Юрий Купер. Сфумато

Юрий Купер. Сфумато

in Интервью/Новости музеев 2288 views

Третьяковская галерея пред­­став­ляет пер­­со­наль­­ную выстав­ку совре­мен­ного ху­дож­ни­ка Юрия Купера. За­думан­ная как ретро­спекти­ва, она охва­тывает зна­чи­тель­­ный период твор­чества ху­дожника начиная с 1980-х до сегодняш­него дня. Задача проекта — представить широкий спектр творческих иска­ний ху­дожника и показать живопись, графику, скульптуру, театральные эскизы и макеты, а также видеоинстал­ляции, созданные специально для этой выставки.

Юрия Купера назвали самым успешным русским художником за рубежом

Анна Маполис

Выставка в целом достаточно любопытна. Но она не про то, что Вы, посетив её, поймёте немножко больше про искусство ХХ века, потому что это яркий пример того, что и в ХХ, и в XXI столетиях художник может быть «вещью в себе». Некоей «замкнутой капсульной историей». Творческий метод Юрия Купера родился в недрах театра, театрального сценографического искусства. Эта выставка про пространство, про сцены. Если Вы будете наблюдать ряд работ по одной теме, Вам будет казаться, что Вы видите занавесы, которые «всплывают» один за другим, «растворяются» друг в друге. В некоторых случаях это может лишать отдельное произведение самоценности, потому что оно должно пониматься в ряду других. Перед нами проходит панорама творчества и панорама образов. И эта история складывается.

Александра Герасимова, кандидат искусствоведения

Творческий метод Юрия Купера родился в недрах театра, театрального сценографического искусства

Александра Герасимова



Комментарий куратора выставки Анны Маполис

Однажды Юрия Леонидовича Купера назвали самым успешным русским художником за рубежом (это было ещё до того, как «Жук» Кабакова стал самой дорогой картиной современного отечественного художника). Такое признание не случайно: Купер всегда очень много работал, в Европе, США, Японии каждый год на протяжении многих лет проходило по нескольку его персо­нальных выставок. После возвращения в Россию Купер часто выставлялся в галереях. Его стиль легко узнать, творчество Купера хорошо знакомо и специалистам, и широкому зрителю.

Но есть такие стороны его творчества, которые остаются в тени такой вот внешней успешности. Например, на выставке в Государственной Третьяковской галерее мы показываем графический цикл «Моцарт и Сальери», по трагедии А.С. Пушкина. Эти произведения будет сопровождать текст, написанный Купером, в котором Юрий Леонидович раскрывается перед нами как глубокий философ и литератор. И это абсолютно новый Купер, которого широкий зритель не знает.

Мне интересны и эксперименты Юрия Леонидовича с разными техниками – то, как смело он, человек с академическим образованием, мыслящий в рамках классических канонов в искусстве, прибегает к современным технологиям и не боится эксперимента.

Анна Маполис,
куратор выставки

Куратор выставки Анна Маполис

Неотвратимо приближается обаятельная Анна Маполис!

  • Юрий Купер. Лилия. 2011. Частное собрание
  • Юрий Купер. Море. 2023. Частное собрание

Юрий Купер. Шесть кистей. 2023. Частное собрание

Юрий Купер. Шесть кистей. 2023. Частное собрание

  • Юрий Купер. Яблоко. 2022. Частное собрание
  • Юрий Купер. Стул с кистью. 2019. Собственность автора
  • Юрий Купер. Спичка. 2022. Бронза. Частное собрание

Юрий Купер. Кисть. 2022. Частное собрание Юрий Купер. Рассыпанные спички. 1983. Частное собрание

Юрий Купер. Кисть. 2022. Частное собрание;

Юрий Купер. Рассыпанные спички. 1983. Частное собрание

Юрий Купер. Венеция. 2016. Частное собрание

Юрий Купер. Три яблока. 1994. Собственность автора

Юрий Купер. Три яблока. 1994. Собственность автора

  • Юрий Купер. Веер. 2016. Частное собрание
  • Юрий Купер. Стол. 2022. Частное собрание
  • Юрий Купер. Ирис. 2023. Частное собрание
  • Юрий Купер. Кувшинки. 2023. Собственность автора
  • Юрий Купер. Лебединое озеро. 2014. Частное собрание
  • Юрий Купер. Море, шторм. 2020. Частное собрание

Анна Маполис, Юрий Купер и Татьяна Карпова

Анна Маполис, Юрий Купер и Татьяна Карпова

Художник Юрий Купер

То, что Вы сегодня увидете — не авангард и не актуальное искусство. Это просто работы. Всю жизнь меня интересовали не сюжет и не тема, а как это сделать. Как дойти до сути вещей

Юрий Купер

Александра Герасимова и Анна Маполис

Анна Маполис ответила не насколько вопросов Александры Герасимовой

А.Г.: Предоставил произведения сам художник. А в какой момент поняли, какие темы складываются?

А.М.: На самом деле про темы говорить проще, чем про те экспозиционные решения, к которым мы в итоге пришли. Потому что темы изначально были заложены в его творчестве. И «сквозные» сюжеты, которые присутствуют в ряде залов, кочуют из десятилетия в десятилетие. Например, кисть как мотив, появилась в офортах в 1980-е. Теперь она же появляется в других видах искусства и других жанрах [в экспозиции представлены керамические кисти 2022 года, не отличимые он настоящих — прим. ред.]. То, что представлено в залах — видение художника. Было обсуждение, но в основном это решения самого Юрия Купера, которые были воплощены.

А.Г.: Сколько ранних вещей представлено на выставке?

А.М.: Ранних вещей достаточно немного. Например, «Бронзовый столик» [«Рассыпанные спички» — прим. ред.], это начало 1980-х. Есть порядка 13-15 старых офортов, есть очень большая литография. В анфиладе залов эти старые графические произведения представлены. Мы, конечно, пытались и мечтали что-то из Европы привезти. Но т.к. художник жил в Соединённых Штатах и во Франции, всё, что он создал в тот период, находится заграницей. Поэтому то, что было доступно для показа — в залах. Здесь всё из собрания мастерской художника и из частных коллекций.

А.Г.: А знаменита сокуровская постановка, не осталось ли в музее Большого театра сценографии?

А.М.: Музейные собрания не участвовали в выставке. Мы показываем цикл «Моцарт и Сольери», офорты, которые были доработаны художником, дописаны вручную. Такой же цикл входит в собрание Воронежского музея им. Крамского. Но мы показываем из тиража не из музейного собрания, а из частного. Они тем не менее уникальны. В один из залов мы напечатали текст из цикла «Моцарт и Сальери» самого Купера. Он очень интересно и поэтично написан. Он и живописец, и график, и пишет книги.

Александра Герасимова и Анна Маполис

Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе

Юрий Купер. Сфумато

Юрий Купер. Стул. 2023. Частное собрание

Юрий Купер. Стул. 2023. Частное собрание

  • Юрий Купер. Стол. 2022. Собственность автора
  • Юрий Купер. Стол. 2023. Собственность автора

Слово «сфумато», вынесенное в заглавие выставки, в переводе с итальянского означает «мягкий, расплывчатый». В живописи этим термином называют эффект смягчения очертаний предметов, позволяющий воссоздать окружающую их световоздушную среду. Именно так можно описать и основные черты авторского стиля Юрия Купера, которому свойственна немно­гословность образов, приглушённое звучание красок и вибрирующая живописная поверхность. Слово «сфумато» отражает и привер­женность Купера традициям классического искусства, в русле которого уже более полувека развивается его живописное творчество, театральные опыты и архитектурные проекты. Структуру экспозиции определили основные темы в творчестве Купера: цветы, трава, море, мир вещей. Масштабные, в традициях современного искусства живописные полотна «Воронка», «Стул», «Цветок» соседствуют с одноимёнными произ­веде­ниями, выполненными в другой технике и размере. Так, фактурная «Кисть» представлена как камерная скульптура из глины, офорт и огромное живописное полотно. Сквозными в работах художника являются мотивы яблока и травы. Этот ограниченный круг сюжетов позволяет Куперу фокусироваться на сугубо творческих задачах, в решении которых он смело использует и арсенал классического искусства, и достижения современных технологий.

Юрий Купер. Дворец. 2022. Частное собрание

Юрий Купер. Дворец. 2022. Частное собрание

  • Юрий Купер. Кораблик. 1998. Частное собрание
  • Юрий Купер. Грифон. 2019. Частное собрание

Юрий Купер. Веер. 2016. Частное собрание

Юрий Купер. Веер. 2016. Частное собрание

  • Юрий Купер. Стул с кистью. 2017. Частное собрание
  • Юрий Купер. Кисть. 2021. Частное собрание

Важное место в творчестве художника уже много лет занимает книга. Как иллюстратор Юрий Купер с конца 1960-х работал с крупнейшими советскими издательствами. В начале XXI века он обратился к жанру «книга художника». Четыре книги, выпущенные издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга», представлены в отдельном зале: «Книга Екклесиаста, или Проповедника», «Книга Иова», партитуры «Лебединое озеро», «Спартак». Здесь же экспонируются произведения из живописных и графических циклов на соответствующие темы. Впервые широкой публике показаны все офорты для трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». В работе над этим произведением Купер предстал не только как талантливый график, но и как литератор и философ, написав предисловие к книге. В целом обращение Купера к литературе не случайно: в 1974 и 2015 годах были опубликованы авто­био­графи­ческие романы «Святые дураки» и «Сфумато», издано несколько сборников стихов с авторскими иллюстрациями.

  • Юрий Купер. Зелёный Арлекин. 2023. Частное собрание
  • Юрий Купер. Красный Арлекин. 2023. Частное собрание

Юрий Купер. Лилия. 2011

Юрий Купер. Лилия. 2011

Юрий Купер. Из цикла «Моцарт и Сальери». 2002. Частное собрание

Юрий Купер. Чаша с яблоком. 2013. Керамика. Частное собрание

Юрий Купер. Чаша с яблоком. 2013. Керамика. Частное собрание

Значительную роль в творчестве Купера играет театр, которому на выставке отведено несколько залов. Полотна из циклов «Кармен» и «Щелкунчик» созданы по мотивам работы над деко­рациями и костюмами для одноимённых постановок в Ростовском госу­дар­ствен­ном музы­кальном театре и Большом театре Беларуси. Экспозиция включает театраль­ные макеты для оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», постав­ленной А.Н. Сокуровым на сцене Большого театра в Москве. Отдельный зал посвящен цифровой инстал­ляции «Метаморфозы», собранной из фрагментов декораций для постановки в Академии кинемато­графи­ческого и театрального искусства Н.С.  Михалкова.

Юрий Леонидович Купер (род. 1940, Москва) — почетный член Российской академии художеств, член Союза художников, а также активный участник современного художественного процесса. В 1972 году он эмигрировал из СССР, жил и работал в Израиле, Великобритании, Франции, США, Японии, с конца 1980-х стал регулярно приезжать в Москву, куда насовсем вернулся в начале 2000-х. Работы художника хранятся в крупнейших музейных собраниях мира, включая Госу­дарствен­ную Третья­ковскую галерею, Госу­дарствен­ный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Метрополитен-музей, Королевский музей Японии. Произведения входят в коллекции Министерства культуры Франции, Библиотеки конгресса США и многие другие.

Юрий Купер. Божья коровка. 2017. Частное собрание
Юрий Купер. Божья коровка. 2017. Частное собрание

Состав выставки: произведения живописи, графики, скульптуры, театральные эскизы и макеты,  видеоинсталляции.

Куратор выставки Анна Маполис.

Михаил Тренихин, Александра Герасимова и Александра Маполис

Алексей Сидельников, главный редактор журнала "Коллекция" и Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе

Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция» и Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе

  • Анна Маполис и Алексей Сидельников
  • Анна Маполис, Алексей Сидельников и Александра Герасимова
Алексей Сидельников, Татьяна Карпова, Анна Маполис, Михаил Тренихин на выставке «Юрий Купер. Сфумато». Кадр из репортажа телеканала «Культура»
Алексей Сидельников, Татьяна Карпова, Анна Маполис, Михаил Тренихин на выставке «Юрий Купер. Сфумато». Кадр из репортажа телеканала «Культура»

Елизавета Попова. Отдел по связям с общественностью Третьяковской галереи



Анна Маполис, искусствовед
Анна Маполис, искусствовед

Анна Дмитриевна Маполис (р. 1981) – искусствовед, лингвист-переводчик, куратор.  Научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи.  С отличием окончила филологический факультет РУДН и МГХПА им.С.Г.Строганова.  Автор статей по отечественному искусству, исследователь творчества художников русского зарубежья.

Основные кураторские проекты:

  • Юрий Купер.  Сфумато.  Май-июль 2023.  Государственная Третьяковская галерея, Западное крыло.
  • Никоновы. Три художника.  Сентябрь — ноябрь 2020.  Государственная Третьяковская галерея.
  • Вадим Космачёв. Дыхание скульптуры. Май-август 2018.  Государственная Третьяковская галерея.
  • Ретроспектива 1965-2014. Марко Бравура. Марко Де Лука. Вердиано Марци.  Июль — октябрь 2014 года.  Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств. Санкт-Петербург
  • Встреча. Николай Фердинандов и Армандо Реверон. Две гаммы одного вдохновения. Живопись и графика из собрания Национального музейного фонда Галереи национального искусства Венесуэлы. Сентябрь – ноябрь 2012 года. Государственная Третьяковская галерея. Инженерный корпус.

Основные публикации:

  • Борис Кочейшвили.  Я и они.  Каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. Москва, 2022.
  • Никоновы. Три художника. Каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. Москва, 2020.
  • Вадим Космачев. Каталог выставки Государственной Третьяковской галерее. Екатеринбург. Tatlin 2018.
  • Ретроспектива 1965-2014. Каталог выставки в Научно-исследовательском музее российской академии художеств. Longo editore. Ravenna, 2014. Редактор, автор статей.
  • Встреча. Николай Фердинандов и Армандо Реверон. Каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. Москва, 2012.

Третьяковская галерея

Новая Третьяковка,

Западное Крыло, залы второго этажа

Москва, Крымский Вал, 10

30 мая — 23 июля 2023 г.

 

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
23.05.2023

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы