Москва и москвичи в эпоху Николая I

in Новости музеев 2317 views

В 2025 году исполняется 200 лет со дня восшествия на престол императора Николая Первого. Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно» продолжает аналогичный проект, посвящённый эпохе Александра I. Вновь куратором стал Александр Михайлович Валькович. В общей сложности выставка занимает девять залов и является одним из ключевых событий музейного сезона. Посетители могут увидеть более 600 экспонатов из ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Российской государственной библиотеки и частных собраний. Основная идея экспозиции — пространственный рассказ-путешествие по Москве эпохи Николая I. Посетитель погружается в рассказ как будто путешествуя по условному городу, улицам и бульварам столицы, параллельно заглядывая в гости к героям первопрестольной XIX века.

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»
Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»
  • Огюст Жан Батист Антуан Кадоль. 1782-1849. Москва. Красная площадь (Торговая площадь). Париж, Франция, литографская мастерская Г. Энгельмана. 1834. Бумага, литография, акварель. 22 х 31,3 см. Музейное объединение «Музей Москвы» 
  • А. Львов (?), по оригиналу Огюста Жана Батиста Антуана Кадоля. 1782-1849. Кремлёвский сад (Вид Кремлёвского сада в Москве, снятый с Воскресенской площади). Россия. 1839. Бумага, литография, акварель, лак. 30 х 40,3 см. Музейное объединение «Музей Москвы»
Михаил Дмитриевич (?) Бутурлин. 1807–1876. Дворец в селе Царицыно в 12 верстах от Москвы, начатый в царствование императрицы Екатерины II. Россия. 1853. Бумага, карандаш. 24,5 × 34,6 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Михаил Дмитриевич (?) Бутурлин. 1807–1876. Дворец в селе Царицыно в 12 верстах от Москвы, начатый в царствование императрицы Екатерины II. Россия. 1853. Бумага, карандаш. 24,5 × 34,6 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Благодаря тщательно подобранным артефактам и современным музейным технологиям в экспозиции воссозданы яркие приметы николаевской поры: строительство Большого и Малого театров, открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Петербургом, салоны, в которых в неформальной обстановке собиралась интеллектуальная элита, трактиры, где в отличие от ресторанов готовили блюда русской кухни, а не французской, и многое другое. Посетители побывают на коронационном балу в Грановитой палате; заглянут в гостиную купеческого дома в Замоскворечье; узнают, как Москва переживала драматические события Крымской войны 1850-х; посидят за столиком трактира; станут свидетелями жаркого спора западника со славянофилом и изучат интерьер императорского вагона – в поезде, курсировавшем между Москвой и Петербургом по открывшейся в 1851 году Николаевской железной дороге.

  • Император Николай I. Россия. После 1820. Бронза, литьё, золочение, патинирование. Высота 39,5 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»
  • Неизвестный художник. Император Николай I. Россия. Середина XIX века. Холст, масло. 78 × 65 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Первый зал показывает, какой была Москва к моменту восшествия на престол Николая I. Император Николай I, любивший Москву, счëл своим долгом не только восстановить разрушенное в 1812 году, но украсить её новыми зданиями и архитектурными сооружениями. Николай I неоднократно, гораздо больше своего предшественника, посещал Москву. В Царицыно же он приехал 1835 году, и этот визит едва не стал поворотным для имения.

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»
Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»

Второй зал посвящён коронация и коронационным торжествам. 22 августа 1826 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны. По окончании церемонии в Успенском соборе Николай I, взойдя на верхнюю ступень Красного крыльца, первым из российских императоров повернулся лицом к массе народа, наполнявшей Кремль, и «троекратным наклонением головы приветствовал своих верноподданных. Восторг народа в эту минуту не знал границ: громкие крики огласили воздух, шапки полетели вверх; незнакомые между собой люди обнимались и многие плакали от избытка радости». В экспозиции, посвященной коронационным торжествам, будут представлены парадные портреты членов императорской фамилии кисти Д. Доу и литографии из коронационного альбома.

План столичного города Москвы. Россия, Москва. 1836. Бумага, литография. 58,7 × 48,3 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»
План столичного города Москвы. Россия, Москва. 1836. Бумага, литография. 58,7 × 48,3 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»
План столичного города Москвы (фрагмент). Россия, Москва. 1836. Бумага, литография. 58,7 × 48,3 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»
План столичного города Москвы (фрагмент). Россия, Москва. 1836. Бумага, литография. 58,7 × 48,3 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Третий зал имеет название «Жизнь Москвы и социальная структура города». Эпоха Николая I стала для Москвы временем масштабного преображения. Под руководством генерал-губернатора князя Д.В. Голицына город обогатился ключевыми памятниками: были построены Большой и Малый театры, заложен храм Христа Спасителя, разбит Александровский сад и возведена Триумфальная арка. Параллельно развивалась и городская среда: появились первый общественный транспорт (конки) и новый водопровод, реки заключались в трубы, а улицы активно освещались фонарями. Это время заложило основы современной столицы, сочетая имперский размах с решением насущных социальных задач.

