Михаил Алисов

Михаил Алисов. Художник-маринист

in Художники 43 views

Ва­ше­му вни­ма­нию «Центр ис­кусств. Моск­ва» пред­став­ляет ра­бо­ты не всем из­ве­ст­ных ху­дож­ни­ков-ма­ри­нис­тов. В на­зва­нии вы­став­ки пер­вой зна­чится фа­милия Ива­на Ай­ва­зов­ско­го, но расскажем не о нём, а о его ученике, имя которого не так широко известно и для многих станет открытием.

Михаил Александрович Алисов (1859-1933) — русский пейзажист и маринист, чьи работы сейчас находятся в основном в частных собраниях и лишь немногие из них доступны в музеях. «Я выбрал художника, с которым приятно жить» — так охарактеризовал Михаила Алисова один из коллекционеров, а посетители выставки на первый взгляд путают его картины с полотнами Айвазовского.

Алисов М.А. (1859-1933). Шторм у мыса Фиолент. Начало 1890-х годов. Центр искусств. Москва
Алисов М.А. (1859-1933). Шторм у мыса Фиолент. Начало 1890-х годов. Центр искусств. Москва
  • Алисов М.А. (1859-1933). Штормовое море. 1890. Центр искусств. Москва
  • Алисов М.А. (1859-1933). Вид на гору Аю-Даг. 1895. Центр искусств. Москва

Михаил Алисов действительно учился в мастерской Ивана Кон­стан­ти­но­ви­ча Айвазовского и даже, как говорят, был его лучшим учеником. Правда говорят также, что они не очень-то ладили, так как Алисов был из знатной семьи дворянского происхождения, Айвазовский же выходец из «низов», на этой почве и возникал конфликт. Доподлинно мы об этом не узнаем, так как о Михаиле Алисове сохранилось очень мало какой бы то ни было информации.

Известно, что живописи Алисов сначала обучался в Императорской Академии художеств у знаменитого пейзажиста Юлия Юльевича фон Клевера (Julius Sergius von Klever, 1850-1924), а после окончания учёбы перебрался в Крым, где был настолько очарован прекрасными видами этого райского места, что остался здесь навсегда.

В дальнейшем, будучи учеником Айвазовского, Алисов безусловно впитал не только манеру изображения и принципы работы своего учителя, но и определился со своим личным живописным лейтмотивом – морские пейзажи. Только у него они выходили более камерные, умиротворенные и романтичные.

Алисов М.А. (1859-1933). Прибой в Стрелецкой бухте Севастополя. 1905. Центр искусств. Москва
Алисов М.А. (1859-1933). Прибой в Стрелецкой бухте Севастополя. 1905. Центр искусств. Москва
  • Алисов М.А. (1859-1933). Лунная дорожка. 1895. Центр искусств. Москва
  • Алисов М.А. (1859-1933). Прибой. Конец 1880-х – 1890-е годы . Центр искусств. Москва

Невесомая дымка, будто созданная мириадами морских брызг, сопровождает все его картины, делая их немного нереальными, словно проявившиеся ненадолго миражи, готовые исчезнуть прямо на глазах. Море Алисова чаще убаюкивает, чем возбуждает, и даже разбушевавшаяся стихия не тревожит, а манит, притягивает, интригует. Главной героиней сюжета у него всегда является Природа – первозданная, живая, нетронутая цивилизацией, а корабли и редкие фигурки людей только подчеркивают её величие и мощь по сравнению со всём мирским и суетным.

Интересно, что имея за спиной академическую школу, Алисов не застревает в шаблонных скучных изображениях, а предлагает удивительные сочетания живописных стилей и приёмов: романтизм сюжетов вкупе с работой на пленэре даёт импрессионистическую воздушную лёгкость и размытость образов, а работа со световыми эффектами приближает к Куинджи и люминизму.

Можно смело сказать, что Михаил Алисов был отчасти новатором, не сделался обычным копиистом работ великого учителя, а создал свой уникальный стиль.

Алисов М.А. (1859-1933). Вид на гору Аю-Даг. 1895. Центр искусств. Москва
Алисов М.А. (1859-1933). Вид на гору Аю-Даг. 1895. Центр искусств. Москва
  • Алисов М.А. (1859-1933). Рассвет. 1912. Центр искусств. Москва
  • Алисов М.А. (1859-1933). Морской пейзаж, 1910-е – 1920-е годы. Центр искусств. Москва

Несмотря на хороший старт, востребованность его работ у аристократического ялтинского общества, несколько персональных выставок, жизнь художника сложилась трагично. В Первую мировую войну во время эвакуации погибло большинство из его картин, что очень плохо повлияло на моральное состояние художника. После революции дворянское происхождение Алисова также сыграло свою роль, он умер в нищете и безвестности. Оставшиеся картины были от безысходности распроданы наследниками, и сейчас мы можем видеть их в основном на камерных показах.

Нам очень понравились работы этого открытого для нас художника. Жанр марины своеобразный и, как кажется, не настолько широк, как любое другое пейзажное направление. Но Михаилу Алисову удалось передать самую суть водной стихии – её безмолвную силу, постоянство существования, независимость и великолепие. На его работы очень приятно смотреть и, как было верно подмечено, с ними хочется жить.

Яна Бородина
Фотографии автора

Центр Искусств. Москва

Москва, Волхонка 15,
территория Храма Христа Спасителя,
вход с Соймоновского проезда

Новогодняя ёлка Центра Искусств. Москва

Иван Шультце. Мастер люминизма

Прозрачность. Живопись и графика Бориса Смирнова-Русецкого

__________________

 Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Иван Федотов

Метафора утраченной невинности

Вы­став­ка ра­бот ху­дож­ни­ка Ива­на Фе­до­то­ва «Ме­та­фо­ра ут­ра­чен­ной не­вин­нос­ти» от­кры­та в рес­то­ра­не «Signa­ture Art».
Перейти К началу страницы