В 2025 году исполняется 200 лет со дня восшествия на престол императора Николая Первого. Выставка «Москва и москвичи в эпоху Николая I» в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно» продолжает аналогичный проект, посвящённый эпохе Александра I. Вновь куратором стал Александр Михайлович Валькович. В общей сложности выставка занимает девять залов и является одним из ключевых событий музейного сезона. Посетители могут увидеть более 600 экспонатов из ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Российской государственной библиотеки и частных собраний. Основная идея экспозиции — пространственный рассказ-путешествие по Москве эпохи Николая I. Посетитель погружается в рассказ как будто путешествуя по условному городу, улицам и бульварам столицы, параллельно заглядывая в гости к героям первопрестольной XIX века.

- Огюст Жан Батист Антуан Кадоль. 1782-1849. Москва. Красная площадь (Торговая площадь). Париж, Франция, литографская мастерская Г. Энгельмана. 1834. Бумага, литография, акварель. 22 х 31,3 см. Музейное объединение «Музей Москвы»
- А. Львов (?), по оригиналу Огюста Жана Батиста Антуана Кадоля. 1782-1849. Кремлёвский сад (Вид Кремлёвского сада в Москве, снятый с Воскресенской площади). Россия. 1839. Бумага, литография, акварель, лак. 30 х 40,3 см. Музейное объединение «Музей Москвы»

Благодаря тщательно подобранным артефактам и современным музейным технологиям в экспозиции воссозданы яркие приметы николаевской поры: строительство Большого и Малого театров, открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Петербургом, салоны, в которых в неформальной обстановке собиралась интеллектуальная элита, трактиры, где в отличие от ресторанов готовили блюда русской кухни, а не французской, и многое другое. Посетители побывают на коронационном балу в Грановитой палате; заглянут в гостиную купеческого дома в Замоскворечье; узнают, как Москва переживала драматические события Крымской войны 1850-х; посидят за столиком трактира; станут свидетелями жаркого спора западника со славянофилом и изучат интерьер императорского вагона – в поезде, курсировавшем между Москвой и Петербургом по открывшейся в 1851 году Николаевской железной дороге.
- Император Николай I. Россия. После 1820. Бронза, литьё, золочение, патинирование. Высота 39,5 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»
- Неизвестный художник. Император Николай I. Россия. Середина XIX века. Холст, масло. 78 × 65 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Первый зал показывает, какой была Москва к моменту восшествия на престол Николая I. Император Николай I, любивший Москву, счëл своим долгом не только восстановить разрушенное в 1812 году, но украсить её новыми зданиями и архитектурными сооружениями. Николай I неоднократно, гораздо больше своего предшественника, посещал Москву. В Царицыно же он приехал 1835 году, и этот визит едва не стал поворотным для имения.

Второй зал посвящён коронация и коронационным торжествам. 22 августа 1826 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны. По окончании церемонии в Успенском соборе Николай I, взойдя на верхнюю ступень Красного крыльца, первым из российских императоров повернулся лицом к массе народа, наполнявшей Кремль, и «троекратным наклонением головы приветствовал своих верноподданных. Восторг народа в эту минуту не знал границ: громкие крики огласили воздух, шапки полетели вверх; незнакомые между собой люди обнимались и многие плакали от избытка радости». В экспозиции, посвященной коронационным торжествам, будут представлены парадные портреты членов императорской фамилии кисти Д. Доу и литографии из коронационного альбома.


Третий зал имеет название «Жизнь Москвы и социальная структура города». Эпоха Николая I стала для Москвы временем масштабного преображения. Под руководством генерал-губернатора князя Д.В. Голицына город обогатился ключевыми памятниками: были построены Большой и Малый театры, заложен храм Христа Спасителя, разбит Александровский сад и возведена Триумфальная арка. Параллельно развивалась и городская среда: появились первый общественный транспорт (конки) и новый водопровод, реки заключались в трубы, а улицы активно освещались фонарями. Это время заложило основы современной столицы, сочетая имперский размах с решением насущных социальных задач.