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»
Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»

Четвёртый зал посвящён трактирной истории Москвы. Трактиры были одним из самых распространённых видов заведений в Москве XIX столетия. Рестораны в Первопрестольной начали открываться лишь в 1820-е годы и поначалу располагались исключительно при гостиницах. Чаще всего их держали французы, поэтому основные блюда тоже относились к французской кухне. Главным отличием ресторанов была кухня — практически всегда французская. В трактиры же приходили, чтобы отведать традиционные русские блюда. В первой половине XIX века трактиры посещали в основном купцы и простой народ. В трактирах готовили исключительно русскую кухню и обязательно подавали чай. Служащие в московских трактирах были учтивы и приветливы, могли с легкостью предотвратить любые скандалы, нередко случавшиеся в трактирах.

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»
Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»

Пятый зал посвящён московским дворянам. Привилегированным сословием Москвы в эпоху Николая I оставалось дворянство. Салоны были центрами культурной жизни. Здесь, в неформальной обстановке, собиралась интеллектуальная и творческая элита. В разделе большое место займет портретная галерея представителей этого сословия и экспонаты, рассказывающие о повседневной жизни.

  • Кувшины. Россия (?). Начало ХІХ века (?). Бронза, литьё, золочение, оксидирование. Высота 62,1 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Театральная жизнь Москвы нашла отражение в шестом зале. Эпоха Николая I стала для московского театра золотым веком и временем становления профессиональной сцены. Это период, когда театр превратился из развлечения для избранных в важнейшую часть общественной жизни города. Главным событием стало открытие нового здания Большого театра в 1856 году (хотя проект и строительство относятся к концу правления Николая, он является прямым воплощением его эпохи). После пожара 1853 года театр был восстановлен с невероятной роскошью по проекту Альберта Кавоса.

Купцам и промышленникам посвящён седьмой зал. Именно купеческое сословие определяло экономическое лицо города эпохи Николая I. В 1840 году в городе насчитывалось 278 магазинов, предлагавших все необходимое: от модной одежды (117 заведений) и книг (24 магазина) до предметов роскоши и домашнего обихода. В 1831 году состоялась Первая Всероссийская мануфактурная выставка 1831 года. За 19 дней её посетило свыше 125 тысяч человек. Успех был оглушительным и положил начало традиции регулярных промышленных смотров.

Тимофей Мягков. 1811—1865. Cемейный портрет. Российская империя, Москва. 1844. Государственная Третьяковская галерея
Тимофей Мягков. 1811—1865. Cемейный портрет. Российская империя, Москва. 1844. Государственная Третьяковская галерея

Восьмой зал посвящён трагическому для России событию — Крымской войне. Для московского обывателя Крымская война разразилась неожиданно. Москва оказывала помощь в войне не только поставкой рекрутами и сбором пожертвований, но и снабжением армии военно-промышленными изделиями. Военные события наложили отпечаток на московскую торговлю. Резко упал спрос на мануфактурные изделия. Сокращалось производство, образовывались запасы нераспроданного товара, происходило банкротство многих фабрикантов и торговцев, начали расти цены на продукты.

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»
Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно»

В девятом зале раскрывается тема Университета и студенчества. В николаевскую пору интеллектуальная жизнь в Москве буквально кипела: бесконечные споры западников и славянофилов; студенческие кружки; журналы, представляющие свои страницы для интеллектуальных дискуссий; открытые для всех лекции в университете. Деятели противоборствующих лагерей так и не смогли договориться и, в конце концов, насмерть разругались. Какое-то время дискуссии продолжались на страницах журналов, но и они под давлением цензуры вскорости утихли.

Художник Кучиков. Портрет семьи купцов Косиных за чаепитием. Кучиков. 1840-е гг. Холст, масло. 60х71,5. ГИМ
Художник Кучиков. Портрет семьи купцов Косиных за чаепитием. Кучиков. 1840-е гг. Холст, масло. 60х71,5. ГИМ

Завершающий коридор посвящён теме железной дороги. В Москве в 1851 году открывается железная дорога, ускоряющей сообщение между двумя столицами, древней и северной. Посетитель покидает выставку через коридор, стилизованный под здание вокзала и сквозь «окна» может увидеть комнату императорского вагона.

К выставке подготовлено издание: Москва и москвичи в эпоху Николая I / автор-составитель А.М. Валькович. — М. : Государственный музей-заповедник «Царицыно» ; Фонд «Связь Эпох», 2025. — 256 с. : ил.

Москва и москвичи в эпоху Николая I / автор-составитель А. М. Валькович. — М. : Государственный музей-заповедник «Царицыно» ; Фонд «Связь Эпох», 2025. — 256 с. : ил.
Москва и москвичи в эпоху Николая I / автор-составитель А. М. Валькович. — М. : Государственный музей-заповедник «Царицыно» ; Фонд «Связь Эпох», 2025. — 256 с. : ил.

Издание посвящено истории российской столицы в годы правления императора Николая I. Читатель познакомится с внешним обликом Москвы, с её особым патриархальным бытом и в то же время бурной общественной, политической и театральной жизнью той эпохи. Описания московской повседневности дополняются повествованиями о торжественной коронации императора, литературных кружках, театральных премьерах. Отдельная статья посвящена московским генерал-губернаторам того времени. Издание, несомненно, вызовет живой интерес и у профессиональных историков, и у всех интересующихся прошлым нашей страны, а также может стать дополнительным материалом по истории для старших школьников и студентов профильных вузов.

Статьи в издании:

  • Ольга Козырева. Хроника пребывания императора Николая I в Москве. Важные московские события в годы его визитов. С. 10—27.
  • Ольга Докучаева. Николай I и Царицыно. Страницы истории. С. 28—37.
  • Александр Валькович. Коронационные торжества в Москве в 1826 году. С. 38—61.
  • Вера Бокова. Николаевская Москва. С. 62—111.
  • Вера Бокова. Московские градоначальники николаевского времени. С. 112—135.
  • Вера Бокова. Быт московского купечества. С. 136—175.
  • Вера Бокова. Славянофилы и западники. С. 176—201.
  • Полина Соколинская. Театральная Москва николаевской эпохи. С. 202—229.
Издания «Москва и москвичи в эпоху Александра I» (2022) и «Москва и москвичи в эпоху Николая I» (2025)
Издания «Москва и москвичи в эпоху Александра I» (2022) и «Москва и москвичи в эпоху Николая I» (2025)
Михаил Тренихин
по материалам куратора выставки
Александра Вальковича

Фотоотчёт 14 октября 2025 года

  • Светлейший князь Дмитрий Владимирович Голицын. Неизвестный художник. Середина ХІХ века. Холст, масло. Государственный музей А.С. Пушкина
    Боевой генерал, герой Отечественной войны 1812 года, светлейший князь Дмитрий Владимирович Голицын (1771-1844) возглавлял Москву с 1820 по 1844 год. На этом ответственном посту просвещённый вельможа, получивший блестящее образование, проявил незаурядные способности администратора и организатора. Князь первым обратил внимание на плохое освещение улиц, на недостаток в столице воды и принял меры по улучшению ситуации. Очень заботило генерал-губернатора состояние московских судебных учреждений, он пытался поднять их престиж и уровень судопроизводства, приглашая на судейские места представителей дворянских фамилий, в основном молодых, хорошо образованных и полных энтузиазма (одним из таких был лицейский друг А.С. Пушкина И.И. Пущин). «Светлейшего», как его звали в городе, любили за порядочность, справедливость и за то, что он воплощал собой ещё не забытый горожанами дух и стиль московского барства. Император Николай І высоко ценил князя Голицына, осыпал его милостями, даровал ему титул свет­лейшего и пожаловал свой портрет, ук­рашенный брил­лиан­та­ми. «Москва любила князя, желание проводить его к месту упокоения у всех жителей было так велико, что не только все улицы, по которым следовал кортеж, были наполнены толпою, но также крыши домов, при­легавших к дороге, чернели от покрывавшей их толпы».
  • Князь Алексей Григорьевич Щербатов. Неизвестный художник не ранее 1840. Холст, масло. Музей-панорама «Боро­динская битва»
    Заслуженный воин, генерал от ин­фантерии князь Алексей Григорье­вич Щербатов (1778-1848) на посту московского генерал-губернатора сменил своего родственника и друга князя Д.В. Голицына. Эту должность убелённый сединами генерал занимал в течение пяти лет. По его предложению была создана Комиссия для исследования уровня загрязнения московских рек прибрежными завода-ми. Щербатов также подал прошение на высочайшее имя, в котором осудил использование детского труда в ночное время. Император Николай в 1845 году издал указ, предписывающий владельцам фабрик, «на коих производятся работы по но чам, чтобы они малолетних рабочих 12 лет и моложе не назначали в смену с полуночи до 6 часов утра». Князь Щербатов председательство-вал в комитете по постройке в Москве храма Христа Спасителя, был попечителем Московской практической академии коммерческих наук. При Щербатове в Москве впервые был отпразднован её юбилей — 700-летие. Торжество состоялось 1 января 1847 года. Годы и серьёзная болезнь заставили его в 1848 году выйти в отставку. С.П. Шевырёв, биограф князя, завершал рассказ о нём так: «Неустрашимого воина помнит в нём военная история, доброжелательного и снисходительного начальника помнят подчинённые, а доброго человека не забудут люди…»
  • Граф Арсений Андреевич Закревский. Неизвестный художник. Россия. ХІХ век. Холст, масло. Историко-культурный музей-заповедник «Коломенский кремль»
    Арсений Андреевич Закревский (1783-1865) стал преемником князя А.Г. Щербатова на посту генерал-губернатора Москвы и прослужил в этом качестве с 1848 по 1859 год. Назначение его было вызвано революционными событиями в Европе и желанием императора прекратить «шатание умов» в древней столице. Новый генерал-губернатор должен был положить конец московской вольнице. Задачу эту Закревский воспринял со свойственным ему усердием и правил поистине железной рукой. Известный острослов князь А.С. Меншиков заметил тогда, что Москва стала «не только святой, но и великомученицей». По словам московского купца Н. Найденова, «Закревский был тип какого-то азиатского хана или китайского наместника, самодурству и властолюбию его не было меры». Закревский был бесцеремонен и груб, не терпел ссылок на закон, говоря: «Закон — это я». От него доставалось и студентам, и литераторам, и безобидным философам-славянофилам, а особенно — московскому купечеству, которое генерал-губернатор откровенно не любил и притеснял. Но всё же за годы его правления было сделано немало полезного: продолжалось совершенствование московского водопровода, был построен Большой Кремлёвский дворец, введена в строй Санкт-Петербургско-Московская (с 1855 года Николаевская, нынешняя Октябрьская) железная дорога и появился Петербургский вокзал (с 1855 года Николаевский, ныне Ленин градский). В 1849 году была проведена перепись податного московского населения. В короткие сроки восстановили сгоревший в 1853 году Большой театр. Контраст между аристократизмом и благожелательностью князей Д. В. Голицына и А. Г. Щербатова и самодурством и солдафонством Закревского был слишком велик, москвичи его не любили и искренне радовались отставке графа в 1859 году.

