Следующий музей, который представит в Москве шедевры своего собрания – музей-заповедник «Царское Село» – один из самых величественных дворцово-парковых ансамблей императорской России, уникальное собрание исторических ценностей и произведений искусства мирового уровня.
В рамках масштабного выставочного проекта будут показаны не только предметы из постоянной дворцовой экспозиции, но и коллекции, которые хранятся в запасниках музея. В экспозиции будут представлены уникальная авторская мебель, украшенная драгоценными камнями и металлами, редчайшими сортами дерева; драгоценные предметы из знаменитой Янтарной комнаты, коллекции фарфора и стекла — произведения, созданные на русских императорских заводах и привезённые из-за рубежа, среди которых работы знаменитого Э. Галле, а также та часть знаменитого ювелирного Нарышкинского клада, которая ранее не показывалась в Москве. Значительная часть выставки продемонстрирует личные вещи русских императоров и императриц (костюм, аксессуары, оружие, предметы ежедневного и парадного обихода), портретную живопись (например, знаменитый портрет Петра I работы И.Н. Никитина, портрет Елизаветы Петровны кисти В. Эриксена); произведения знаменитых мастеров из художественной коллекции «Царского Села» («Сибилла Либийская» Гверчинно и «Богоматерь с Христом, Св. Елизаветой, Св. Иоанном Крестителем и Св. Иосифом» Н. Берреттони XVII в., ряд пейзажных работ XVII — ХХ вв., принадлежащих творчеству П. Поттера, Я.-Ф. Хаккерта, К. Лабруцци, Айвазовского И.К., Бельского А.И.)
Особая коллекция, являющаяся символом Царского Села, объединила произведения, выполненные из янтаря XVII – начала XVIII в.: шкатулки, доски для игры в шашки, шахматы и трик-трак, предметы личного обихода. Возникновение этих раритетов связано с приобретением Петром I панелей Янтарного кабинета, изготовленных немецкими мастерами для прусского короля. Оригинальная Янтарная комната была утрачена в годы Великой Отечественной войны и воссоздана в 1979–2003 гг. Но уникальная коллекция небольших по размеру предметов из янтаря, сформировавшаяся в резиденции за полтора столетия существования Янтарной комнаты, была вывезена в эвакуацию и сохранилась. На выставке посетители получат редкую возможность увидеть шедевры этого собрания, которые обычно находятся в фондах музея.
«Долгожданный показ в Москве шедевров богатейшей коллекции «Царского Села», знаменитой императорской резиденции, несомненно, будет интересен любителям истории и ценителям классического искусства. Значительная часть предметов, которые можно будет увидеть на выставке в Историческом музее, находится в фондохранилищах, за пределами посетительских зон музея «Царское Село», и в Москве будут представлены впервые. Проект, над которым работали коллективы двух музеев, дает уникальную возможность познакомиться с произведениями различных видов искусства, обратив пристальное внимание на их художественную ценность, составить представление о масштабах и разнообразии музейного фонда России», — говорит Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.
«Мы привезем в Москву 526 предметов – это можно назвать сердцем царскосельской коллекции. От подлинного янтарного ларца Турау начала XVIII века до мундирного платья Екатерины II, шедевров бронзы, фарфора, мебели. Некоторые из них были спасены во время Великой Отечественной и впервые отправятся в другой город. Эти вещи многое могут поведать о блистательной императорской резиденции и жизни ее венценосных владельцев. Но как музейные экспонаты они создают портрет сегодняшнего музея-заповедника и рассказывают о том – чем мы живем, к чему стремимся, как сбываются наши мечты о возвращении утраченных раритетов и архитектурных жемчужин. Так что в ближайшее пять месяцев, следуя знаменитому поэтическому призыву «Поедем в Царское Село!», можно смело направляться в Исторический музей», — отметила Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село».
Один из разделов выставки включает произведения ювелирного искусства XVIII–начала ХХ в., в том числе, созданные фирмой Фаберже, в мастерских П. Овчинникова и И. Хлебникова.
