Под занавес января вспомним ещё об одном замечательном художнике, родившемся в этом зимнем месяце. 15(29) января 1842 г. – день рождения Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910) художника, чьи картины по сей день никого не оставляют равнодушным. Красавец-грек, «львиная» голова, орлиный прямой взгляд, твёрдая, решительная поступь. Этот человек с упрямым волевым характером и доброй сострадающей душой оставил в русском искусстве, пожалуй, самый яркий и неординарный след. Им восхищались коллеги по художественному цеху, его боготворили ученики и обожала публика, хотя злопыхателей и завистников тоже было достаточно. А сегодня работы Архипа Куинджи представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Смоленской картинной галерее и других.
- Архип Куинджи (1842-1910). Исаакиевский собор при Луне. 1869. Смоленская картинная галерея
- Архип Куинджи (1842-1910). После дождя. 1879. ГТГ
Первые шаги в живописи Куинджи делает под влиянием творчества Айвазовского. Он не был его учеником, хотя предпринимал попытки им стать. Однако, Иван Константинович его не разглядел, и, как известно, доверял Куинджи лишь «толочь краски и красить забор». Это не помешало начинающему художнику прочно усвоить главный набор классических пейзажных образов: море, горы, облака, степи и долины, закаты и восходы, и конечно лунная ночь. Именно они в разных вариантах исполнения будут всегда присутствовать на картинах Куинджи. Работы Айвазовского также послужат зарождению любви к романтическому стилю, когда на картине изображается особое состояние природы, что-то необычное и привлекающее внимание. И уже тогда Куинджи выбирает инструмент, который он будет совершенствовать всю жизнь – световые эффекты.


В 1865 году Куинджи приезжает в Петербург, не сразу, но поступает вольнослушателем в Академию художеств, знакомится с И.Е. Репиным и И.Н. Крамским. В это же время Куинджи попадает на Валаам, место паломничества многих художников-пейзажистов. Русский север покорил южанина Куинджи своей суровой красотой, здесь он напишет несколько картин из цикла «Север». В «Ладожском озере» (1871) ещё много от Айвазовского: зеркальная гладь воды, «взбитые» облака, лодочка с рыбаками. Картина «На острове Валаам» (1873) — уже близка к философскому пейзажу — безлюдному, статичному, созерцательному. Она произвела сильное впечатление на передвижников, «национальный пейзаж» очень понравился Ф.М. Достоевскому. Именно эта работа стала первой картиной художника, которую по рекомендации И. Репина приобрёл П. Третьяков. Обе картины написаны пока ещё в привычной гладкой манере, но посмотрите, как уже проявлены световые переходы от светлого к тёмному, расставляя акценты и направляя взгляд от переднего плана вглубь картины. Куинджи становится заметным, он начинает выставлять свои работы на передвижных выставках.

В 1878 году в Париже Куинджи выставляет «Украинскую ночь» (1876). Эта картина является его первой заявкой на индивидуальность, первым проявлением «феномена Куинджи». К обычной манере живописи он больше не вернётся. Здесь нет деталей, всё больше цветовые пятна, на которых фокусируется взгляд, но за счёт контрастного цвета мы в этой кромешной тьме различаем всё: единственное горящее окно мазанки, белые рубашки на веревке, созвездия на чёрном небе. У картины нет сюжета, здесь не надо думать, здесь нужно созерцать и слушать, что чувствуется внутри. А там: удивление, тревога и через мгновение уже гармония и покой: «Тиха украинская ночь…». С этой картиной рождается мастер иллюзии и света Архип Куинджи.
Каждая следующая картина – «Вечер на Украине» (1878), «После дождя» (1879), «Березовая роща» (1879), выставляемые на передвижнических выставках, производят фурор, люди идут «на Куинджи», пытаются понять, в чём причина такой невероятной выразительности его работ, создающих гипнотическое притяжение, почти вводящее в транс.
Я — совершенный дурак перед этой картиной. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу так же утомительно смотреть на него, как на живую действительность: через пять минут у меня глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть».
И. Крамской о картине «Украинская ночь»

Описать картины Куинджи словами очень сложно, они воспринимаются не как обычная живопись, а, скорее, как удивительный аттракцион, оптическая иллюзия, волшебная картинка, которая при определенном ракурсе создает почти стереоскопический эффект.
Это не картина, а с неё картину можно писать.
И. Шишкин о картине «Берёзовая роща»
Картина «Берёзовая роща» — настоящий «источник солнечного света». Она поражает своей правдоподобностью, кажется, можно сделать шаг и оказаться внутри картины, на этой залитой светом поляне, ощутить кожей солнечное тепло, а ладонью — шершавую кору берёз. Куинджи мастерски работает с контрастными цветами: гениально подобранные тона «заставляют» глаз реагировать на сочетание оттенков так, что создаётся полный эффект присутствия, картинка оживает.
Куинджи был не только талантливым живописцем, но ещё и замечательным оптиком. Возможно, сказался опыт работы ретушёром в фотомастерских, или же от рождения глаз его был заточен на уникальное распознавание полутонов. Известно, что Куинджи был дружен с физиком Ф. Петрушевским, интересовался последними исследованиями в области оптики, постоянно экспериментировал. Знание разных оптических приёмов позволяло Куинджи с помощью живописи создавать удивительные по своей реалистичности образы.
Но истинным шедевром Архипа Куинджи стала картина «Лунная ночь на Днепре» (1880).

Невероятному успеху картины способствовала грамотно спланированная художником пиар-кампания. Ещё работая над её созданием, Куинджи готовил зрителей к чему-то особенному, он ненадолго открывал двери своей мастерской, чтобы все желающие могли увидеть, как создается шедевр. И, когда открылась выставка «одной картины», вокруг неё сразу возник большой ажиотаж. Зрители проходили по темному коридору, в конце которого висела картина, ярко освещенная скрытым источником света. К картине нельзя было подойти вплотную, можно было смотреть на неё с определенного ракурса, при котором световая иллюзия выглядела наиболее эффектно. Резкие цветовые контрасты между тёмно-коричневой землей, серебристой рекой и мерцающей сквозь облака луной создавали эффект чуда наяву. Мнения были разные, но равнодушных не было. Куинджи приписывали использование специальных «лунных» красок или фосфора и даже подозревали в том, что он продал душу дьяволу, ведь картина воспринималась как что-то нерукотворное и мистическое.
Впоследствии проводились исследования красочного слоя картины и было доказано, что никаких волшебных красок Куинджи не применял. Будучи другом Д.И. Менделеева, он вместе с другими художниками, действительно, проводил много времени за изучением состава красок, экспериментировал с их сочетанием. Так, он часто использовал краски на основе битума, что со временем плохо сказалось на состоянии картин – они стали темнеть, и, к сожалению, как они выглядели изначально, мы уже не узнаем.
Секрет волшебства кроется в умении художника усилить действие противоположных тонов, умело их сочетая. Так, передний план – земля — написана тёплыми тонами, тогда как река – очень холодными. Они подчёркивают друг друга и дают нужный контраст. Кроме того, выпуклые светлые мазки на поверхности реки, когда на неё падает свет, дают ощущение живой, перекатывающейся воды. Куинджи — гений в передаче света и выдающийся новатор в умении сочетать живопись с оптической наукой.
Но есть в картине «Лунная ночь на Днепре» помимо безупречной техники исполнения и показа кое-что ещё. К моменту написания картины Куинджи уже отошёл от передвижников, полностью утвердившись в своём совершенно неповторимом стиле, далёком от социальных тем. Ему была интересна живопись особого рода: несколько отрешённая, поднявшаяся над мирским и суетным, изображающая реальность более высокого уровня — вечную и непознаваемую. Будучи пантеистом, Куинджи воспринимал природу и весь мир как единое целое, в котором всё пронизано и подчинено божественному порядку. Он ощущал это бытие и умел это показать посредством своей живописи…
«Тёмная ночь, я отпускаю все мысли…
Дыхание ровное и спокойное…
Сознание и тело подобно птице взмывает в небеса…»
Медитация

После ошеломительного успеха «Лунной ночи» Куинджи только однажды показал свои картины широкой публике. Работа «Днепр утром» (1881 г.) является прекрасным дополнением к ночному Днепру, настраивая на безмятежность и покой. И вновь безбрежное пространство, уходящее вдаль, тишина и величие огромного мира, в котором человек лишь безмолвный созерцатель.
После 1882 года художник уходит в тень почти на 20 лет. Он много пишет, но не выставляется и не показывает своих работ даже близкому кругу. Лишь в 1901 году Куинджи устроил закрытые показы «для своих», где представил несколько новых произведений, в том числе «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — «ослепительное непостижимое видение», где главным героем вновь становится Свет.

Поздние работы Архипа Куинджи – продолжают выбранное им направление: радуга, горные вершины, морские просторы, безбрежные степные дали, закаты и восходы («Радуга» (1900-1905), «Пейзаж. Степь (1890-1895), «Море. Крым» (1890-е), «Эльбрус. Лунная ночь» (1890-1895)). Многие из них написаны будто с высоты птичьего полёта, ракурса, который позднее стал доступен профессиональным фотографам, снимающим природные ландшафты. Художник доводит свои космические пейзажи до состояния «сверхреальности», и продолжает работать над формой и цветом, всё более обобщая и уплощая образы, не дойдя буквально одного шага до абстракционизма и модерна.

- Архип Куинджи (1842-1910). Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895. ГТГ
- Архип Куинджи (1842-1910). Радуга. 1900–1905. ГРМ


Таким был творческий путь Архипа Ивановича Куинджи – мастера иллюзий, гения световых эффектов, непостижимого и неподражаемого художника. «Эффект Куинджи» заключался не только в созданной им технике живописи, но и в особом умении чувствовать мир, который он так любил, и который показывал нам, таким каким видел его сам.
Яна Бородина Заглавное изображение на основе картин А. Куинджи из ГРМ, в т.ч. Репин И.Е.(1844-1930). Портрет А.И. Куинджи (1842-1910). 1877. ГРМ
Государственная Третьяковская галерея
Государственный русский музей
Смоленская Художественная галерея
__________________



