Владимир Богаткин

От Арбата до Рейхстага: театр и художник в годы войны

in Новости музеев 778 views

Твор­чес­кое на­сле­дие Вла­ди­ми­ра Ва­лерья­но­вича Богаткина (1922–1971) — гра­фика, иллюстра­тора и сце­но­графа — бережно собрано на выставке, созданной ГМИРЛИ имени В.И. Даля в содружестве с Теат­ральным институтом имени Бориса Щукина при Государ­ственном академическом театре имени Евгения Вахтангова и Государственным историческим музеем.

«От Арбата до Рейхстага: театр и художник в годы войны»

К 80-летию Великой Победы

Эрнест Орлов, куратор выставки, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля «Дом-музей А.П. Чехова»:

«Выбор чеховского дома для проведения этой выставки не случаен: соединение Вахтангова и вахтанговцев с Чеховыми вполне логично, учитывая личную и театральную историю младших Чеховых. Не можем мы обойти стороной и Великую Победу: создатели дома-музея А.П. Чехова в Москве, его хранители и созидатели, в годы Великой Отечественной войны не просто сохранили бесценные свидетельства прошлого, но и выезжали на фронт, читали лекции о литературе в госпиталях и на передовой».

Владимир Валерьянович Богаткин (1922–1971)
Владимир Валерьянович Богаткин (1922–1971)

Выросший в театральной семье, Владимир Богаткин был погружён в бурлящую культурную жизнь Москвы 1920–40-х годов и с детства впитал дух товарищества, царивший в вахтанговской среде. Мать художника — Ксения Семёнова — актриса и педагог по речи, коллега Бориса Щукина, Рубена Симонова, Бориса Захавы, Марии Бабановой, Максима Штрауха. В её квартире на Арбате в 1913 году произошла первая встреча будущих студийцев с Вахтанговым, она —  одна из первых и самых верных учениц и последователей мастера.

Богаткин В.В. Окно. ГЛМ
Богаткин В.В. Окно. ГЛМ

В годы Великой Отечественной войны многие московские театры выезжали на передовую с фронтовыми бригадами, работали в тылу. Театр имени Евгения Вахтангова был в авангарде творческой интеллигенции, следовавшей девизу «Всё для фронта! Всё для Победы!».

Богаткин В.В. Окно. ГЛМ
Богаткин В.В. Окно. ГЛМ

Владимир Богаткин узнал о начале войны в Уфе, где он работал художником-постановщиком Национального театра драмы, и уже в июле 1941 года вернулся в Москву. В ночь на 23 июля в Театр Вахтангова попала бомба, в тот же день художник сделал карандашный рисунок руин театра. 14 октября 1941 года театр отправился в эвакуацию в Омск, где и вахтанговцы делили сцену с местной труппой: четыре дня — московский театр, три — омский. Спектакли шли несколько раз в день. Каждое представление, состоявшее из спектакля и концерта, продолжалось 3–4 часа. Театр был нужен и важен: подлинное творчество давало людям силы и помогало выстоять в самых тяжелых жизненных испытаниях.

Богаткин В.В. Арбат. ГЛМ
Богаткин В.В. Арбат. ГЛМ

Зимой 1941–1942 годов Владимир Богаткин жил в арбатских переулках, в квартире артистов Вахтанговской труппы В. К. Львовой и Л. М. Шихматова, уехавших с театром в эвакуацию. «Рисовал я тогда мало, искусство казалось абсолютно ненужным, — признавался спустя десятилетия в своей книге „Годы войны“ художник. — Однако случайно найденная чистая толстая тетрадка с хорошей бумагой невольно потянула к работе. Придя домой, я стал рисовать то, что видел сегодня, что запомнилось. Рабочий патруль, очередь у магазина на Арбате, солдат, с которым переждали тревогу, и дежурный по военкомату».

Летом 1942 года Владимира Богаткина призвали в армию. Он служил в железнодорожной охране, что дало возможность бывать в Москве и видеться с художником М.В. Нестеровым, знакомство с которым оказало на него большое влияние.

Владимир Богаткин прошёл путь от Арбата до Рейхстага. С 1944 по 1958 год он работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова и посвятил свое творчество отображению жизни Советской Армии. Уже в конце марта 1944 года он отправился в первую командировку — в Крым. За ней последовали Карельский перешеек, Румыния, Венгрия, Польша, Германия. В последние дни войны Богаткин зарисовывал улицы Берлина, затем Дрездена и Праги. В составе бригад грековцев он неоднократно выезжал на фронт, создавая рисунки, эскизы портретов советских воинов и запечатлевая эпизоды боев. Его вклад отмечен медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945».

Владимир Валерьянович Богаткин (1922–1971)
Владимир Валерьянович Богаткин (1922–1971)

Анна Бруссер, куратор выставки, заведующая кафедрой сценической речи Театрального института имени Б.В. Щукина при Государственном академическом театре имени Е.Б. Вахтангова:

«Два года назад я случайно увидела картину под названием “Окно” и подпись: “Владимир Богаткин, 1942 год”. С именем Богаткина я была знакома с детства. Знала, что он жил в нашей квартире в годы войны. Посмотрев в окно, увидела изображенный особняк и кирпичную стену, узнала письменный стол и кабинетное кресло деда. Но об этой картине – одной в серии из четырех работ – я не знала. Так началось мое знакомство с другими работами художника, с музейными хранителями наследия Владимира Богаткина и его потомками. Сколько существует совпадений и соприкосновений! Потянешь за ниточку истории, и открывается целый пласт жизни, складывается историческая мозаика и виден узор – срез времени, отраженный в судьбах конкретных людей».

На выставке представлены живописные и графические работы В.В. Богаткина (в том числе, экспонируемые впервые), запечатлевшие события и людей — от Арбата до Рейхстага.

Особое место занимают эскизы и сценография к спектаклям «Ночь ошибок» (по Оливеру Голдсмиту, Школа при Театре им. Вахтангова, Омск, 1942, режиссер Л.М. Шихматов) и «Молодая гвардия» (по А.А. Фадееву, Театр им. Вахтангова, Москва, 1947, режиссер Б.Е. Захава). Дополняют экспозицию художественные принадлежности мастера, фотографии, а также сделанные им иллюстрации к изданиям стихотворений военных лет из собраний Государственного исторического музея, Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и частных коллекций.

Богаткин В.В. Эскизы. ГЛМ
Богаткин В.В. Эскизы. ГЛМ
Богаткин В.В. Автопортрет. "Под солнцем Волго-Дона, с загоревшим носом и только". ГЛМ
Богаткин В.В. Автопортрет. «Под солнцем Волго-Дона, с загоревшим носом и только». ГЛМ

Кураторы

Кураторы выставки: Анна Бруссер, Эрнест Орлов.

Художник выставки: Евгения Ионова.

Отдел медиакоммуникаций
Государственного музея
истории российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)
8.04.2025

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля

Дом-музей А.П. Чехова

Москва, Садовая-Кудринская ул., 6, стр. 2

15 апреля – 30 июня 2025

Купить билет в музей Даля

_________________

 Обсуждение в Телеграм >>>