С Виктором Чижиковым (1935-2020) мы встретились в 2019 году. Записали интервью, сделали большую фотосессию, договорились о новой встрече, о знакомстве с художниками — его друзьями. Судьба распорядилась так, что из намеченного ничего не вышло… Остались только планы и воспоминания. И без Виктора Александровича прошёл год.
Сегодня 22 июля в Москве в галерее «Открытый клуб» на Спиридоновке открылась выставка работ Виктора Александровича Чижикова. Нас пригласили на открытие, и мы, бросив все дела, поспешили. И сейчас, с ответственностью, теперь уже мы приглашаем вас успеть посмотреть представленные работы. Если пойдёте семьёй, с детьми — ещё не факт, кто будет больше рад увидеть знакомые авторские рисунки. Как обычно, для тех кто не имеет возможности сходить лично — мы подготовили серию фотографий работ Виктора Чижикова.
Мы много пишем о художниках, о музеях, о событиях. А Виктор Александрович — это событие. Его работы — это радость и основа для тех, кто расставаясь с детством станет не просто гражданином, а человеком любящим искусство, ведь Чижиков и художники его круга — являются учителями, мастерами, а их творчество — первой ступенью в понимании иллюстрации, а в конечном счёте, живописи.
Очень приятно на выставке было встретить Арину Лосину и Николая Устинова. Надеемся, что встретимся с Николаем Устиновым и сможем вас порадовать интересным интервью с этим удивительным художником.
Благодарим галерею «Открытый клуб» за помощь в подготовке этого материала.
Главный редактор SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ Алексей Сидельников
Чижиков знаменит. Чижиков — развесёлый художник. Он — «папа» всем известного олимпийского мишки. Чижиков нарисовал множество уморительных котов (есть даже целый альбом «333 кота») и, очевидно, весьма их любил.
Всё это некие стереотипы, но опровергнуть их не получится. Чижиков действительно был очень жизнерадостным, и это отражалось в рисунках. Чижиков действительно нарисовал знаменитого мишку, и этого зверя вскоре узнал весь мир. И любил он не только котов, но и спорт, так что своеобразное участие в олимпиаде было предопределено.
Но если возникнет желание поговорить о чуть более специальных вещах (у нас оно есть), подробнее исследовать некоторые стороны биографии (в нашем случае — творческой), стоит внимательнее сосредоточиться на происхождении этих рисунков. В целом и тут ничего неожиданного, всё снова связано с весёлостью. Но будет и некоторое особое преломление. Родители Чижикова работали архитекторами, но сам он произошёл, конечно, из карикатуры.
За годы чижиковский стиль и его восприятие переменились, этот стиль приобрёл известную автономность. Однако некоторые работы на выставке настойчиво обозначают: перед вами карикатура — не злая, но очень смешная. Кроме того, Чижикова когда-то «благословили» самые знаменитые советские карикатуристы.
Его друг Владимир Перцов вспоминал (тоже не без оттенков карикатурности), как это было: «Кукрыниксы дружно осудили его безликую подражательность, слепое копирование, и уже помогали огорчённому Вите собирать его рисунки, как увидели какой-то скромный, сделанный по памяти набросочек. Какая-то сцена на улице. Кукрыниксы сразу переменили отношение к Чижикову. И посоветовали ему поступить в Полиграфический институт на художественное отделение. Витя так и сделал».
По воспоминаниям самого Чижикова, этим «набросочком» были его шаржи на одноклассников. Замечательно, что спустя годы художник, по словам Николая Устинова, «изготовил целую серию портретов своих товарищей» — тоже шаржей.
- Николай Александрович Устинов — художник-иллюстратор, пейзажист, народный художник РФ
В карикатуре тогда начинали многие, иногда те, в ком через годы ничего «карикатурного» уже не оставалось (например, тот же Устинов). У Чижикова осталось очень многое, причём не только в рисунках, но и на уровне «идейном». В своих воспоминаниях он говорит о других классиках жанра — о Брониславе Малаховском или Константине Ротове. Рисунки первого, по собственным словам Чижикова, на него серьёзно повлияли, второй же возникает просто как герой занятных рассказов.
Казалось бы, что Чижиков мог взять у Малаховского? Простое их сравнение показывает, насколько разными могут быть карикатуристы. И всё же, если посмотреть на ранние работы Виктора Александровича, их можно едва ли не перепутать с рисунками предшественника. Да и цикл, посвящённый девочке Маше и кукле Наташе, пусть и сделан в уже самостоятельной манере, но, кажется, неявно вдохновлён комиксами Малаховского, созданными для журнала «Чиж».
В истории послевоенной иллюстрации Чижиков — самая масштабная фигура, объединяющая в чём-то близкие, но всё же очень разные миры: карикатуру и картинки для детей. Его творчество — самое наглядное свидетельство, как эти рисовальные жанры могли перекликаться, сближаться, как один мог влиять на другой. Любопытно, что воспоминания, рассказы Чижикова — а он был неутомимым повествователем — тоже подобны карикатурам, всегда смешным и доброжелательным.
Повествователем, почти что беллетристом, он был и в рисунках: «Мне лишь бы книжка была посмешней, а в ней побольше драк, авантюр, стремительнее сюжет, чтобы все куда-нибудь неслись по какому-нибудь делу. Мне важна динамика…» Все эти умения — рассказчика, детского художника и карикатуриста — воплотились в цикле «Великие за партами», подробно представленном на выставке. Каждый рисунок — законченная забавная история, микросюжет, показывающий историческую знаменитость в необычных «школьных» обстоятельствах.
Вероятно, умение рассказывать — это и причина самостоятельности Чижикова. Можно и важно размышлять о рождении его творчества из карикатуры, но всё же целиком в карикатуру и её соединение с детской иллюстрацией художник не умещается. Он всегда автор собственных нарисованных комментариев или историй, дополняющий, переосмысляющий иллюстрируемый текст. Он выработал и собственный, повторимся, достаточно автономный стиль, столь характерный, что для многих поколений эти рисунки — в первую очередь рисунки Чижикова, а уже потом иллюстрации или карикатуры.
В самом начале мы говорили, что с именем художника связаны определённые стереотипы, опровергнуть их не получится. Для размышления мы выбрали не так часто обсуждаемый, но тоже достаточно очевидный мотив — связь этого творчества с карикатурой. Если обдумать другие сюжеты, например кошачьи и медвежий, вспомнятся новые имена и подробности, появится новый объём понимания и чижиковских рисунков, и времени в целом.
Чижиков стал настолько привычным, что ничего невероятного в его творчестве как будто и нет, от художника всегда получаешь обещанное. Однако в первую очередь это заряд остроумия и жизнелюбия, что очень и очень много. А всмотревшись в рисунки и вслушавшись в истории, непременно узнаешь ещё что-нибудь.
Кирилл Захаров (для Галереи "Открытый клуб")
Автор Олимпийского Мишки (Виктор Чижиков)
Галерея «Открытый клуб»
Москва, ул. Спиридоновка, д.9/2, тел.: +7 [495] 697 33 97,
Вернисаж 22 июля в 19:00.
Выставка будет работать с 23 июля по 3 августа 2021 г., ежедневно с 16:00 до 22:00,
среда — выходной
__________________