Мало кто из туристов, посещающих Версальский дворец, знают, что у самого его входа (метрах в двухстах от памятника королю Людовику), располагается очень интересный Музей карет.
Музей расположен на месте конюшен, построенных в конце XVII-го века архитектором Мансаром. К сожалению, французская Революция не пощадила старые постройки. Многое было разрушено. Впрочем, та же Революция не пощадила и сами кареты. Весь королевский парк был уничтожен, разграблен или сожжен революционно настроенным народом. А то, что осталось, активно использовалось новым правительством…
Если вы подходите к главному входу во дворец, то, миновав памятник основателю Версаля – Людовику Четырнадцатому, вы упираетесь в дворцовые ворота, украшенные гербом Бурбонов – тремя золотыми лилиями. Эти ворота отделяли французского монарха от всех остальных его подданных. Только он (либо его карета) имели право проехать в эти ворота. Остальные смертные, включая дам и высших сановников страны, должны были месить грязь мостовой. Таков был придворный этикет…
К сожалению, в Музее карет сохранилось очень мало экспонатов, которые можно было бы датировать королевскими временами. Карета Людовика Четырнадцатого представлена лишь макетом. Зато, сохранились пара портшезов, в которых могли передвигаться по улицам придворные и дамы. Там же сохранились две кареты, принадлежавшие детям короля. В них запрягали пони и наследник мог репетировать свой будущий выезд.
Сохранился также целый десяток саней, что указывает на то, что в прошлые века во Франции выпадал снег. Не то, что сейчас…
Теперь обратимся к самим экспонатам. Как оказалось, большинство из них, имеют датой изготовления эпоху Наполеона. На стендах музея можно прочитать не только происхождение транспортного средства, но и весь срок его службы. А также, список важных особ, которые пользовались этими каретами в самые разные годы.
10
Экспонат номер один, это, конечно же, коронационная карета короля Карла Десятого.
На самом деле, её хотел использовать ещё его предшественник — Людовик Восемнадцатый. Но, изготовление и украшение, заняли пять лет. Так что воспользоваться ею смог только его брат и новый правитель Франции — Карл Десятый.
Впрочем, пользоваться такой каретой в повседневной жизни, было невозможно. Дело в том, что как и любое нормальное средство передвижения, карета имела определённые характеристики.
Длина: 6,7 м; высота: 4,48 м; ширина: 2,6 метра. И вес — 4 тонны. Над каретой трудилось двенадцать мастеров-специалистов, не считая подмастерьев. Каждый специалист отвечал за свой участок работ. Как то: ходовая часть, резьба по дереву, изготовление сидений, позолота корпуса, упряжь и так далее. Роспись наружных деревянных панелей также поручали известным мастерам. Причем, эти панели часто меняли.
11
В карету запрягали от шести до восьми лошадей. Двигаться быстро она не могла. Максимальная скорость была три километра в час. Так что, при таких габаритах, её действительно можно было использовать лишь в торжественных случаях.
В следующий раз, восстановленную карету использовали уже в 1853 году во время бракосочетания императора французов Наполеона Третьего с испанской графиней Евгенией Монтихо. А потом и во время крещения наследника трона в 1856 году. Вот почему, карета украшена вензелями с буквой «N» на крыше и в других местах.
Рассматривать историю всех экспонатов мы не будем. Можно сказать, что все они довольно долго служили Франции и использовались в различных церемониях. Интересный факт: в 1896 году, Президент Франции предоставил свою личную карету российскому императору Николаю Второму, прибывшему с визитом.
Кстати, каретам, как кораблям, иногда, даже давали имена собственные. Например, кареты «Аметист» и «Бриллиант» участвовала в коронации Наполеона Первого (1810) и Наполеона Третьего (1853).
Хотелось бы представить ещё одну карету. Это катафалк. Она была изготовлена в 1809 году, специально для похоронных процессий Империи. В те годы погибало немало, действительно великих полководцев. И для их торжественных проводов в последний путь, потребовалась вот такая роскошная карета.
Первым её «пассажиром», в том же году, стал знаменитый маршал Ланн, герцог де Монтебелло, получивший смертельное ранение в битве при Эсслинге.
Далее, карета использовалась в течение целых 90 лет. Она видела племянника короля — герцога де Берри, убитого стамеской; и самого короля Людовика Восемнадцатого; и Людовика Шестого — последнего принца Кондэ; маршала Мортье; принца Жерома Бонапарта; Президентов французской республики Карно и Фора.
Посещение Музея карет займёт у вас не более получаса. Он расположен буквально рядом, через дорогу от памятника Людовику Четырнадцатому. К сожалению, фотографии не могут передать всё величие и качественное исполнение этих карет. Точнее – произведений искусства от самых лучших каретных мастеров прошлого…
Олег Плужников (cambronne7) Фотографии автора
Олег Плужников: Наполеоника в Европейском коллекционном фарфоре
__________________