Генерал Алексей Петрович Ермолов. Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов (1824-1884). 1859. Холст, масло. Музей-панорама «Бородинская битва»

  • Генерал Алексей Петрович Ермолов. Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов (1824-1884). 1859. Холст, масло. Музей-панорама «Бородинская битва»
    А.П. Ермолов (1777-1861) — русский военачальник и государственный деятель. Герой Отечественной войны 1812 года, генерал от артиллерии. С 1827 года находился в отставке. В 1831 году Ермолов переехал жить в Москву, где был чрезвычайно популярен в обществе. В феврале 1855 года москвичи избрали полководца начальником ополчения своей губернии, однако в мае 1855 года он был вынужден оставить этот пост из-за почтенного возраста и слабого здоровья.

Василий Кузьмич (Козьмич) Демидов (Первая половина XIX века). Портрет Дмитрия Александровича Лухманова. Россия (?). 1830-e. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

  • Василий Кузьмич (Козьмич) Демидов (Первая половина XIX века). Портрет Дмитрия Александровича Лухманова. Россия (?). 1830-e. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
    Д.А. Лухманов (1765-1841) — коммерции советник, купец, антиквар-букинист и нумизмат, потомственный почётный гражданин. Жил в Москве в собственном доме на улице Большая Лубянка. В 1814 году приобрёл у потомков дворянского рода Телепнёвых бывшую царскую вотчину — подмосковное село Косино, Своё огромное состояние нажил торговлей драгоценными камнями, жемчугом, дорогим антиквариатом. Владел торговыми лавками в Охотном Ряду, известными как Монетный двор.
Сборы на бал в купеческом доме. Неизвестный художник. Россия, середина ХІХ века. Холст, масло. Историко-художественный музейный комплекс «Екатерининский»
Сборы на бал в купеческом доме. Неизвестный художник. Россия, середина ХІХ века. Холст, масло. Историко-художественный музейный комплекс «Екатерининский»
Воробьёв Максим Никифорович (1787-1855). Россия. 1823. Холст, масло. Музей-панорама "Бородинская битва"
Воробьёв Максим Никифорович (1787-1855). Россия. 1823. Холст, масло. Музей-панорама «Бородинская битва»

Сергей Головин, Михаил Тренихин, Алексей Сидельников и Андрей Райкин


Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Москва, улица Дольская, дом 1, Большой дворец

11 октября 2025 г.  — 1 февраля 2026 г.

Купить билет в Царицыно

О выставке «Николай I. Идеальный самодержец» 

Москва и москвичи в эпоху Александра Первого

1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы

_________________

Обсуждение материала >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы