Царицыно. Фестиваль частных коллекций

in Новости музеев/Фарфор, керамика, стекло 1334 views

Музей-заповедник «Царицыно» приглашает на открытие «Фестиваля частных коллекций» — целых четырёх выставок, на которых представлены собрания профессиональных художников и коллекционеров.

«Коллекционеры — друзья и партнёры музеев. Из частных собраний возникли многие современные музеи. В музее-заповеднике “Царицыно” мы проводим встречи и круглые столы с коллекционерами, экспонаты из их коллекций участвуют во многих экспозициях. В этом году мы запланировали четыре выставочных проекта, и нам показалось естественным объединить их в фестиваль», — рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.

На примере столь непохожих друг на друга собраний графики, живописи, книг, стекла, фарфора, художественного металла и авторской фотографии мы постараемся показать, какие принципы отбора предметов искусства могут лежать в основе коллекции. Ведь каждое собрание отражает личность владельца: его увлечения, перипетии биографии, творческие поиски и жизненные ценности.

«Фестиваль частных коллекций» — тоже своего рода собрание. Впервые в одном пространстве будут представлены четыре самостоятельных выставки коллекционеров Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева, Юрия Носова, художников Бориса Калиты и Киры Рябининой.

Экспозицию открывают два легендарных советских мастера-фарфориста — Борис Ефимович Калита (1939–2015) и Кира Юрьевна Рябинина (род. в 1937 году). В основе их собраний — предметы, которые сами художники считали эталонными образцами и оставляли в своей мастерской для переосмысления и «художественной кухни». Среди экспонатов — гипсовые модели и графические эскизы, и на их на примере можно проследить эволюцию творчества мастеров: в случае Киры Рябининой — постепенное осознание себя «скульптором в фарфоре», а в случае Бориса Калиты — «архитектором», создающим ансамбли из «белого золота».

В следующих залах «Фестиваля частных коллекций» — выставки известных московских собирателей искусства. В проекте «Краски и Слова. Пейзажи в отечественной живописи XVIII — первой половины XX веков» коллекционеры Татьяна Алексеева и Анатолий Гостев проведут параллели между пейзажами в изобразительном искусстве и литературе. «Уже в начале XIX века первые шаги русского искусствознания были рассуждениями о живописи и литературе. С них началась национальная традиция не разделять, а сближать искусства Живописи и Слова — рассматривать картину как стихотворение или рассказ, утверждать их сходство, чуть ли не тождество», — подчеркивает Анатолий Гостев. В экспозиции собрание сочинений Михаила Ломоносова, изданное еще при жизни ученого в 1757 году, соседствует с офортом Петра Пикара «Кремлевское строение напротив Каменного моста» 1710 года, а картина Василия Поленова «Генисаретское озеро» 1880-х годов — со сборником стихов Михаила Лермонтова, вышедшем в 1891-м с иллюстрациями Михаила Врубеля.

На выставке «Москва: раньше и теперь. Живопись и графика из собрания Юрия Носова, фильтр-фотография Ивана Филимонова» — свидетельства того, как менялся город на протяжении десятилетий. «Почти 50 лет я занимаюсь коллекционированием искусства первой половины ХХ века, и за это время сначала случайно, а позднее целенаправленно начала складываться подборка работ живописи и графики, посвященных Москве, — признается Юрий Носов. — Когда их количество достигло полусотни, захотелось их показать. Чтобы демонстрация того, как изменился облик Москвы за последние сто лет — а самые ранние работы датированы началом 1920­х годов — я решил обогатить выставку фотографиями тех же мест, сделанных, по возможности, с тех же ракурсов. Мою идею поддержал фотохудожник Иван Филимонов». В экспозиции московские пейзажи прошлых лет сопровождаются фотографиями, сделанными в 2022 году. К примеру, рядом с картиной Владимира Роскина «Мясницкая. Вид на Меншикову башню», нарисованной в 1931 году из окна мастерской, можно увидеть фотографию с видом на ту же башню, но сделанную уже из окна кафе, а полотно Василия Рождественского, на котором художник изобразил момент строительства «Дома на набережной» — фотографию современной Берсеневской набережной.

В параллельной программе к выставке запланированы творческие встречи, круглые столы, лекции и авторские экскурсии, на которых посетители смогут не только изучить принципы формирования коллекций, но и услышать от самих собирателей, что всего важней в их работе, что составляет пульсирующее сердце их коллекций, почему важны были именно эти предметы, а не другие.

Выставка «Фестиваль частных коллекций» — это продолжение большой и важной работы, которую музей ведет на протяжении всей своей истории. В 2016 году «Царицыно» принимал у себя выставку «Русское изобразительное искусство Серебряного века», на которой были представлены 120 работ из собрания Юрия Носова. А летом 2020-го — выставку «Графика XVIII века», в которой приняли участие 11 российских коллекционеров, и куратором выступил один из них — Сергей Подстаницкий. Сотрудничество музея с сообществом коллекционеров, конечно, будет продолжено, и «Фестиваль частных коллекций» — его новая веха.

Фотографии: Дмитрий Щёлоков

Выставка «Фестиваль частных коллекций» будет работать в Большом дворце с 6 декабря 2022 года до 9 апреля 2023 года.

Мобили. Последний нонконформист (Юрий Носов)

Коллекционер Валерий Дудаков. Интервью

Портрет XVIII века из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких

Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Память о счастье

Память о счастье

Новая выставка «Память о счастье» раскрывает тему семейного и детского портрета –
Перейти К началу страницы