Четвёртый зал посвящён трактирной истории Москвы. Трактиры были одним из самых распространённых видов заведений в Москве XIX столетия. Рестораны в Первопрестольной начали открываться лишь в 1820-е годы и поначалу располагались исключительно при гостиницах. Чаще всего их держали французы, поэтому основные блюда тоже относились к французской кухне. Главным отличием ресторанов была кухня — практически всегда французская. В трактиры же приходили, чтобы отведать традиционные русские блюда. В первой половине XIX века трактиры посещали в основном купцы и простой народ. В трактирах готовили исключительно русскую кухню и обязательно подавали чай. Служащие в московских трактирах были учтивы и приветливы, могли с легкостью предотвратить любые скандалы, нередко случавшиеся в трактирах.

Пятый зал посвящён московским дворянам. Привилегированным сословием Москвы в эпоху Николая I оставалось дворянство. Салоны были центрами культурной жизни. Здесь, в неформальной обстановке, собиралась интеллектуальная и творческая элита. В разделе большое место займет портретная галерея представителей этого сословия и экспонаты, рассказывающие о повседневной жизни.
- Кувшины. Россия (?). Начало ХІХ века (?). Бронза, литьё, золочение, оксидирование. Высота 62,1 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Театральная жизнь Москвы нашла отражение в шестом зале. Эпоха Николая I стала для московского театра золотым веком и временем становления профессиональной сцены. Это период, когда театр превратился из развлечения для избранных в важнейшую часть общественной жизни города. Главным событием стало открытие нового здания Большого театра в 1856 году (хотя проект и строительство относятся к концу правления Николая, он является прямым воплощением его эпохи). После пожара 1853 года театр был восстановлен с невероятной роскошью по проекту Альберта Кавоса.
Купцам и промышленникам посвящён седьмой зал. Именно купеческое сословие определяло экономическое лицо города эпохи Николая I. В 1840 году в городе насчитывалось 278 магазинов, предлагавших все необходимое: от модной одежды (117 заведений) и книг (24 магазина) до предметов роскоши и домашнего обихода. В 1831 году состоялась Первая Всероссийская мануфактурная выставка 1831 года. За 19 дней её посетило свыше 125 тысяч человек. Успех был оглушительным и положил начало традиции регулярных промышленных смотров.

Восьмой зал посвящён трагическому для России событию — Крымской войне. Для московского обывателя Крымская война разразилась неожиданно. Москва оказывала помощь в войне не только поставкой рекрутами и сбором пожертвований, но и снабжением армии военно-промышленными изделиями. Военные события наложили отпечаток на московскую торговлю. Резко упал спрос на мануфактурные изделия. Сокращалось производство, образовывались запасы нераспроданного товара, происходило банкротство многих фабрикантов и торговцев, начали расти цены на продукты.

В девятом зале раскрывается тема Университета и студенчества. В николаевскую пору интеллектуальная жизнь в Москве буквально кипела: бесконечные споры западников и славянофилов; студенческие кружки; журналы, представляющие свои страницы для интеллектуальных дискуссий; открытые для всех лекции в университете. Деятели противоборствующих лагерей так и не смогли договориться и, в конце концов, насмерть разругались. Какое-то время дискуссии продолжались на страницах журналов, но и они под давлением цензуры вскорости утихли.

Завершающий коридор посвящён теме железной дороги. В Москве в 1851 году открывается железная дорога, ускоряющей сообщение между двумя столицами, древней и северной. Посетитель покидает выставку через коридор, стилизованный под здание вокзала и сквозь «окна» может увидеть комнату императорского вагона.
К выставке подготовлено издание: Москва и москвичи в эпоху Николая I / автор-составитель А.М. Валькович. — М. : Государственный музей-заповедник «Царицыно» ; Фонд «Связь Эпох», 2025. — 256 с. : ил.

Издание посвящено истории российской столицы в годы правления императора Николая I. Читатель познакомится с внешним обликом Москвы, с её особым патриархальным бытом и в то же время бурной общественной, политической и театральной жизнью той эпохи. Описания московской повседневности дополняются повествованиями о торжественной коронации императора, литературных кружках, театральных премьерах. Отдельная статья посвящена московским генерал-губернаторам того времени. Издание, несомненно, вызовет живой интерес и у профессиональных историков, и у всех интересующихся прошлым нашей страны, а также может стать дополнительным материалом по истории для старших школьников и студентов профильных вузов.
Статьи в издании:
- Ольга Козырева. Хроника пребывания императора Николая I в Москве. Важные московские события в годы его визитов. С. 10—27.
- Ольга Докучаева. Николай I и Царицыно. Страницы истории. С. 28—37.
- Александр Валькович. Коронационные торжества в Москве в 1826 году. С. 38—61.
- Вера Бокова. Николаевская Москва. С. 62—111.
- Вера Бокова. Московские градоначальники николаевского времени. С. 112—135.
- Вера Бокова. Быт московского купечества. С. 136—175.
- Вера Бокова. Славянофилы и западники. С. 176—201.
- Полина Соколинская. Театральная Москва николаевской эпохи. С. 202—229.

