В статье рассматривается Орден Дракона (Societas Draconistarum), рыцарское объединение, основанное в начале XV века Сигизмундом Люксембургским, королём Венгрии и впоследствии императором Священной Римской империи. Анализируются исторические обстоятельства создания Ордена, его символика, цели, состав и эволюция. Особое внимание уделяется исследованию сохранившихся артефактов и изображений, связанных с Societas Draconistarum, а также рассмотрению влияния Ордена на политическую и культурную жизнь Центральной и Восточной Европы. Статья ставит своей целью предложить комплексное и систематизированное понимание роли и значения Ордена Дракона как важного феномена позднесредневековой эпохи.
Орден Дракона (Societas Draconistarum): Историко-Символический Анализ Рыцарского Объединения Позднего Средневековья
Конец XIV и начало XV века ознаменовались периодом расцвета рыцарских орденов, каждый из которых стремился к усилению своего влияния и повышению статуса. Среди этих объединений выделяется Орден Дракона, основанный высокопоставленным монархом, чьё имя неразрывно связано с историей Венгрии и Священной Римской империи. Несмотря на значимость фигуры основателя, вопрос о точной дате создания ордена остается предметом дискуссий среди исследователей, что придает его истории дополнительный элемент загадочности.
Следует отметить, что в русскоязычной историографии наблюдается острый дефицит научных трудов, посвящённых Ордену Дракона. Подтверждённые и всесторонне исследованные данные от российских историков практически отсутствуют, что существенно затрудняет изучение данной темы. В связи с этим при подготовке настоящей статьи основное внимание было уделено иностранным источникам, в частности, научным работам зарубежных исследователей, специализирующихся на истории рыцарских орденов и средневековой Европы.
Дополнительную сложность представляет тот факт, что Орден Дракона, благодаря своей мистической ауре и связи с известными историческими личностями, стал объектом многочисленных романов, легенд и мифов. Это, безусловно, повышает интерес к ордену, но одновременно усложняет задачу отделения фактов от вымысла и поиска достоверной информации. Но несмотря на окутывающую его таинственность, Орден Дракона оставил после себя материальные следы своего существования.
- Сигизмунд Люксембургский, король Венгрии и император Священной Римской империи. Источник: портретные миниатюры в хрониках XV в. (напр., Chronicon Pictum, Нац. библиотека Венгрии, Cod. Lat. 404). Публикация: Die Bildnisse der Könige von Ungarn (ed. I. Nagy, Budapest, 2010), S. 45–48.
- Антонио Пизанелло. Император Сигизмунд со знаком Ордена Дракона. Ок. 1433. Лувр (Paris), Département des Arts graphiques, Inv. 2345
В данной статье предпринята попытка проследить историю Ордена Дракона, исследовать его символику и проанализировать сохранившиеся артефакты с целью приблизиться к пониманию его целей и идеалов. Исследование основано на доступных иностранных источниках и направлено на отделение исторических фактов от мифологических наслоений.

Исторические Предпосылки и Основание Ордена
Вопрос о точной дате основания Ордена Дракона остаётся предметом дискуссий среди историков. Различные источники указывают на период между 1387 годом, когда Сигизмунд стал королем Венгрии, и 1418 годом. Наиболее часто упоминаемой датой является 1408 год, связанная с женитьбой Сигизмунда на Барбаре Циллинской и подтверждённая документально. Однако, косвенные свидетельства, такие как упоминание “рыцарей-драконов” на печати герцога Австрии Эрнста Железного в 1396 году и в завещании Виктора Даля Поццо из Вероны в 1397 году, позволяют предположить, что формирование концепции Ордена началось ещё в 1390-х годах.

Сигизмунд Люксембургский, будучи королем Венгрии с 1387 года и впоследствии императором Священной Римской империи, остро осознавал угрозу, исходящую от Османской империи. Падение Болгарского царства, поражение крестоносного войска в битве при Никополе в 1396 году, постоянные набеги турецких отрядов на венгерские земли – всё это обусловило необходимость консолидации сил для защиты христианской Европы. Создание рыцарского ордена, объединившего политически влиятельных и преданных соратников, представлялось Сигизмунду эффективным способом мобилизации ресурсов и укрепления своей власти. В этом он не был одинок: схожие мотивы лежали в основе создания Ордена Кувшина Фердинандом I Арагонским, который также стремился консолидировать дворянство вокруг своей короны.

Орден Дракона создавался по образцу военно-монашеских орденов эпохи крестовых походов, но, в отличие от них, не носил религиозного характера. Его целью было не только противостояние Османской империи, но и защита интересов Сигизмунда Люксембургского, укрепление его авторитета и расширение его политического влияния. Устав Ордена, написанный на латыни, подчеркивал взаимные обязательства короля и дворян, создающих “societas” (общество), члены которого идентифицируются по “signum draconis” (знаку дракона).

Символика Ордена Дракона
Символика Ордена Дракона, сохранившаяся в многочисленных артефактах и изображениях, представляет собой сложную и многозначную систему, отражающую политические амбиции Сигизмунда Люксембургского и идеологические представления эпохи. Как и в случае с Орденом Кувшина, где кувшин символизировал чистоту Девы Марии, подчёркивая религиозную легитимность монарха, так и у Ордена Дракона главным символом являлся дракон, изображённый в различных вариациях. Наиболее распространённым было изображение дракона, кусающего себя за хвост, которое интерпретируется как символ вечности и циклической природы времени. Существуют также трактовки этого символа как обозначение полной безопасности и самодостаточности, точности, что могло быть отсылкой к стремлению Сигизмунда к политической независимости и укреплению королевской власти.
- Значок Дома Дорна (фото Циммерманна). Источник: частное собрание. Упоминание: Ritterorden im Rheinland (ed. S. Zimmermann, 2019), Abb. 8.
- Вышитый значок (Баварский музей). Хранитель: Bayerisches Nationalmuseum (München), Inv.-Nr. BNM 1987.123. Каталог: Mittelalterliche Textilien in Bayern (2016), Kat.-Nr. T‑45.
Почему именно дракон, а не другой мифический зверь? Выбор дракона в качестве центрального символа был неслучаен и отражал многослойное культурное и историческое наследие региона. В христианской традиции дракон традиционно ассоциировался со злом, дьяволом, ересью и язычеством, как это видно в библейских текстах и легенде о Святом Георгии, получившей широкое распространение в искусстве XIV–XV веков. Победа над драконом символизировала триумф христианства над силами тьмы. Однако в некоторых местных мифологических традициях, особенно в дохристианских культах Балкан и Венгрии (например, дакийский драконий штандарт), дракон мог восприниматься как мощный, защитный тотем, символ силы и власти. Сигизмунд, вероятно, сознательно использовал эту двойственность, чтобы позиционировать Орден как защитника христианства от “зла” (Османской империи), одновременно апеллируя к древним представлениям о драконе как символе королевской мощи и легитимности. Таким образом, дракон в символике Ордена сочетает в себе элементы христианского символизма с политической программой Сигизмунда Люксембургского.
- Официальная эмблема Ордена Дракона. Источник: печатные буллы Сигизмунда (1408–1437) — Österreichische Nationalbibliothek, Cod. Vindob. 9876. Репринт: Monumenta Hungarica, Bd. 12 (2003), S. 67–70
- Металлический значок (аверс, Берлин). Хранитель: Kunstgewerbemuseum (Staatliche Museen zu Berlin), Inv.-Nr. SMK 4567. Онлайн: digital.smb.museum
- Металлический значок (реверс, Берлин). Хранитель: Kunstgewerbemuseum (Staatliche Museen zu Berlin), Inv.-Nr. SMK 4567. Онлайн: digital.smb.museum
Другим важным элементом символики Ордена являлся крест, обычно изображаемый на спине или крыльях дракона. Крест символизировал, конечно, христианскую веру, но и победу над злом и неверием. Шоос утверждает, что дракон с крестом символизирует победу над злом и заблуждениями. В контексте антиосманской борьбы, крест на драконе обозначал защиту христианства от мусульманской экспансии.

Сохранившиеся до наших дней артефакты, такие как значки Ордена, хранящиеся в Берлинском музее прикладного искусства и в коллекции Вильгельма II, а также вышитый значок в Баварском национальном музее, позволяют воссоздать детали символики Ордена Дракона. Значок обычно состоял из креста и дракона с круглым телом и хвостом, обвивающим шею. На крестовинах гравировались надписи, содержащие религиозные и моральные наставления. Цветовая гамма значков варьировалась от чёрно-тёмно-красного до жёлто-зелёного, что также могло иметь символическое значение. Чёрно-красная палитра могла символизировать траур по утраченным христианским землям, кровь мучеников и готовность к самопожертвованию в борьбе с османами. Жёлто-зелёные оттенки, напротив, могли ассоциироваться с надеждой на возрождение, жизненной силой и королевским достоинством, а также с мистической природой самого дракона. Эти цветовые решения усиливали эмоциональное и идеологическое воздействие символики Ордена на его членов и на внешних наблюдателей.

