Творческое наследие Владимира Валерьяновича Богаткина (1922–1971) — графика, иллюстратора и сценографа — бережно собрано на выставке, созданной ГМИРЛИ имени В.И. Даля в содружестве с Театральным институтом имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова и Государственным историческим музеем.
«От Арбата до Рейхстага: театр и художник в годы войны»
К 80-летию Великой Победы
Эрнест Орлов, куратор выставки, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля «Дом-музей А.П. Чехова»:
«Выбор чеховского дома для проведения этой выставки не случаен: соединение Вахтангова и вахтанговцев с Чеховыми вполне логично, учитывая личную и театральную историю младших Чеховых. Не можем мы обойти стороной и Великую Победу: создатели дома-музея А.П. Чехова в Москве, его хранители и созидатели, в годы Великой Отечественной войны не просто сохранили бесценные свидетельства прошлого, но и выезжали на фронт, читали лекции о литературе в госпиталях и на передовой».

Выросший в театральной семье, Владимир Богаткин был погружён в бурлящую культурную жизнь Москвы 1920–40-х годов и с детства впитал дух товарищества, царивший в вахтанговской среде. Мать художника — Ксения Семёнова — актриса и педагог по речи, коллега Бориса Щукина, Рубена Симонова, Бориса Захавы, Марии Бабановой, Максима Штрауха. В её квартире на Арбате в 1913 году произошла первая встреча будущих студийцев с Вахтанговым, она — одна из первых и самых верных учениц и последователей мастера.

В годы Великой Отечественной войны многие московские театры выезжали на передовую с фронтовыми бригадами, работали в тылу. Театр имени Евгения Вахтангова был в авангарде творческой интеллигенции, следовавшей девизу «Всё для фронта! Всё для Победы!».

Владимир Богаткин узнал о начале войны в Уфе, где он работал художником-постановщиком Национального театра драмы, и уже в июле 1941 года вернулся в Москву. В ночь на 23 июля в Театр Вахтангова попала бомба, в тот же день художник сделал карандашный рисунок руин театра. 14 октября 1941 года театр отправился в эвакуацию в Омск, где и вахтанговцы делили сцену с местной труппой: четыре дня — московский театр, три — омский. Спектакли шли несколько раз в день. Каждое представление, состоявшее из спектакля и концерта, продолжалось 3–4 часа. Театр был нужен и важен: подлинное творчество давало людям силы и помогало выстоять в самых тяжелых жизненных испытаниях.

Зимой 1941–1942 годов Владимир Богаткин жил в арбатских переулках, в квартире артистов Вахтанговской труппы В. К. Львовой и Л. М. Шихматова, уехавших с театром в эвакуацию. «Рисовал я тогда мало, искусство казалось абсолютно ненужным, — признавался спустя десятилетия в своей книге „Годы войны“ художник. — Однако случайно найденная чистая толстая тетрадка с хорошей бумагой невольно потянула к работе. Придя домой, я стал рисовать то, что видел сегодня, что запомнилось. Рабочий патруль, очередь у магазина на Арбате, солдат, с которым переждали тревогу, и дежурный по военкомату».
Летом 1942 года Владимира Богаткина призвали в армию. Он служил в железнодорожной охране, что дало возможность бывать в Москве и видеться с художником М.В. Нестеровым, знакомство с которым оказало на него большое влияние.
Владимир Богаткин прошёл путь от Арбата до Рейхстага. С 1944 по 1958 год он работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова и посвятил свое творчество отображению жизни Советской Армии. Уже в конце марта 1944 года он отправился в первую командировку — в Крым. За ней последовали Карельский перешеек, Румыния, Венгрия, Польша, Германия. В последние дни войны Богаткин зарисовывал улицы Берлина, затем Дрездена и Праги. В составе бригад грековцев он неоднократно выезжал на фронт, создавая рисунки, эскизы портретов советских воинов и запечатлевая эпизоды боев. Его вклад отмечен медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945».

Анна Бруссер, куратор выставки, заведующая кафедрой сценической речи Театрального института имени Б.В. Щукина при Государственном академическом театре имени Е.Б. Вахтангова:
«Два года назад я случайно увидела картину под названием “Окно” и подпись: “Владимир Богаткин, 1942 год”. С именем Богаткина я была знакома с детства. Знала, что он жил в нашей квартире в годы войны. Посмотрев в окно, увидела изображенный особняк и кирпичную стену, узнала письменный стол и кабинетное кресло деда. Но об этой картине – одной в серии из четырех работ – я не знала. Так началось мое знакомство с другими работами художника, с музейными хранителями наследия Владимира Богаткина и его потомками. Сколько существует совпадений и соприкосновений! Потянешь за ниточку истории, и открывается целый пласт жизни, складывается историческая мозаика и виден узор – срез времени, отраженный в судьбах конкретных людей».
На выставке представлены живописные и графические работы В.В. Богаткина (в том числе, экспонируемые впервые), запечатлевшие события и людей — от Арбата до Рейхстага.
Особое место занимают эскизы и сценография к спектаклям «Ночь ошибок» (по Оливеру Голдсмиту, Школа при Театре им. Вахтангова, Омск, 1942, режиссер Л.М. Шихматов) и «Молодая гвардия» (по А.А. Фадееву, Театр им. Вахтангова, Москва, 1947, режиссер Б.Е. Захава). Дополняют экспозицию художественные принадлежности мастера, фотографии, а также сделанные им иллюстрации к изданиям стихотворений военных лет из собраний Государственного исторического музея, Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и частных коллекций.


Кураторы
Кураторы выставки: Анна Бруссер, Эрнест Орлов.
Художник выставки: Евгения Ионова.
Отдел медиакоммуникаций Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей) 8.04.2025
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
Дом-музей А.П. Чехова
Москва, Садовая-Кудринская ул., 6, стр. 2
15 апреля – 30 июня 2025
Купить билет в музей Даля
_________________