Коллекция фарфора русской и европейской работы представлена парадными декоративными вазами, декоративной пластикой и сервизами. Один из них, названный «Рафаэлевский», является персональным заказом Александра III специально для Царского Села (1883 г.). В основе его художественного решения лежит переработка знаменитых росписей Лоджий Рафаэля Ватиканского дворца, осуществленных великим Рафаэлем Санти и его учениками.
Особое место среди исторических коллекций Царского Села занимает собрание восточного искусства – лаки, шелка, изделия из камня, расписной китайский и японский фарфор XVII–XIX вв.
Одна из крупнейших в России коллекций придворных экипажей находится в «Царском Селе». Впервые в Москву для участия в выставке будут отправлены детские коляска и беговые сани, а также сани для взрослых, украшенные золочением и обитые парчой.
Специальный раздел выставки посвящен русским военным мундирам, представленным в музейном собрании во всем многообразии. Наряду с мундирами императоров и великих князей в коллекции хранятся детские мундиры царственных наследников и дамское мундирное платье императриц и великих княжон. Одно из них – шефское мундирное платье Екатерины II по форме Лейб-гвардии Семеновского полка, выполненное из бархата с отделкой из золоченого галуна, вошло в состав выставки.
Живописный ряд выставки украсят два полотна работы знаменитого Карла Брюллова. Одно из них, заключенное в драгоценную раму, — «Святая царица Александра, возносящаяся на небо» является иконой — портретом великой княгини Александры Николаевны, рано ушедшей любимой дочери императора Николая I. Другое — «Дафнис и Хлоя» демонстрирует малоизвестную грань творчества К.П. Брюллова и представляет реализацию его таланта в мифологическом жанре живописи, тема которого сфокусировна на сюжете древнегреческого пасторального романа. Это произведение не вошло в монографические экспозиции недавнего времени и будет впервые показано в Москве в Историческом музее.
Кроме того, внимание посетителей, несомненно, привлечет большое полотно «Царскосельская карусель» французского художника О. Верне, запечатлевшего знаменитый праздник, состоявшийся в резиденции в связи с 25-летием бракосочетания императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. Несколько полотен, представленных на выставке, объединяются авторами итальянского происхождения, создававшими произведения на библейские сюжеты. Среди них «Мадонна, читающая книгу» рубежа XVI – XVII вв. Ф. Барроччи, считавшегося выдающимся рисовальщиком и колористом эпохи позднего маньеризма, опыт которого был воспринят великим П. Рубенсом.
Пространство выставки также украсят «золотые» Доспехи Радостного и «черные» Печального рыцарей – персонажей траурных императорских процессий, прежде не экспонировавшиеся в Москве и в недавнее время покинувшие реставрационные мастерские.

Карл Павлович Брюллов (до 1822 г. – Брюлло) (1799–1852). Святая царица Александра, возносящаяся на небо (Портрет-икона великой княгини Александры Николаевны). Россия, Санкт-Петербург. 1845. Холст; масло. На вороте одеяния ангела подпись: КАРЛЪ БРЮЛ. Царское Село.
К. П. Брюллов родился в семье скульптора-резчика, академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло. Учился в Императорской Академии художеств с 1809 и по 1821 гг. в классе исторической и портретной живописи у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1822 г. вместе с братом, архитектором А. П. Брюлловым, уехал в Италию в качестве пенсионера (по распоряжению Александра I фамилия художника Брюлло была тогда заменена на Брюллов). С 1823 по 1835 гг. жил в Италии, выезжая в Париж, Грецию, Турцию. Брюллов вернулся на родину знаменитым художником, автором картины «Последний день Помпеи» (1833). В 1836 – 1849 гг. жил и работал в Санкт-Петербург, все эти годы преподавал в Императорской Академии художеств. В 1849 г. по совету врачей уехал в Европу и в 1850 г. поселился в Италии. Почетный член всех итальянских Академий художеств.
Великая княжна Александра Николаевна (1825–1844) – младшая дочь Николая I и императрицы Александры Федоровны. Трагическая смерть юной княгини, которой едва исполнилось девятнадцать лет, стала жестоким ударом для всех членов императорской семьи. Обаяние ее натуры проявлялось во всем, что она делала: великая княжна занималась литературой, историей, рисованием, ее исключительной красоты голос свидетельствовал о незаурядном вокальном таланте. В общении она была легкой и естественной, что привлекало к ней людей. Не случайно Карл Брюллов, который тяготился необходимостью выполнять царские заказы и большинство из них не довел до конца, взялся за создание ее портрета. В январе 1844 г. Александра Николаевна по любви вышла замуж за принца Гессен-Кассельского Фридриха Вильгельма, наследника датского престола, а 29 июля 1844 г. умерла при рождении ребенка, прожившего всего час. Это трагическое событие случилось в Александровском дворце, где прошла вся короткая жизнь великой княжны. Родители устроили молельню на месте ее кончины.
Портрет-икона был заказан Карлу Брюллову офицерами Преображенского полка (княгиня была их шефом, и они несли дежурство у ее гроба) в 1844 г. и летом 1845 г. поднесена в дар императору Николаю I вместе с пышной серебряной рамой. С этого времени картина постоянно находится в Царском Селе. Икона с изображением умершей Адини (так звали великую княжну в кругу семьи) в образе святой царицы Александры располагалась в центре молельни Александровского дворца, в окружении личных икон Александры Николаевны. Копия портрета (исполненная, как считается, итальянским живописцем Антонио Сассо) хранилась у Фридриха Вильгельма, овдовевшего принца Гессен-Кассельского, в его родовом дворце под Фульдой среди приданого великой княжны.
Ангел возносит молодую женщину на небо, в поток света, льющегося из левого верхнего угла картины. Поднятое навстречу свету лицо княжны, её прижатая к сердцу рука говорят о готовности оставить этот мир, об устремленности ввысь. В этом мемориальном произведении Брюллов стремился добиться торжественности образа, поднимающегося над всем обыденным, показать духовное движение героини в момент своеобразного просветления и в то же время передать индивидуальные черты Александры Николаевны.
Л. Бардовская

Федерико Бароччи (1528–1612). Мадонна, читающая книгу. Италия, Рим. Конец XVI – начало XVII в. Дерево; масло. Царское Село
Федерико Бароччи учился в мастерской венецианца Баттисты Франко, подражателя Микеланджело. В двадцать лет Бароччи изучал творчество Рафаэля в Риме, а затем попал под влияние Корреджо. Работал в Риме, где создал два произведения «Тайная вечеря»: одна картина, написанная по заказу папы Климента VIII, ныне хранится в римской церкви Санта Мария сопра Минерва; вторую можно увидеть в капелле епископского дворца в Урбино. Также знамениты фрески Бароччи, выполненные совместно с Федерико Цуккаро в Ватикане.
Для творчества Бароччи характерно стремление к реалистической трактовке религиозных сцен, привнесение в них жанровых элементов. Его произведения, выдержанные чаще всего в светлом, но ярком колорите, трогательны и красивы; внимание зрителя привлекают виртуозно написанные затейливые детали.
Произведение Бароччи из исторической коллекции Екатерининского дворца является характерной работой мастера. Перед зрителем предстает картина безмятежного счастья: юная мать нежно придерживает сидящего у нее на коленях жизнерадостного младенца и читает книгу – сцена, словно перенесенный на полотно из повседневной жизни. Позы и жесты матери и ребенка пластичны, грациозны и очаровательны в своей непосредственности.
Присутствие «Мадонны» Бароччи в царскосельской коллекции отражает общий стиль дворцовой галереи: сюжет был близок и очень нравился всем императрицам, которые размещали картину в своих апартаментах. В настоящее время она находится в экспозиции Опочивальни Марии Федоровны.