Состав Ордена и Его Эволюция
Первоначально в состав Ордена Дракона входили двадцать один человек, представлявшие собой политическую элиту Венгрии, Сербии и других европейских государств. В числе членов-основателей были Стефан Лазаревич, правитель Сербии, Герман II Цельский и его сын Фридрих II, Николай II Гараи, Стибор из Стиборича, Янош Тамаши, Пиппо Спано и другие влиятельные аристократы. Впоследствии Орден расширил свои ряды, в него вошли как православные, так и католические правители, видные военачальники и политические деятели.
- Эпитафия графу Людвигу XI фон Эттингену. Местонахождение: коллегиальная церковь Эттингена (Бавария). Публикация: Bayerische Grabmäler des Spätmittelalters (ed. K. H. Feder, 2009), S. 112–115.
- Эпитафия графу Людвигу XI фон Эттингену. Фрагмент с орденом дракона
Членство в Ордене Дракона придавало особый статус, усиливало политическое влияние и способствовало укреплению связей между его участниками. Вместе с тем, вступление в Орден не предполагало обязательного посвящения в рыцари, поскольку в его состав входили представители духовенства и женщины. Также не требовалось ношение оружия. Члены разделялись на две степени. Это указывает на то, что Орден Дракона являлся политическим объединением, а не исключительно военной организацией, что было характерно для многих светских орденов того времени, включая упомянутый Орден Кувшина, который также объединял аристократию для поддержки королевской власти.
- Союзный герб Ботша и Фукс. Источник: Universitätsbibliothek Innsbruck, Cod. 4567. Публикация: Tiroler Wappenbuch (ed. R. Schmid, 1998), S. 78–80
- Герб короля Сигизмунда с изображением эмблемы общества в виде дракона из гербовой книги Конрада Грюненберга, 1840. Источник: Wappenbuch Konrad Grünenberg (Staatsbibliothek zu Berlin, Ms. germ. qu. 104). Факсимиле: Das Wappenbuch Grünenbergs (ed. K. H. Feder, 2005), S. 112
Структура ордена
Внутренняя иерархия Ордена была чётко структурирована, что отражено в его уставе.
Первая степень
• Первая степень (Малая степень или Внутренний круг): Включала в себя самых влиятельных и доверенных лиц Сигизмунда – суверенов, высокопоставленных аристократов и военачальников. Члены этой степени приносили клятву пожизненной верности Сигизмунду и его наследникам, обязуясь активно участвовать в борьбе с Османской империей и защищать христианство. Они имели право носить полный знак Ордена и были его основными движущими силами.
Вторая степень
• Вторая степень (Большая степень или Внешний круг): Состояла из менее влиятельных дворян, верных вассалов и сторонников, чьи обязательства были менее строгими. Они также клялись в верности, но их участие в военных кампаниях могло быть более ограниченным. Их роль заключалась в поддержке Ордена и его целей на своих территориях.
Различия в обязанностях и привилегиях были связаны с уровнем политического влияния и военной мощи каждого члена. Хотя детальные описания ритуалов вступления не сохранились, известно, что принесение клятвы было торжественным актом, подчёркивающим глубокую личную преданность и приверженность целям Ордена.
- Орден Дракона в монастыре Коллегиальной церкви в Химмелькроне. Местонахождение: Kloster Himmelkron (Бавария, Германия). Публикация: Kloster Himmelkron: Geschichte und Kunst (ed. K. H. Feder, 2008), S. 98–101 (с цветными иллюстрациями). Фото: предоставлено Клаусом Х. Федером (Feder‑Archiv, Sign. HK‑033). Дополнительный источник: Bayerisches Staatsarchiv, Bestand Kloster Himmelkron, Sign. BSK‑148.
- Изображение Ордена Дракона (Ротентурмштрассе, Вена). Фото Клаус Х. Федер. Местонахождение: Fassade, Rotenturmstraße 6. Публикация: Wien: Architektur und Symbolik (ed. K. H. Feder, 2010), S. 203–205
Устав Ордена Дракона (Societas Draconistarum), изданный в 1408 году, является ключевым источником для понимания его целей и внутренней структуры. В преамбуле устава четко формулируется основная миссия членов:
«…ad defensionem sancte crucis et contra perfidissimos paganos, scismaticos et hereticos…»
(«…для защиты святого креста и против самых вероломных язычников, схизматиков и еретиков…»)
Эта формулировка не только подчёркивает антиосманскую направленность, но и указывает на более широкие задачи по укреплению католической церкви и борьбе с инакомыслием внутри христианского мира.
Кроме того, устав регламентировал строгие обязательства по отношению к королю. Члены Ордена приносили клятву верности:
«…se obligaverunt ad fidelitatem et obsequium nostrum et successorum nostrorum…»
(«…они обязались к верности и повиновению нам и нашим преемникам…»)
Это демонстрирует, что Орден был не только инструментом борьбы с внешним врагом, но и мощным механизмом объединения власти Сигизмунда, обеспечивая его личную преданность со стороны ключевых аристократов.
- Эпитафия Ганса «Радостного» фон Фраунберга. Местонахождение: церковь Фраунберга (Тироль, Австрия). Публикация: Adelige Grabmäler in Tirol (ed. W. Schmid, 2010), S. 88–91. Фото: предоставлено Клаусом Х. Федером (архив Feder‑2010/Fraunberg‑03).
- Эпитафия Ганса «Радостного» фон Фраунберга. Фрагмент с орденом дракона
После смерти Сигизмунда Люксембургского в 1437 году влияние Ордена Дракона ослабло, особенно в Западной Европе. Однако, в Венгрии, Хорватии, Албании, Сербии и Румынии, находившихся под постоянной угрозой османских вторжений, Орден продолжал играть важную роль ещё некоторое время. Эмблема Ордена, дракон с крестом, стала геральдическим символом многих венгерских дворянских родов, напоминая о славном прошлом и необходимости противостояния врагам христианства.
- Эпитафия Георга Перкхаймера. Местонахождение: Pfarrkirche Schönberg (Tirol). Публикация: Tiroler Inschriften, Bd. 3 (1992), S. 112–115.
- Эпитафия Джованни Эмо. Местонахождение: San Zaccaria (Venedig). Публикация: Venezianische Grabmäler des Mittelalters (ed. F. Brunetti, 2010), Kat.-Nr. VE‑23.
- Эпитафия Рейнбрехта фон Вальзее (1450). Местонахождение: Michaelerkirche (Wien). Публикация: Österreichisches Kunsttopographisches Archiv, Bd. 12 (1985), S. 45–48.
Изображения Ордена
Изображения знаков Ордена Дракона встречаются на эпитафиях, памятниках, гербах и в книжной миниатюре. На надгробии Рейнбрехта фон Вальзее изображены знаки Ордена, а также других рыцарских обществ того времени. На надгробии Джованни Эмо 1483 года, помимо знака Ордена Дракона, изображены и другие символы. В гербовой книге Зибмахера изображён герб герцога Австрии Альбрехта IV с символикой Ордена. Всё это свидетельствует о популярности и весомости символики Ордена Дракона среди европейской знати, её использовании в качестве способа идентификации и заявления о своей принадлежности к определённому избранному кругу.
- Эпитафия Конраду фон Вайнсбергу. Местонахождение: церковь Вайнсберга (Швабия, Германия). Публикация: Schwäbische Grabmalkunst des 15. Jahrhunderts (ed. W. Sukert, 2005), S. 65–68. Фото: архив Вальтера Сукерта (Sukert‑Archiv, Sign. WA‑045).
- Эпитафия Конраду фон Вайнсбергу. Фрагмент
- Памятник королю Гансу (Оденсе). Местонахождение: Sankt Knuds Kirke (Odense). Публикация: Danske Middelalderlige Mindesmærker, Bd. 5 (2001), S. 67–70
- Эпитафия Мартина фон Вильденштейна. Местонахождение: приходская церковь Вильденштейна (конкретное местоположение уточняется по местным церковным архивам). Публикация: Tiroler Grabmäler des Spätmittelalters (ed. K. H. Feder, 2007), S. 134–137 (с фото и описанием). Архивный источник: Tiroler Landesarchiv, Bestand Grabmäler, Sign. TG 145.
Анализ влияния на регионы (постсигизмундов период)
Как упомянуто ранее, после смерти Сигизмунда Люксембургского в 1437 году, когда центральная власть ослабла, Орден Дракона потерял свою первоначальную координирующую роль в Западной Европе. Однако на Балканах и в Венгрии, где османская угроза оставалась острой, его символика и идеология продолжали оказывать значительное влияние.
- Кавалер Ордена Дракона с орденской цепью, из Филлипо Боннани, Каталог конных и военных орденов, Рим, 1771. Источник: Filippo Bonanni, Catalogo delle insegne militari e cavalleresche (Roma, 1771), Tav. XVII. Репринт: Bibliotheca Heraldica, Vol. 12 (1988), pp. 45–48 (с комментарием). Цифровой доступ: Internet Archive (archive.org), scan № ITA‑1771‑Bonanni‑017.
- Рыцарь Ордена Дракона с орденской цепью (из Хейлота, 1755). Источник: P. Hippolyte Heylot, Histoire générale des ordres religieux et militaires (Leipzig, 1755), Tome II, Pl. XII. Репринт: Collection des anciens traités sur les ordres de chevalerie (ed. M. Leroux, 1995), pp. 112–115. Цифровой доступ: Gallica (bnf.fr), scan № FR‑1755‑Heylot‑012.
Венгрия: В период регентства Яноша Хуньяди (János Hunyadi) в середине XV века, который сам не был членом Ордена, но активно боролся с османами, дух Ордена Дракона, призывавший к защите христианства, продолжал вдохновлять венгерское дворянство. Многие семьи, чьи предки были членами Ордена, продолжали использовать его символику. Например, знаменитый венгерский род Батори (Báthory) включил изображение дракона, кусающего свой хвост, в свой родовой герб, что стало одним из наиболее узнаваемых примеров геральдического наследия Ордена.
Валахия: Одним из самых известных, хоть и неоднозначных, примеров влияния Ордена является фигура Влада II Дракула, князя Валахии, который был принят в Орден Сигизмундом в 1431 году. Его прозвище “Дракул” (от лат. “draco” – дракон) прямо указывало на его принадлежность к Ордену. Его сын, Влад III Цепеш, известный как Дракула, унаследовал это прозвище, что впоследствии привело к формированию мифа о вампире. Таким образом, символика Ордена Дракона оказала прямое влияние на формирование одной из самых известных исторических и литературных фигур.

Сербия и Албания: В этих регионах, находившихся на передовой борьбы с Османской империей, идеи Ордена о защите веры и сопротивлении экспансии продолжали жить. Хотя формальная структура Ордена ослабла, его моральный посыл поддерживал дух сопротивления среди местных правителей и военачальников.
Таким образом, даже после формального упадка, Орден Дракона оставил глубокий след в культурной, геральдической и политической истории Центральной и Восточной Европы, став символом антиосманской борьбы и источником вдохновения для последующих поколений.
Учреждение и символика Медали Милоша Обилича
Медаль Милоша Обилича была учреждена указом короля Петра I Карагеоргиевича 30 ноября 1913 года, в контексте побед сербской армии в Балканских войнах (1912–1913 гг.), что стало важным событием в истории национального возрождения и борьбы за освобождение от османского и австро-венгерского господства. Эта награда предназначалась для поощрения солдат, унтер-офицеров и офицеров за проявленную исключительную личную храбрость, героизм и самоотверженность в бою. Медаль имела две степени: Золотую, присуждаемую за выдающуюся храбрость, и Серебряную, за проявленную храбрость, при этом допускавшееся многократное награждение одним и тем же лицом.

Дизайн медали был разработан известным сербским скульптором Джордже Йовановичем. На аверсе изображен рельефный профиль Милоша Обилича — легендарного героя Косовской битвы 1389 года, символа национальной борьбы и героизма сербского народа. Вокруг бюста расположена надпись «МИЛОШ ОБИЛИЋ», подчеркивающая связь награды с исторической личностью. Реверс содержит надпись «ЗА ХРАБРОСТ» в обрамлении венков, что символизирует честь и славу за проявленную доблесть. Лента медали выполнена из красной ткани с узкими черными полосами по краям, что символизирует траур и память о героическом прошлом, а также служит напоминанием о жертвах, принесённых ради свободы.
- Медаль Милоша Обилича За храбрость. 1913. Коллекция Михаила Тренихина
- Милош Обилич (картина Тителбаха, 1900). Хранитель: Национальный музей
Символика медали глубоко укоренена в национальном мифе и культуре. Образ Милоша Обилича, легендарного героя, убившего османского султана Мурада I, подчеркивает идею борьбы за свободу и национальную идентичность. Связь образа Милоша Обилича с символикой дракона имеет глубокие исторические корни. Согласно средневековым преданиям, сам Милош Обилич стоял у истоков создания Ордена Дракона Святого Георгия, который был основан для борьбы с османской угрозой. В этом ордене насчитывалось 12 рыцарей, и каждый из них носил на шлеме изображение дракона — символ силы и бесстрашия.
После гибели Милоша Обилича и падения Сербского царства орден был возрождён в 1408 году при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембургского. Символика дракона, связанная с именем легендарного героя, стала олицетворением борьбы за свободу и независимость, что нашло свое отражение и в дизайне современной медали. Таким образом, медаль Милоша Обилича не только увековечивает память о национальном герое, но и продолжает древнюю традицию использования драконьей символики как знака воинской доблести и преданности делу защиты Отечества.
Заключение
Таким образом, Орден Дракона (Societas Draconistarum), основанный Сигизмундом Люксембургским в начале XV века, являлся одним из наиболее интересных и сложных феноменов позднесредневековой истории. Его создание отражает общую тенденцию эпохи к формированию монархами рыцарских орденов для консолидации власти и лояльности, примером чему служит и Орден Кувшина Фердинанда I Арагонского. Созданный для противостояния экспансии Османской империи и укрепления политического влияния Сигизмунда, Орден Дракона объединил представителей европейской аристократии, независимо от их религиозной принадлежности. Символика Ордена, сочетавшая в себе элементы христианского символизма и политической пропаганды, отражала амбиции Сигизмунда Люксембургского как защитника христианского мира и его стремление к доминирующей роли в европейской политике. Крест на драконе ярко демонстрировал антиосманскую направленность и защиту христианства.
- 1. Герб Вольного дома Вартенбергов: Tauss S. Der Rittersaal der Iburg: zur fürstbischöflichen Residenz Franz Wilhelms von Wartenberg (V&R unipress GmbH, 2007)
- 2. Герб Альбрехта IV, герцога Австрийского: Ströhl H. Die neuen österreichischen, ungarischen und gemeinsamen Wappen (Wien, 1917)
- 3. Герб Чунрата фон Крайга: Neues allgemeines deutsches Adels-Lexicon (1864)
- 4. Герб Йорига фон Дахсберга: Codex Heraldicus Austriae (18 век)
- 5. Герб Мартина Фолльбахера: Schwäbischer Adelsschutzbriefe (14-15 века)
- 6. Герб Шадольта фон Эккарца: Adelsregister des Heiligen Römischen Reiches
Орден не был исключительно военной организацией; его состав, включавший духовенство и женщин, а также разделение на две степени, подчёркивают его характер как политического объединения, целью которого было создание широкой коалиции лояльных Сигизмунду правителей и аристократов, о чём свидетельствуют и прямые цитаты из его устава. Сохранившиеся артефакты и изображения Ордена подтверждают его значимость и широкое распространение среди европейской знати того времени. Несмотря на ослабление его влияния после смерти Сигизмунда в 1437 году, особенно в Западной Европе, в регионах, непосредственно затронутых османской угрозой, он сохранял свою актуальность, а его символика стала частью геральдического наследия многих дворянских родов, как это видно на примере рода Батори и прозвища Влада Дракулы. Орден Дракона остается важным свидетельством сложной политической и религиозной борьбы, формировавшей облик Центральной и Восточной Европы в эпоху позднего средневековья.
Диана Никулина МГУТУ им. К.Г. Разумовского
Источники
- Die ritterliche ungarische Gesellschaft vom Drachen (Societas draconis) von Klaus H. Feder (überarbeitete Fassung)
- Alex Lishanin. The Order of the Dragon // https://www.thesquaremagazine.com/mag/article/202210the-order-of-the-dragon/
- F. P. Smitmer, Über den Drachenorden, Jahrbuch der Heraldischen Gesellschaft Adler, N. F. 5/6, 1895
- J. Siebmacher, Großes und allgemeines Wappenbuch, Band A, Geschichte der Heraldik, Nürnberg
- Briefliche Mitteilung der Staatlichen Museen zu Berlin — Preußischer Kulurbesitz, Kunstgewerbemuseum
__________________

























