Охотники на привале. Реставрация

Охотники на привале. Реставрация

in Новости музеев 1093 views

Закончена реставрация картины Ва­си­лия Перова «Охотники на привале» (1871). Ра­боты окончены в преддверии открытия филиала Третья­ков­ской галереи в Самаре выставкой «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве».

Отреставрирована картина В.Г. Перова «Охотники на привале»

Прославленное произведение одного из ведущих русских художников второй половины XIX века будет одним из знаковых шедевров, которые смогут увидеть посетители филиала Галереи в Самаре. Посетители выставки первыми увидят шедевр после реставрации, которая максимально приблизила полотно к изначальному замыслу художника.

Зрителям вновь ста­ло доступ­но цве­товое бо­гат­ст­во кафта­нов, швы на них и детали костю­мов. Ста­ло вид­но ружьё за спи­ной рас­сказчика и глаз со­баки, озорно вы­гля­ды­ваю­щий из за­рос­лей, где она подъе­дает по­дачку, гли­на на обу­ви, от­вер­стия на шляпе егеря от дроби.

«Охотники на привале» Василия Перова — хрестоматийный пример бытового жанра в отечественной живописи. На рубеже 1860–1870-х художник оставил в стороне остросоциальные темы, которыми уже успел завоевать известность, и пытался найти отдохновение в отрадных сюжетах, посвященных природе, охоте, рыбалке.

Незамысловатая мужская трапеза на ло­не природы написана с добро­душ­ной иронией и вызывает в памяти лукавых героев бесчисленных завиральных охотничьих рассказов. Перов пока­зывает мир идеалистов, романтиков, пред­по­читающих го­род­ской суете отдых в чаще леса или на берегу реки.

Перед выставкой картина была осмотрена спе­циалистами Третья­ков­ской галереи. Был составлен план необходимых рестав­рационных работ. Сотрудники музея изучали состав лака, а также архивные материалы по истории реставрации картины. Специалисты отдела комплексных исследований взяли пробы и изготовили шлифы, в результате чего удалось выяснить, что кроме тонкого нижнего авторского лака на картине находятся ещё несколько слоев с загрязнениями.

Каждый загрязнённый слой лака по отдельности совсем незначительно влияет на картину, но в сумме все они приводят к сильному ко­ло­рис­ти­чес­кому и тональному иска­жению ху­до­же­ствен­ного произведения.

Для утоньшения лака было решено использовать состав в виде геля, который наносился на специальные салфетки. Этот способ был успешно освоен в мастерской научной реставрации масляной станковой живописи XVIII – начала XX века Третьяковской галереи под руководством А.И. Голубейко и неоднократно показал свою эффек­тив­ность на полотнах И.Е. Репина, К.Д. Флавицкого, Н.Н. Ге, А.К. Саврасова и других художников при максимальном сохранении авторской живописи.

Исследования под микроскопом подтвердили эффективность данного состава, равно как и его бережность по отношению к авторскому слою лака.

В результате работы с загрязнениями, выполненной худож­ника­ми-рес­тав­рато­ра­ми А.П. Замковым и А.А. Тимошенковой, картине удалось вернуть перво­начальные краски. Серое небо обрело привычное для средней полосы России белёсое утреннее свечение, стали более заметными очер­тания снежинок, открылась синева пейзажа заднего плана. Зрителям вновь стало доступно цветовое богатство каф­танов, швы на них и детали костюмов. Стало видно ружьё за спиной рассказчика и глаз собаки, озорно выгля­дывающий из зарослей, где она подъедает подачку, глина на обуви, отверстия на шляпе егеря от дроби. Всё это позволяет нам прикоснуться к пер­во­началь­ному замыслу художника и получить те впечатления, которые испытала публика впервые на выставке пере­движ­ников в декабре 1871 году в Санкт-Петер­бурге. Помимо утоньшения лаковой плёнки реставраторами были укреплены отставания красочного слоя, усилены авторские кромки и местами подведены реставрационные кромки. Для экспозиции был также изготовлен новый планшетный подрамник, который поможет картине в дальнейшем лучше переносить переезды.

Перов В.Г. 1833-1882. Охотники на привале. 1871. Холст, масло. 119x183. ГТГ
Перов В.Г. 1833-1882. Охотники на привале. 1871. Холст, масло. 119×183. ГТГ

Благодаря мастерству реставрато­ров Третья­­ковской галереи зри­тели по­лучат воз­можность увидеть произ­ве­де­ние В.Г. Перова прак­тически в пер­возданном его состоя­нии, но не лишённым при этом патины времени.

Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» станет первым проектом Филиала Третьяковки в Самаре на собственной выставочной площадке — от­реставри­рован­ном здании Фабрики-кухни. Ключевой мотив выставки — еда как перво­основа человечес­кого опыта и универсальная метафора в рос­сий­ском искусстве с XIX века по настоящее время. В состав экспозиции вошло около 130 произ­ведений из российских музеев и частных собраний. Впервые в Самаре будут пред­ставлены известные шедевры из пос­тоянной экспо­зиции Третья­ковской га­лереи: работы П.А. Федотова, В.Г. Перова, Б.М. Кустодиева, К.С. Пет­рова-Вод­­кина, З.Е. Се­­реб­ря­ковой, Н.С. Гон­чаровой, П.П. Конча­ловского, И.И. Машкова.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
Фото Иван Новиков-Двинский. 2024. ГТГ
17.04.2024

Третьяковская галерея

Москва. Лаврушинский переулок, 10

Купить билет в Третьяковскую галерею

Завершена реставрации картины Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»

Мастера возрождения. Реставрация

Руанские соборы Моне

Первая реставрация Последнего дня Помпеи

Реставрация картины ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы