Журнальная иллюстрация. Виктор Чижиков

in Искусство/Музей/Новости 6081 views

С Виктором Чижиковым (1935-2020) мы встретились в 2019 году. Записа­ли ин­тервью, сде­­ла­­ли боль­шую фо­то­сес­сию, до­го­во­ри­лись о но­вой встре­че, о зна­комст­ве с ху­дожниками — его друзья­ми. Судь­ба рас­поря­дилась так, что из на­ме­ченного ничего не вышло… Остались только планы и воспо­минания. И без Виктора Александровича прошёл год.

Сегодня 22 июля в Москве в галерее «Открытый клуб» на Спиридоновке открылась выставка работ Виктора Александровича Чижикова. Нас пригласили на открытие, и мы, бросив все дела, поспешили. И сейчас, с ответственностью, теперь уже мы приглашаем вас успеть посмотреть представленные работы. Если пойдёте семьёй, с детьми — ещё не факт, кто будет больше рад увидеть знакомые авторские рисунки. Как обычно, для тех кто не имеет воз­можности сходить лично — мы подготовили серию фотографий работ Виктора Чижикова.

Виктор Александрович Чижиков (1935-2020). Фото Андрея Лобанова

Мы много пишем о художниках, о музеях, о событиях. А Виктор Александрович — это событие. Его работы — это радость и основа для тех, кто рас­ставаясь с детством станет не просто гражданином, а человеком любящим искусство, ведь Чижи­ков и художники его круга — являют­ся учителями, мастерами, а их твор­чество — первой ступенью в понимании ил­люстрации, а в конечном счёте, живописи.

Чижиков Виктор Александрович. Иллюстрация для журнала «Крокодил». 1971, бумага, акварель, тушь

Очень приятно на выставке было встретить Арину Лосину и Николая Устинова. Надеем­ся, что встре­тимся с Николаем Устиновым и сможем вас порадовать интересным интервью с этим удивительным художником.

Благодарим галерею «Открытый клуб» за помощь в подготовке этого материала.

Главный редактор SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ
Алексей Сидельников

Чижиков знаменит. Чижиков — развесёлый художник. Он — «папа» всем известного олимпийского мишки. Чижиков нарисовал множество уморительных котов (есть даже целый альбом «333 кота») и, очевидно, весьма их любил.

Виктор Александрович Чижиков (1935-2020). Фото Андрея Лобанова

Всё это некие стереотипы, но опровергнуть их не получится. Чижиков действительно был очень жизнерадостным, и это отражалось в рисунках. Чижиков действительно нарисовал знаменитого мишку, и этого зверя вскоре узнал весь мир. И любил он не только котов, но и спорт, так что своеобразное участие в олимпиаде было предопределено.

Но если возникнет желание поговорить о чуть более специальных вещах (у нас оно есть), подробнее исследовать некоторые стороны биографии (в нашем случае — творческой), стоит внимательнее сосредоточиться на происхождении этих рисунков. В целом и тут ничего неожиданного, всё снова связано с весёлостью. Но будет и некоторое особое преломление. Родители Чижикова работали архитекторами, но сам он произошёл, конечно, из карикатуры.

За годы чижиковский стиль и его восприятие переменились, этот стиль приобрёл известную автономность. Однако некоторые работы на выставке настойчиво обозначают: перед вами карикатура — не злая, но очень смешная. Кроме того, Чижикова когда-то «благословили» самые знаменитые советские карикатуристы.

Его друг Владимир Перцов вспоминал (тоже не без оттенков кари­катурности), как это было: «Кукрыниксы дружно осудили его безликую подражательность, слепое копирование, и уже помогали огорчённому Вите собирать его рисунки, как увидели какой-то скромный, сделанный по памяти набро­сочек. Какая-то сцена на улице. Кукрыниксы сразу переменили отношение к Чижикову. И посоветовали ему поступить в Полиграфический институт на художественное отделение. Витя так и сделал».

По воспоминаниям самого Чижикова, этим «набро­сочком» были его шаржи на одноклассников. Замечательно, что спустя годы художник, по словам Николая Устинова, «изготовил целую серию портретов своих товарищей» — тоже шаржей.

В карикатуре тогда начинали многие, иногда те, в ком через годы ничего «карикатурного» уже не оставалось (например, тот же Устинов). У Чижикова осталось очень многое, причём не только в рисунках, но и на уровне «идейном». В своих воспоминаниях он говорит о других классиках жанра — о Брониславе Малаховском или Константине Ротове. Рисунки первого, по собственным словам Чижикова, на него серьёзно повлияли, второй же возникает просто как герой занятных рассказов.

Казалось бы, что Чижиков мог взять у Малаховского? Простое их сравнение показывает, насколько разными могут быть карикатуристы. И всё же, если посмотреть на ранние работы Виктора Александровича, их можно едва ли не перепутать с рисунками предшественника. Да и цикл, посвящённый девочке Маше и кукле Наташе, пусть и сделан в уже самостоятельной манере, но, кажется, неявно вдохновлён комиксами Малаховского, созданными для журнала «Чиж».

В истории послевоенной иллюстрации Чижиков — самая масштабная фигура, объединяющая в чём-то близкие, но всё же очень разные миры: карикатуру и картинки для детей. Его творчество — самое наглядное свидетельство, как эти рисовальные жанры могли перекликаться, сближаться, как один мог влиять на другой. Любопытно, что воспоминания, рассказы Чижикова — а он был неутомимым повествователем — тоже подобны карикатурам, всегда смешным и доброжелательным.

Виктор Александрович Чижиков (1935-2020). Фото Андрея Лобанова

Повествователем, почти что беллетристом, он был и в рисунках: «Мне лишь бы книжка была посмешней, а в ней побольше драк, авантюр, стремительнее сюжет, чтобы все куда-нибудь неслись по какому-нибудь делу. Мне важна динамика…» Все эти умения — рассказчика, детского художника и карикатуриста — воплотились в цикле «Великие за партами», подробно представленном на выставке. Каждый рисунок — законченная забавная история, микросюжет, показывающий историческую знаменитость в необычных «школьных» обстоятельствах.

Вероятно, умение рассказывать — это и причина самостоятельности Чижикова. Можно и важно размышлять о рождении его творчества из карикатуры, но всё же целиком в карикатуру и её соединение с детской иллюстрацией художник не умещается. Он всегда автор собственных нарисованных комментариев или историй, дополняющий, переосмысляющий иллюстрируемый текст. Он выработал и собственный, повторимся, достаточно автономный стиль, столь характерный, что для многих поколений эти рисунки — в первую очередь рисунки Чижикова, а уже потом иллюстрации или карикатуры.

В самом начале мы говорили, что с именем художника связаны определённые стереотипы, опровергнуть их не получится. Для размышления мы выбрали не так часто обсуждаемый, но тоже достаточно очевидный мотив — связь этого творчества с карикатурой. Если обдумать другие сюжеты, например кошачьи и медвежий, вспомнятся новые имена и подробности, появится новый объём понимания и чижиковских рисунков, и времени в целом.

Чижиков стал настолько привычным, что ничего невероятного в его творчестве как будто и нет, от художника всегда получаешь обещанное. Однако в первую очередь это заряд остроумия и жизне­любия, что очень и очень много. А всмотревшись в рисунки и вслушавшись в истории, непременно узнаешь ещё что-нибудь.

Кирилл Захаров
(для Галереи "Открытый клуб")
Кирилл Захаров

Виктор Чижиков. Интервью

Автор Олимпийского Мишки (Виктор Чижиков)

Галерея «Открытый клуб»

Москва, ул. Спиридоновка, д.9/2, тел.: +7 [495] 697 33 97,

Вернисаж 22 июля в 19:00.

Выставка будет работать с 23 июля по 3 августа 2021 г., ежедневно с 16:00 до 22:00,

среда — выходной

Журнальная иллюстрация. Виктор Чижиков. Открытый клуб

Журнальная иллюстрация. Виктор Чижиков. Открытый клуб

Виктор Чижиков. Интервью

Автор Олимпийского Мишки

Николай Устинов. Было интересно!

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Обсудить материал на facebook >>>

Рекомендуем

Юрий Пименов

Третьяковская галерея 7-го сен­тяб­ря пред­ста­ви­ла вы­став­ку ра­бот Юрия Пиме­нова (13 (26) нояб­ря 1903 — 6 сентября 1977).

Способ и образ

Долгий путь от картины к фотографии для получения возможности мас­сово­го порт­ре­та для
Перейти К началу страницы