Л. Бардовская

Орас Верне (1789–1863). Царскосельская карусель. 1843. Холст; масло. Царское Село. В левом нижнем углу подпись и дата: «Horace Vernet Petersbourg 1843»
Живописец, рисовальщик, гравер, литограф, мастер исторического и батального жанров, портретист, автор эффектных ярких запоминающихся композиций, Верне работал почти во всех жанрах. С 1828 по 1834 г. занимал пост директора Французской академии в Риме. Художник четырежды приезжал в Россию – в 1836 и в 1842–1843 гг. для выполнения заказов императора Николая I.
На картине «Царскосельская карусель» изображен император Николай I и его семья во время костюмированного празднества в Александровском парке Царского Села. Это развлечение входило в регламент праздничных мероприятий в честь серебряной свадьбы императорской четы 1 июня 1842 г.
Празднества начались в Петергофе, затем переместились в Царское Село. Кульминацией царскосельского поздравления стал сюрприз – карусель: кавалькада всадников проскакала по аллеям Александровского парка. Это пышное зрелище император решил запечатлеть на память, заказав портрет всех его участников Орасу Верне. В нарядной группе всадников, одетых в средневековые костюмы, легко узнать членов большой императорской семьи: в сверкающие рыцарские доспехи облачен Николай I, в виде рыцарей представлены наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II) и герцог Лейхтенбергский (муж старшей дочери царя Марии Николаевны); все трое одеты в подлинные рыцарские доспехи XVI века, которые хранились в коллекции паркового павильона Арсенала. Николай I надел подлинный доспех императора Максимилиана, составлявший особую гордость его собрания; он состоял из 150 подвижно скрепленных пластин, которые весили около 20 кг; с помощью специального крепления достигалось гибкое соединение доспеха со шлемом, что позволяло голове воина легко поворачиваться, оставаясь в то же время надежно защищенной. Шлемы украшены пышными белыми и красными страусовыми перьями, которые придают особую эффектность всадникам. В образе прекрасных средневековых дам представлены императрица Александра Федоровна и две ее дочери – Ольга и Александра. Младшие дети венценосной пары – Константин, Николай и Михаил – одеты в голубые бархатные костюмы пажей с малиновыми беретами. Образ императрицы – центральный в картине. Лишний раз это подчеркнуто белой мастью коня, гарцующего под ее седлом, и золотом парчового платья. Дочери также одеты в средневековые одежды – бархатные с короткими рукавами верхние жакеты, подбитые горностаем; кофты с узкими рукавами, украшенными характерным рядом мелких пуговиц, сшиты из голубого шелка. Их гладкие прически, перевитые нитками жемчуга, как и головные уборы с накидками из тончайшей прозрачной ткани, стилизованы под Средневековье. Художник не изобразил лишь старшую дочь Николая I, Марию, которая находилась среди зрителей на колоннаде Александровского дворца. Верне подробно и точно воспроизводит костюмы и аксессуары, не обходя ни одну мелочь: перчатки, узконосые башмаки, ленты, конскую упряжь.
Столь необычный портрет-картина был призван увековечить торжество, состоявшееся летом 1842 г. В карусели участвовали 16 кавалеров с дамами, кортеж-сопровождение, оркестр и герольды.
В России карусели вошли в моду в XVIII веке. Эти напоминающие о средневековой традиции рыцарских турниров соревнования сопровождались театральными представлениями на исторические сюжеты, с военными сценами. Всадники одевались в старинные костюмы, а колесницы или кареты украшались в соответствии с представляемой эпохой: декорировались под шатры, корабли, троны. Подобные игры являлись важным элементом дворянской культуры XVIII века. Известно, что в конце 1740-х гг. императрица Елизавета Петровна распорядилась устроить карусель на берегу Большого озера в Царском Селе. Особую известность получила карусель, устроенная в 1766 г. Екатериной II, когда братья Алексей и Григорий Орловы выступали в «римском» и «сарацинском» костюмах.
