мастерских г. Гданьска начала XVIII в.

Поступил в Царское Село до 1833 г.; находился в Янтарной комнате Екатерининского дворца с 1860 до 1941 г. Во время реставрации ларца в 1983 г. на дне деревянного каркаса была обнаружена дата его изготовления − 1705 г. и авторская подпись Готфрида Турау, одного из создателей первоначального Янтарного кабинета. Таким образом ларец помог реставраторам решить многие проблемы технологии и художественных приемов обработки янтаря в процессе работ по воссозданию Янтарной комнаты.

Е. Калугина