Михаил Тренихин по материалам куратора выставки Александра Вальковича
Фотоотчёт 14 октября 2025 года
- Светлейший князь Дмитрий Владимирович Голицын. Неизвестный художник. Середина ХІХ века. Холст, масло. Государственный музей А.С. Пушкина
Боевой генерал, герой Отечественной войны 1812 года, светлейший князь Дмитрий Владимирович Голицын (1771-1844) возглавлял Москву с 1820 по 1844 год. На этом ответственном посту просвещённый вельможа, получивший блестящее образование, проявил незаурядные способности администратора и организатора. Князь первым обратил внимание на плохое освещение улиц, на недостаток в столице воды и принял меры по улучшению ситуации. Очень заботило генерал-губернатора состояние московских судебных учреждений, он пытался поднять их престиж и уровень судопроизводства, приглашая на судейские места представителей дворянских фамилий, в основном молодых, хорошо образованных и полных энтузиазма (одним из таких был лицейский друг А.С. Пушкина И.И. Пущин). «Светлейшего», как его звали в городе, любили за порядочность, справедливость и за то, что он воплощал собой ещё не забытый горожанами дух и стиль московского барства. Император Николай І высоко ценил князя Голицына, осыпал его милостями, даровал ему титул светлейшего и пожаловал свой портрет, украшенный бриллиантами. «Москва любила князя, желание проводить его к месту упокоения у всех жителей было так велико, что не только все улицы, по которым следовал кортеж, были наполнены толпою, но также крыши домов, прилегавших к дороге, чернели от покрывавшей их толпы». - Князь Алексей Григорьевич Щербатов. Неизвестный художник не ранее 1840. Холст, масло. Музей-панорама «Бородинская битва»
Заслуженный воин, генерал от инфантерии князь Алексей Григорьевич Щербатов (1778-1848) на посту московского генерал-губернатора сменил своего родственника и друга князя Д.В. Голицына. Эту должность убелённый сединами генерал занимал в течение пяти лет. По его предложению была создана Комиссия для исследования уровня загрязнения московских рек прибрежными завода-ми. Щербатов также подал прошение на высочайшее имя, в котором осудил использование детского труда в ночное время. Император Николай в 1845 году издал указ, предписывающий владельцам фабрик, «на коих производятся работы по но чам, чтобы они малолетних рабочих 12 лет и моложе не назначали в смену с полуночи до 6 часов утра». Князь Щербатов председательство-вал в комитете по постройке в Москве храма Христа Спасителя, был попечителем Московской практической академии коммерческих наук. При Щербатове в Москве впервые был отпразднован её юбилей — 700-летие. Торжество состоялось 1 января 1847 года. Годы и серьёзная болезнь заставили его в 1848 году выйти в отставку. С.П. Шевырёв, биограф князя, завершал рассказ о нём так: «Неустрашимого воина помнит в нём военная история, доброжелательного и снисходительного начальника помнят подчинённые, а доброго человека не забудут люди…» - Граф Арсений Андреевич Закревский. Неизвестный художник. Россия. ХІХ век. Холст, масло. Историко-культурный музей-заповедник «Коломенский кремль»
Арсений Андреевич Закревский (1783-1865) стал преемником князя А.Г. Щербатова на посту генерал-губернатора Москвы и прослужил в этом качестве с 1848 по 1859 год. Назначение его было вызвано революционными событиями в Европе и желанием императора прекратить «шатание умов» в древней столице. Новый генерал-губернатор должен был положить конец московской вольнице. Задачу эту Закревский воспринял со свойственным ему усердием и правил поистине железной рукой. Известный острослов князь А.С. Меншиков заметил тогда, что Москва стала «не только святой, но и великомученицей». По словам московского купца Н. Найденова, «Закревский был тип какого-то азиатского хана или китайского наместника, самодурству и властолюбию его не было меры». Закревский был бесцеремонен и груб, не терпел ссылок на закон, говоря: «Закон — это я». От него доставалось и студентам, и литераторам, и безобидным философам-славянофилам, а особенно — московскому купечеству, которое генерал-губернатор откровенно не любил и притеснял. Но всё же за годы его правления было сделано немало полезного: продолжалось совершенствование московского водопровода, был построен Большой Кремлёвский дворец, введена в строй Санкт-Петербургско-Московская (с 1855 года Николаевская, нынешняя Октябрьская) железная дорога и появился Петербургский вокзал (с 1855 года Николаевский, ныне Ленин градский). В 1849 году была проведена перепись податного московского населения. В короткие сроки восстановили сгоревший в 1853 году Большой театр. Контраст между аристократизмом и благожелательностью князей Д. В. Голицына и А. Г. Щербатова и самодурством и солдафонством Закревского был слишком велик, москвичи его не любили и искренне радовались отставке графа в 1859 году.
- Генерал Алексей Петрович Ермолов. Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов (1824-1884). 1859. Холст, масло. Музей-панорама «Бородинская битва»
А.П. Ермолов (1777-1861) — русский военачальник и государственный деятель. Герой Отечественной войны 1812 года, генерал от артиллерии. С 1827 года находился в отставке. В 1831 году Ермолов переехал жить в Москву, где был чрезвычайно популярен в обществе. В феврале 1855 года москвичи избрали полководца начальником ополчения своей губернии, однако в мае 1855 года он был вынужден оставить этот пост из-за почтенного возраста и слабого здоровья.
- Василий Кузьмич (Козьмич) Демидов (Первая половина XIX века). Портрет Дмитрия Александровича Лухманова. Россия (?). 1830-e. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Д.А. Лухманов (1765-1841) — коммерции советник, купец, антиквар-букинист и нумизмат, потомственный почётный гражданин. Жил в Москве в собственном доме на улице Большая Лубянка. В 1814 году приобрёл у потомков дворянского рода Телепнёвых бывшую царскую вотчину — подмосковное село Косино, Своё огромное состояние нажил торговлей драгоценными камнями, жемчугом, дорогим антиквариатом. Владел торговыми лавками в Охотном Ряду, известными как Монетный двор.


Сергей Головин, Михаил Тренихин, Алексей Сидельников и Андрей Райкин
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Москва, улица Дольская, дом 1, Большой дворец
11 октября 2025 г. — 1 февраля 2026 г.
Купить билет в Царицыно
_________________




