Л. Бардовская

Секретер настольный. Россия, Санкт-Петербург, Петергофская гранильная фабрика, фирма «Никольс и Плинке». 1862. Бронза, лазурит, яшма, кахолонг, бирюза, мрамор, родонит; литье, чеканка, золочение, мозаика, резьба. Царское Село
В середине XIX столетия для убранства Лионской гостиной императрицы Марии Александровны был исполнен эффектный гарнитур мебели из бадахшанского (афганского) лазурита и золоченой бронзы. Основу гарнитура составляли четыре стола (два овальных, два восьмиугольных), два каминных экрана, два простеночных зеркала с консолями, восемь настенных светильников и роскошная люстра на 84 свечи. Это были подарки к праздникам Рождества и Пасхи, ко дню тезоименитства Марии Александровны, либо к юбилейным датам бракосочетания августейшей четы; некоторые предметы украшены монограммой «МА». Позже убранство зала дополнилось предметами лазуритовой меблировки из Малиновой гостиной императрицы в Зимнем дворце. Канделябры, жардиньерки и кашпо для цветов, лампа, настольные секретеры образовали в царскосельской резиденции уникальный комплекс произведений русского камнерезного и бронзолитейного искусства середины XIX века. Из 32 предметов гарнитура до нашего времени сохранилось 25 (в 2019 году воссозданы два простеночных зеркала с консолями, утраченные во время Великой Отечественной войны).
Лазурит использовался также в отделке зала: тонкими пластинами полудрагоценного камня были облицованы части стен, обрамления окон, дверей, каминов, зеркальные рамы. С синевой лазурита прекрасно гармонировал золотистый шелк на стенах и обивке мебели, заказанный на французской мануфактуре в Лионе.
Эффектный настольный секретер выполнен по заказу императрицы Марии Александровны. Об этом свидетельствует круглый медальон в оправе из ветвей лавра, перевязанных бантами, с монограммой «МА» под короной. Центральная дверца украшена рельефной мозаикой в виде букета цветов, выполненных из полудрагоценных камней: бирюзы (незабудки), кахолонга (цветы магнолии), родонита и яшмы (сердцецвет, душистый горошек, бутон розы), нефрита (стебли и листья). Перед дверцей находится углубление для пера и место для чернильницы (утрачена); внутри – ящик для бумаг, оклеенный малиновым бархатом. На верхней балюстраде окошки для календаря в виде ленты с обозначением чисел, дней недели и месяцев, которая приводится в движение при помощи поворотного механизма.
Е. Стадлер
Турау Г. Ларец с фигурой Венеры и Амура на крышке. Гданьск (Данциг). 1705. Янтарь, дерево, фольга, металл; резьба, гравировка, инталийная резьба, эгломизе, полировка, золочение. Царское Село
На деревянной дощечке основания дна авторская подпись карандашом латинским шрифтом: Gottfried Turau / Inventor et fecit Anno 1705 12 Julius
Лицевая и боковые стороны ларца декорированы медальонами полупрозрачного янтаря с резными композициями на мифологические сюжеты, посвященными теме любви. Прототипами медальонов явились гравюры из книги: «Amorum Emblemata, Figuris Aencis Incisa…» О. ван Веена (около 1556–1629), Антверпен, 1608 г. Высокая ступенчатая крышка увенчана скульптурной группой с изображением Венеры и Амура и декорирована по углам резными вазами с цветами, повторяющими округлые формы ножек.
Великолепная насыщенная цветовая гамма, многообразие скульптурных техник, использование пластин прозрачного и непрозрачного янтаря различных оттенков, тонкое чувство материала отражают высочайший уровень искусства резьбы по янтарю мастерских г. Гданьска начала XVIII в.
Поступил в Царское Село до 1833 г.; находился в Янтарной комнате Екатерининского дворца с 1860 до 1941 г. Во время реставрации ларца в 1983 г. на дне деревянного каркаса была обнаружена дата его изготовления − 1705 г. и авторская подпись Готфрида Турау, одного из создателей первоначального Янтарного кабинета. Таким образом ларец помог реставраторам решить многие проблемы технологии и художественных приемов обработки янтаря в процессе работ по воссозданию Янтарной комнаты.
Е. Калугина

Никколо Берреттони (1637–1682). Богоматерь с Христом, Св. Елизаветой, Св. Иоанном Крестителем и Св. Иосифом. Италия. Вторая половина XVII в. Холст; масло. Царское Село
Никколо Берреттони – итальянский живописец, автор монументальных росписей. Учился у Симоне Кантарини в Пезаро, затем в Риме у Карло Маратти. В 1675 г. был принят в Академию Св. Луки. Испытал влияние Гвидо Рени и Корреджо. Писал фрески, алтарные композиции, картины на религиозные сюжеты. Среди его работ росписи капеллы Святой Анны церкви Санта-Мария-ин-Монтесанто, виллы Фальконьери во Фраскати, палаццо Олива в Пезаро, виллы Каттани в Требьянтико. Последним крупным заказом Берреттони стало украшение зала в палаццо Альтьери в Риме (1679–1682).
В этом произведении художник подражает ведущим мастерам XVII века, недаром полотно приписывали Карло Маратти. Подобно своим современникам, он трактует сцену из Священного Писания как жанровую композицию, содержание которой сводится к радости встречи двух женщин и веселому общению мальчиков. С простодушной обстоятельностью Берреттони изображает бытовые детали: корзину с цветами на коленях у Елизаветы, детали второго плана, где отдыхает в тени Иосиф. Картина довольно традиционна по трактовке темы, но привлекает декоративной красотой, богатством ритмического решения, красочной нарядностью.
В 1778 г. по поручению Екатерины II полотно было приобретено для картинной галереи Эрмитажа. В первой четверти XIX века по желанию супруги Александра I Елизаветы Алексеевны ее переместили в Большой Царскосельский дворец, в Библиотеку на личной половине императрицы, где она находилась до 1860-х гг. После Октябрьской революции в 1918–1928 гг. картина экспонировалась в Белой Парадной столовой и проходила в описях со следующей аннотацией: «Неизвестный художник. II половина XVII века. Римская школа. Богоматерь с Христом, св. Елизаветой и Иоанном Крестителем. Холст, масло, 98 х 135». Возможно, благодаря утрате имени автора полотно осталось в Царском Селе и не было продано за границу. Атрибуция Берреттони восстановлена В. Н. Всеволожской в публикации «Catalogue of the Houghton Paintings Sold to Catherine II» (London, 2002. P. 107, № 9).
Л. Бардовская
Пресс-служба ГИМ 6.10.2025
18 ноября 2025 г.
- Неизвестный художник. Фрагмент картины «Аллегория на правление Екатерины I». Россия. 1720-e. Холст, масло. Данный фрагмент часть большого живописного полотна, выполненного в память коронации Екатерины I. Оно повторяет композицию гравюры 1725 г. работы А.Ф. Зубова, которая была поднесена Екатерине I в дар от Святейшего Синода. Есть предположение, что картина предшествовала созданию гравюры — такая практика была характерна для XVIII в. Согласно технико-технологической экспертизе русского музея, фрагмент картины неизвестного художника датируется второй четвертью XVIII в. Его происхождение неизвестно, но в составе пигментов живописи скипетра обнаружено золото и серебро эти материалы были доступны художникам, работавшим при дворе.
- В. Эриксен. Портрет Елизаветы Петровны. Россия, Санкт-Петербург, 1757. Холст, масло. Подпись на драпировке: V. Eriksen Pinxit. Вигилиус Эриксен приехал в Санкт-Петербург в 1757 или 1758 г. одной из первых российских работ художника стал портрет императрицы Елизаветы Петровны. С 1762 г. — придворный живописец Екатерины II. Портрет некогда находился в гостиной церковного флигеля, а ныне украшает парадную голубую гостиную Екатерининского дворца.
- Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины II. Россия. 1780-e. Холст, масло. Картина является поясным вариантом портрета императрицы в рост работы Ф.С. Рокотова, который восходит к парадному портрету Екатерины II, исполненному шведским мастером А. Рослиным в 1776 г. Лицо на портрете императрице не понравилось. в последующем портрет часто копировали, но голову (особенно выражение лица) писали с более позднего портрета Ф.С. Рокотова.
Шедевры Царского Села
- С.Ф. Щедрин. Вид Царскосельского парка. Россия, Санкт-Петербург. После 1779. Холст, масло. Иконография Царского Села обширна, но работы, созданные в XVIII в., достаточно редки. «Вид Царскосельского парка» кисти С.Ф. Щедрина представляет не только художественную, но и историко-архитектурную ценность. На картине изображён остров с выстроенной в 1779 г. по проекту И. Неелова «в старом саду позади армитажа и прудов на земляной горе деревянной кятайской беседкой на сделанном под неё из дикого камня фундаменте, называемой голубятней».
- Ф.Г. Баризьен. Екатерининский дворец времени императрицы Елизаветы Петровны. Россия. 1760. Холст, масло. Живописец написал «портрет» большого Царскосельского дворца в период завершения строительства Ф. Растрелли с 1748 по 1755 г. 30 июля 1756 г. придворный архитектор показал своё творение императрице Елизавете Петровне и иностранным послам. с 1756 г. большой дворец стал центром столичной и придворной жизни: здесь проходили балы, маскарады, вершились государственные дела.


- А. Гюне. Екатерина II даёт Законы Тавриде. Россия. 1791. Холст, масло. Первоначально произведение называлось «Аллегорическая картина, изображающая императрицу Екатерину II, дающую Законы Таврическому полуострову». до 1941 г. она находилась в Гатчинском дворце; в 1941-1944 гг. в эвакуации, с 1944 по 1959 гг. — в Центральном хранилище музейных фондов, откуда в 1959 г. поступила в Екатерининский дворец-музей.
- Фигура кота. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. По модели А.К. Тимуса, формовщик И. Зотов. 1903. Фарфор, глазурь (никелевая с добавлением кобальта); ручная отминка.
- Пустынная лисица. Дания, Копенгаген, Королевская фарфоровая мануфактура по модели Х. Томсена. 1911-1922.

- Секретер настольный. Россия, Санкт-Петербург, Петергофская гранильная фабрика, фирма «Никольс и Плинке». 1862. Бронза, лазурит, яшма, кахолонг, бирюза, мрамор, родонит; литье, чеканка, золочение, мозаика, резьба. Царское Село
- Карне (бальная книжка). Франция. Конец XVIII начало XIX в. Перламутр, серебро, кость, дерево; золочение, инкрустация, гравировка. Карне де баль (фр. carnet de bal). Использовались дамами на балах для росписи порядка танцев и имён тех, кому они обещаны.


- Шкатулка для рукоделия. Франция. 1820-e. Серебро, сталь, бумага, шёлк, стекло, зеркало, дерево, перламутр, ткань; гравюра, золочение, резьба. Для женщин высшего общества одним из видов времяпрепровождения в XVIII начале XIX в. было рукоделие. Искусной мастерицей считалась императрица Мария Фёдоровна, супруга Павла I, которой, предположительно, принадлежала эта шкатулка.


- Щиток с портретами внуков императора Александра II. Россия, Санкт-Петербург, фирма «Сазиков». 1880. Серебро, бархат, эмаль, дерево, металл; литье, живопись, золочение. Подарок императору Александру II в честь 25-летнего юбилея восшествия на престол от трёх старших детей. На овальном щитке укреплены портреты детей Великого князя Александра Александровича (Николая, Георгия и Ксении), сыновей Великого князя Владимира Александровича (Кирилла и Бориса) и детей Великой княгини Марии Александровны (Марии Александры Виктории, Виктории Мелиты и Альфреда). Щиток находился в кабинете императора Александра II в Зимнем дворце, а затем в кабинете императора в Зубовском флигеле Большого царскосельского дворца.
