Оборот российского рынка искусств 2022

Оборот российского рынка искусств более $88 млн в 2022 году против $50 млн 2000 года

in Искусство/Новости 4710 views

Российский арт-рынок подвёл итоги ухо­дя­ще­го года. На фоне снижения по­ку­па­тель­ской ак­тив­нос­ти обо­рот аук­цио­нов с февра­ля сни­зился на 12% и составил за год порядка $88 млн. Вместе с тем заметно выросло качество предложения — на рынке оказалось большое количество крупных шедевров, которые в прежние времена могли уйти на зарубежные площадки. Относительно просевших среднего и дорогого ценового сегментов, интерес к подобным ультра­дорогим лотам остался стабильно высок. Тенденция, которая показывает поддержку внутреннего рынка сообществом, вероятно, продолжит развиваться в 2023 году.

Оборот российского рынка искусств по итогам 2022 года составил более $88 млн

К таким выводам пришли эксперты международной платформы Bidspirit, где проходит около 99% всех российских онлайн-торгов искусством.

В текущем году в России аукционные дома реализовали через площадку порядка 232 тыс. предметов — на 11 тыс. меньше, чем в прошлом году. Емкость рынка относительно 2021 года снизилась на 12% и составила $88 млн. Стоит отметить, что предшествующий «пандемийный» год, когда торговля полностью ушла в онлайн, был одним из самых успешных для арт-бизнеса. Тогда объём продаж клиентов платформы вырос ровно в 2 раза — до $100 млн. Что касается среднего аукционного чека, его величина продолжает держаться на уровне $7 тыс.

В целом, аналитики Bidspirit называют снижение продаж в 2022 году незначительным. Его связывают с обострением геополитической ситуации в традиционно высокий для рынка предметов искусств сезон — в феврале, марте и сентябре.

По мнению экспертов платформы, ещё одной чертой уходящего года стало значительное сокращение прироста участников рынка. Если в 2021 году количество активных пользователей платформы увеличилось ровно в 2 раза — до 92 тыс. человек, то в 2022 году пришло всего 10 тыс. новых игроков.

Александр Киселевский, президент компании Bidspirit, отметил, что на рынке формируются и положительные тенденции. В частности, речь идёт о повышении качества предложения. «Мы оказались в ситуации, когда бизнес замкнулся на внутреннем рынке. Это оказало как негативное, так и позитивное влияние. Если раньше коллекционеры предпочитали международные аукционы, то сейчас они тестируют не менее интересные отечественные. Постепенно закрома будут открываться, всё чаще на торги будут выходить вещи, связанные с первыми именами. Уже сейчас это стало заметно на примере живописи и графики. По всей видимости тенденция продолжится в 2023 году», — делится своими прогнозами эксперт.

Говоря о сегменте живописи и графического искусства, одном из самых востребованных на рынке, Киселевский отметил, что на качество предложения повлияло, в том числе, появление новых серьезных игроков. Так, в 2022 году появился «Аукционный дом Клуба коллекционеров графики», который выступил организатором торгов ушедшей за 15 млн руб. коллекции икон музыканта Александра Липницкого. А в декабре институция представила редкую акварель Карла Брюллова. Её стоимость на аукционе взлетела более чем в 3 раза – до 7 млн руб.

Одной из тенденций уходящего года и главным секретом успеха продаж сооснователь Аукционного дома Клуба коллекционеров графики Сергей Подстаницкий называет появление профильных объединений: «Рынок все больше переходит из галерей на аукционы, поскольку для покупателя аукцион выглядит более открытым и доступным. Среди огромного количества аукционов потребитель выбирает специализированные, потому что больше им доверяет. В них проще разобраться и что-то найти, чем среди огромных массивов различного материала. Мы — яркий тому пример. Нередко вещи, оставшиеся незамеченными на других аукционах, при правильном освещении продаются у нас».

Стоит отметить, что относительно недавно на рынке появился еще один проект, который специализируется на графическом искусстве — «Петербургский аукционный дом». Одним из его акционеров выступил Сергей Подстаницкий.

На примере собрания икон Липницкого ещё одной тенденцией текущего года эксперт назвал продажу целых коллекций. По его словам, готовность некоторых владельцев к тотальной распродаже подогревает интерес игроков рынка. Однако большая часть шедевров коллекционерами все еще придерживается, так как их значимость для владельцев не сравнима с бумажным денежным эквивалентом, а старинные предметы искусства по-прежнему остаются надежным вложением средств.

Что касается декоративно-прикладного искусства, результаты не сильно разнятся с общими тенденциями рынка. Так, в 2021 продажи «Русской эмали», крупнейшего в этом сегменте аукционного дома, выросли на 30%, однако начиная с февраля 2022 года объём торгов сократился на 20%. Отмечается, что стабильно высоким остался спрос на высококачественные редкие предметы.

«Формирование цены на русское искусство происходит не только за счёт внутреннего рынка, но, в и том числе, за счёт внешнего. Качественные предметы, как и раньше, продаются хорошо, можно даже сказать, что интерес к ним вырос в условиях внешних ограничений. Пострадал сегмент недорогих, более «эмоциональных» покупок. Сейчас покупатели стараются относиться к покупке более рационально», — поясняет основатель аукционного дома «Русская эмаль» Владимир Лабазов.

Что касается категорий предметов искусства, в которых отметился рекордный рост стоимости продажи, особой популярностью в этом году пользовались изделия из фарфора и кости. В частности, композиция из кости, которая ушла на торгах «Русской эмали»  за 1,2 млн руб. при стартовой цене лота в 165 тыс., стала одной из самых неожиданных продаж аукционного дома в этом году. Также с успехом продалась фарфоровая «Ваза с горгульей» XIX века производства завода братьев Корниловых. На старте стоимость артефакта ввиду сохранности составляла 70 тыс. руб., итоговая цена продажи достигла полумиллиона рублей.

Говоря о качестве выставляемых лотов, хорошие предложения эксперты рынка называют «вынужденными» и считают, что сложившаяся ситуация не лучшим образом повлияла на активность игроков. Но несмотря на опасения, организаторы торгов периодически констатируют и очень выгодные сделки, однако планировать будущие торги не берутся. Значительная часть коллекционеров пока старается придержать лучшие лоты у себя, рассчитывая более выгодно их продать в дальнейшем.

Арина Дмитриева

Арт-рынок сегодня. Что с ним

Прогноз цен на антиквариат

Иконы из коллекции рок-музыканта Александра Липницкого

Впервые почти за 15 лет на аукционе акварель Карла Брюллова

Аукцион редкостей из собрания Кусакина

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Русские ювелиры. Сёстры Наталья и Татьяна Тарасовы

Кому нужны русские ювелиры

Нередко от кол­лекционе­ров, что со­от­вет­ст­вует и соб­ст­вен­ному на­блю­де­нию, при­хо­дит­ся слы­шать о де­гра­да­ции
Перейти К началу страницы