Закончена реставрация картины Василия Перова «Охотники на привале» (1871). Работы окончены в преддверии открытия филиала Третьяковской галереи в Самаре выставкой «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве».
Отреставрирована картина В.Г. Перова «Охотники на привале»
Прославленное произведение одного из ведущих русских художников второй половины XIX века будет одним из знаковых шедевров, которые смогут увидеть посетители филиала Галереи в Самаре. Посетители выставки первыми увидят шедевр после реставрации, которая максимально приблизила полотно к изначальному замыслу художника.
Зрителям вновь стало доступно цветовое богатство кафтанов, швы на них и детали костюмов. Стало видно ружьё за спиной рассказчика и глаз собаки, озорно выглядывающий из зарослей, где она подъедает подачку, глина на обуви, отверстия на шляпе егеря от дроби.
«Охотники на привале» Василия Перова — хрестоматийный пример бытового жанра в отечественной живописи. На рубеже 1860–1870-х художник оставил в стороне остросоциальные темы, которыми уже успел завоевать известность, и пытался найти отдохновение в отрадных сюжетах, посвященных природе, охоте, рыбалке.
Незамысловатая мужская трапеза на лоне природы написана с добродушной иронией и вызывает в памяти лукавых героев бесчисленных завиральных охотничьих рассказов. Перов показывает мир идеалистов, романтиков, предпочитающих городской суете отдых в чаще леса или на берегу реки.
Перед выставкой картина была осмотрена специалистами Третьяковской галереи. Был составлен план необходимых реставрационных работ. Сотрудники музея изучали состав лака, а также архивные материалы по истории реставрации картины. Специалисты отдела комплексных исследований взяли пробы и изготовили шлифы, в результате чего удалось выяснить, что кроме тонкого нижнего авторского лака на картине находятся ещё несколько слоев с загрязнениями.
Каждый загрязнённый слой лака по отдельности совсем незначительно влияет на картину, но в сумме все они приводят к сильному колористическому и тональному искажению художественного произведения.
Для утоньшения лака было решено использовать состав в виде геля, который наносился на специальные салфетки. Этот способ был успешно освоен в мастерской научной реставрации масляной станковой живописи XVIII – начала XX века Третьяковской галереи под руководством А.И. Голубейко и неоднократно показал свою эффективность на полотнах И.Е. Репина, К.Д. Флавицкого, Н.Н. Ге, А.К. Саврасова и других художников при максимальном сохранении авторской живописи.
Исследования под микроскопом подтвердили эффективность данного состава, равно как и его бережность по отношению к авторскому слою лака.
В результате работы с загрязнениями, выполненной художниками-реставраторами А.П. Замковым и А.А. Тимошенковой, картине удалось вернуть первоначальные краски. Серое небо обрело привычное для средней полосы России белёсое утреннее свечение, стали более заметными очертания снежинок, открылась синева пейзажа заднего плана. Зрителям вновь стало доступно цветовое богатство кафтанов, швы на них и детали костюмов. Стало видно ружьё за спиной рассказчика и глаз собаки, озорно выглядывающий из зарослей, где она подъедает подачку, глина на обуви, отверстия на шляпе егеря от дроби. Всё это позволяет нам прикоснуться к первоначальному замыслу художника и получить те впечатления, которые испытала публика впервые на выставке передвижников в декабре 1871 году в Санкт-Петербурге. Помимо утоньшения лаковой плёнки реставраторами были укреплены отставания красочного слоя, усилены авторские кромки и местами подведены реставрационные кромки. Для экспозиции был также изготовлен новый планшетный подрамник, который поможет картине в дальнейшем лучше переносить переезды.
Благодаря мастерству реставраторов Третьяковской галереи зрители получат возможность увидеть произведение В.Г. Перова практически в первозданном его состоянии, но не лишённым при этом патины времени.
Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» станет первым проектом Филиала Третьяковки в Самаре на собственной выставочной площадке — отреставрированном здании Фабрики-кухни. Ключевой мотив выставки — еда как первооснова человеческого опыта и универсальная метафора в российском искусстве с XIX века по настоящее время. В состав экспозиции вошло около 130 произведений из российских музеев и частных собраний. Впервые в Самаре будут представлены известные шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи: работы П.А. Федотова, В.Г. Перова, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, З.Е. Серебряковой, Н.С. Гончаровой, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи Фото Иван Новиков-Двинский. 2024. ГТГ 17.04.2024
Третьяковская галерея
Москва. Лаврушинский переулок, 10
Купить билет в Третьяковскую галерею
Завершена реставрации картины Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»
Реставрация картины ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»
__________________
>>><<<