- Ларец. Гданьск (Данциг). Последняя четверть XVII в. Янтарь, дерево, фольга, металл; резьба, гравировка, инталийная резьба, эгломизе, полировка, золочение. Находился в янтарной комнате с 1860 до 1941 г.

- Полупальто Л.-Гв. Преображенского полка с погонами генерал-майора. Россия, до 1894 г. Сукно, металл, галун позолоченный, нить посеребрённая, ткань шерстяная; сшивка, штамповка, плетение, золочение, серебрение, шитьё. Принадлежало императору Александру III
- Колет офицера Л.-Гв. Кирасирского Ея Величества полка. Россия, Санкт-Петербург, до 1894 г. Сукно, металл, галун позолоченный, шёлк, ткань шерстяная; сшивка, штамповка, плетение, золочение. Принадлежал императору Александру III.
- Форма генерал-фельдмаршала Л.-Гв. Гусарского Его Величества полка: ментик, жгуты. Россия, Санкт-Петербург (?), 1879 г. сукно, мех бобра (?), шнур позолоченный, сутаж позолоченный, галун позолоченный, металл, саржа шёлковая, канаус; сшивка, штамповка, плетение, золочение. Принадлежал императору Александру II.
- Форма полковника Собственного Его Императорского Величества Конвоя: черкеска, бешмет, погоны. Россия, Санкт-Петербург, ателье М.Н. Дёмина, магазин офицерских вещей М.И. Скосырева, 1890-е-1911 гг. Сукно, металл, галун посеребрённый, нить посеребренная, нить позолоченная саржа шелковая, атлас, бархат, пластмасса, пике, перламутр, коленкор; сшивка, плетение, серебрение, золочение, шитьё. Принадлежала императору Николаю II.

- Кинжал-кама с ножнами. Россия, Кавказ. Первая половина XIX в. Дамасская сталь, слоновая кость, дерево, кожа, замша, сафьян, галун, ковка, таушировка золотом, инкрустация, чернение, резьба, золочение. Поднесён наследнику Александру Николаевичу генерал-лейтенантом князем В.О. Бебутовым в 1851 г.
- Бюро. Россия. Санкт-Петербург, мастерская Г. Гамбса. 1800-e. Дуб (основа), красное дерево, латунь, бронза, стекло, сафьян; фанеровка, штамповка, литьё, эгломизе, гравировка, тиснение. Бюро в «стиле жакоб» является эталонным для подобных русских краснодеревных бюро. Аналогичные предметы поставлял в Россию в 1780-х гг. мебельщик Д. Рентген, а Петербургский столяр Х. Мейер начал изготавливать похожие образцы для русского двора уже в 1790-е гг. Г. Гамбс, ученик Д. Рентгена, заимствовал у него многие конструктивные и художественные приёмы. Стеклянные вставки, выполненные в технике эгломизе, один из характерных приёмов декорирования корпусной мебели 1790-1800-х гг.
- Туалетный стол. Россия, Санкт-Петербург, Охтинские плотники Насковы. После 1776. Древесина хвойных пород (основа), клён, розовое и красное дерево, палисандр, орех, самшит, сукно, металл; набор, гравировка. Туалетный стол представляет исключительный интерес как редкий подписной предмет русской художественной мебели XVIII в. Внимание заслуживает тот факт, что данный стол был изготовлен не столяром, а плотниками, как следует из надписи. Царскосельский туалетный стол имеет на столешнице монограмму МЕ. Вероятно, он был поднесён Великой княгине Марии Фёдоровне, супруге Наследника Павла Петровича, после венчания в 1776 г.



Государственный исторический музей
Москва, Площадь революции, 2/3
19 ноября 2025 г. – 13 апреля 2026 г.
Купить билет в Исторический музей (ГИМ)
_________________





































