С Виктором Чижиковым (1935-2020) мы встретились в 2019 году. Записали интервью, сделали большую фотосессию, договорились о новой встрече, о знакомстве с художниками — его друзьями. Судьба распорядилась так, что из намеченного ничего не вышло… Остались только планы и воспоминания. И без Виктора Александровича прошёл год.
Сегодня 22 июля в Москве в галерее «Открытый клуб» на Спиридоновке открылась выставка работ Виктора Александровича Чижикова. Нас пригласили на открытие, и мы, бросив все дела, поспешили. И сейчас, с ответственностью, теперь уже мы приглашаем вас успеть посмотреть представленные работы. Если пойдёте семьёй, с детьми — ещё не факт, кто будет больше рад увидеть знакомые авторские рисунки. Как обычно, для тех кто не имеет возможности сходить лично — мы подготовили серию фотографий работ Виктора Чижикова.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2019/02/chizikov-46.jpg)
Мы много пишем о художниках, о музеях, о событиях. А Виктор Александрович — это событие. Его работы — это радость и основа для тех, кто расставаясь с детством станет не просто гражданином, а человеком любящим искусство, ведь Чижиков и художники его круга — являются учителями, мастерами, а их творчество — первой ступенью в понимании иллюстрации, а в конечном счёте, живописи.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/07/chizhikov-2021.07.22-72.jpg)
Очень приятно на выставке было встретить Арину Лосину и Николая Устинова. Надеемся, что встретимся с Николаем Устиновым и сможем вас порадовать интересным интервью с этим удивительным художником.
Благодарим галерею «Открытый клуб» за помощь в подготовке этого материала.
Главный редактор SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ Алексей Сидельников
Чижиков знаменит. Чижиков — развесёлый художник. Он — «папа» всем известного олимпийского мишки. Чижиков нарисовал множество уморительных котов (есть даже целый альбом «333 кота») и, очевидно, весьма их любил.
![Виктор Александрович Чижиков (1935 — 2020). Народный художник Российской Федерации. Фото Андрея Лобанова](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2019/02/chizikov-68-1.jpg)
Всё это некие стереотипы, но опровергнуть их не получится. Чижиков действительно был очень жизнерадостным, и это отражалось в рисунках. Чижиков действительно нарисовал знаменитого мишку, и этого зверя вскоре узнал весь мир. И любил он не только котов, но и спорт, так что своеобразное участие в олимпиаде было предопределено.
Но если возникнет желание поговорить о чуть более специальных вещах (у нас оно есть), подробнее исследовать некоторые стороны биографии (в нашем случае — творческой), стоит внимательнее сосредоточиться на происхождении этих рисунков. В целом и тут ничего неожиданного, всё снова связано с весёлостью. Но будет и некоторое особое преломление. Родители Чижикова работали архитекторами, но сам он произошёл, конечно, из карикатуры.
За годы чижиковский стиль и его восприятие переменились, этот стиль приобрёл известную автономность. Однако некоторые работы на выставке настойчиво обозначают: перед вами карикатура — не злая, но очень смешная. Кроме того, Чижикова когда-то «благословили» самые знаменитые советские карикатуристы.
Его друг Владимир Перцов вспоминал (тоже не без оттенков карикатурности), как это было: «Кукрыниксы дружно осудили его безликую подражательность, слепое копирование, и уже помогали огорчённому Вите собирать его рисунки, как увидели какой-то скромный, сделанный по памяти набросочек. Какая-то сцена на улице. Кукрыниксы сразу переменили отношение к Чижикову. И посоветовали ему поступить в Полиграфический институт на художественное отделение. Витя так и сделал».
По воспоминаниям самого Чижикова, этим «набросочком» были его шаржи на одноклассников. Замечательно, что спустя годы художник, по словам Николая Устинова, «изготовил целую серию портретов своих товарищей» — тоже шаржей.
- Николай Александрович Устинов — художник-иллюстратор, пейзажист, народный художник РФ
В карикатуре тогда начинали многие, иногда те, в ком через годы ничего «карикатурного» уже не оставалось (например, тот же Устинов). У Чижикова осталось очень многое, причём не только в рисунках, но и на уровне «идейном». В своих воспоминаниях он говорит о других классиках жанра — о Брониславе Малаховском или Константине Ротове. Рисунки первого, по собственным словам Чижикова, на него серьёзно повлияли, второй же возникает просто как герой занятных рассказов.
Казалось бы, что Чижиков мог взять у Малаховского? Простое их сравнение показывает, насколько разными могут быть карикатуристы. И всё же, если посмотреть на ранние работы Виктора Александровича, их можно едва ли не перепутать с рисунками предшественника. Да и цикл, посвящённый девочке Маше и кукле Наташе, пусть и сделан в уже самостоятельной манере, но, кажется, неявно вдохновлён комиксами Малаховского, созданными для журнала «Чиж».
В истории послевоенной иллюстрации Чижиков — самая масштабная фигура, объединяющая в чём-то близкие, но всё же очень разные миры: карикатуру и картинки для детей. Его творчество — самое наглядное свидетельство, как эти рисовальные жанры могли перекликаться, сближаться, как один мог влиять на другой. Любопытно, что воспоминания, рассказы Чижикова — а он был неутомимым повествователем — тоже подобны карикатурам, всегда смешным и доброжелательным.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2019/02/chizikov-56.jpg)
Повествователем, почти что беллетристом, он был и в рисунках: «Мне лишь бы книжка была посмешней, а в ней побольше драк, авантюр, стремительнее сюжет, чтобы все куда-нибудь неслись по какому-нибудь делу. Мне важна динамика…» Все эти умения — рассказчика, детского художника и карикатуриста — воплотились в цикле «Великие за партами», подробно представленном на выставке. Каждый рисунок — законченная забавная история, микросюжет, показывающий историческую знаменитость в необычных «школьных» обстоятельствах.
Вероятно, умение рассказывать — это и причина самостоятельности Чижикова. Можно и важно размышлять о рождении его творчества из карикатуры, но всё же целиком в карикатуру и её соединение с детской иллюстрацией художник не умещается. Он всегда автор собственных нарисованных комментариев или историй, дополняющий, переосмысляющий иллюстрируемый текст. Он выработал и собственный, повторимся, достаточно автономный стиль, столь характерный, что для многих поколений эти рисунки — в первую очередь рисунки Чижикова, а уже потом иллюстрации или карикатуры.
В самом начале мы говорили, что с именем художника связаны определённые стереотипы, опровергнуть их не получится. Для размышления мы выбрали не так часто обсуждаемый, но тоже достаточно очевидный мотив — связь этого творчества с карикатурой. Если обдумать другие сюжеты, например кошачьи и медвежий, вспомнятся новые имена и подробности, появится новый объём понимания и чижиковских рисунков, и времени в целом.
Чижиков стал настолько привычным, что ничего невероятного в его творчестве как будто и нет, от художника всегда получаешь обещанное. Однако в первую очередь это заряд остроумия и жизнелюбия, что очень и очень много. А всмотревшись в рисунки и вслушавшись в истории, непременно узнаешь ещё что-нибудь.
Кирилл Захаров (для Галереи "Открытый клуб")
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/07/chizhikov-2021.07.22-56.jpg)
Автор Олимпийского Мишки (Виктор Чижиков)
Галерея «Открытый клуб»
Москва, ул. Спиридоновка, д.9/2, тел.: +7 [495] 697 33 97,
Вернисаж 22 июля в 19:00.
Выставка будет работать с 23 июля по 3 августа 2021 г., ежедневно с 16:00 до 22:00,
среда — выходной
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/07/chizhikov-2021.07.22-74.jpg)
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/07/chizhikov-2021.07.22-73.jpg)
__________________