А море ждёт нас

А море ждёт нас

in Новости музеев 48 views

Яро­слав­ский ху­до­жест­вен­ный музей впер­вые так пол­но пред­ставляет часть своего собра­ния рус­ской жи­во­писи, по­свящён­ной видам мо­ря и по­бережья. Вы­ставка состоит из двух разделов: произ­ведения худож­ни­ков-ма­ри­нис­тов, для творчества которых работы с морской тема­тикой были ос­новными, и картины живописцев, обращавшихся к этому жанру эпизодически.

А море ждёт нас.
Живопись из собрания Ярославского художественного музея

Морской пейзаж в русском искусстве получил развитие довольно поздно: с начала XIX века. Первым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Родившийся в Феодосии, влюбленный в море художник посвятил морской стихии практически все свои произведения. Айвазовский писал море штормовое и тихое, освещённое солнцем и луной. Обладая исключительной зрительной памятью, художник передавал даже особенности цвета разных морей. На выставке экспонируются четыре марины Айвазовского, написанных во второй половине творческого пути мастера.

Обаяние романтической возвы­шен­ности работ Айва­зовского оказало влияние на совре­мен­ни­ков-ма­ринис­тов. Так, Лев Феликсович Лагорио в ранних работах, безусловно, подражал земляку Айва­зовскому (оба художника роди­лись в Феодосии), но уже с 1870-х годов нашёл собст­венный узна­ваемый почерк мариниста. Он более реалистичен, часто писал сюжеты, отражаю­щие быт жителей побережья. Лагорио был влюблён в Чёрное море, крымский берег стал главным героем его картин.

Боголюбов А.П. Марина. 1870-1880-е. ЯХМ
Боголюбов А.П. Марина. 1870-1880-е. ЯХМ

Не избежал влияния Айвазовского и Алексей Петрович Боголюбов. Романтические мотивы особенно характерны для раннего его творчества. Будучи кадровым морским офицером, Боголюбов вслед за Айвазовским был назначен художником Главного морского штаба. По заказам морского ведомства писал картины, посвященные важным событиям в жизни российского флота. Ученик Боголюбова Александр Карлович Беггров, морской офицер, продолжил дело учителя. В 1870-80-е годы он служил художником морского ведомства. На этом посту его сменил окончивший Академию художеств, в прошлом кадровый офицер, Николай Николаевич Гриценко. В главном штабе ценили художников-моряков, так как они прекрасно разбирались в конструкциях кораблей и запечатлевали их с максимальной точностью. На выставке представлены морские пейзажи в исполнении Боголюбова, Беггрова, Гриценко, их картины с видами морских сражений и «портреты» кораблей в настоящее время большей частью находятся в собрании Центрального военно-морского музея.

  • Гриценко Н.Н. Корабль Entreprenante в Тулоне. 1893. ЯХМ
  • Крачковский И.Е. Берег моря. Скала. Парус в Крыму. 1908. ЯХМ

Маринистами по праву считают Руфина Гавриловича Судковского и Николая Евлампиевича Бубликова. Судковский родился в Очакове, и значительная часть его произведений посвящена черноморскому побережью в районе Одессы. Морские панорамные виды Николая Бубликова принесли художнику известность ещё в начале XX века. После 1917 года  Бубликов стал одним из первых «летописцев» боевой деятельности советского военно-морского флота.

Изображение морской стихии привлекало не только художников-маринистов. Задача передать бесконечную игру волн, постоянно меняющееся освещение и бег облаков над морем всегда была настоящим вызовом для любого художника. Для многих живописцев создание морских пейзажей было следствием путешествий на побережье (Р.А. Берггольц, П.П. Верещагин, С.А. Малютин, К.Я. Крыжицкий, И.Е. Крачковский, С.А. Виноградов и другие) или жизни в прибрежных городах (Г.С. Головков, Б.А. Фогель). Ряд художников создание марин воспринимали как важную, но не преобладающую часть творчества (А.И. Мещерский, Н.Н. Дубовской, А.И. Чирков).

Айвазовский И.К. Неаполитанский залив. 1878. ЯХМ
Айвазовский И.К. Неаполитанский залив. 1878. ЯХМ

Произведения, представленные на выставке, дают возможность проследить столетнюю эволюцию жанра морского пейзажа: изменения в выборе сюжетов и  колорита, привнесение импрессионистических живописных приемов, множественность образов эмоционального наполнения картин.

Тридцать шесть работ семнадцати художников помогут нам перенестись на морское побережье, услышать шум волн, почувствовать свежесть морского простора.

Ярославский художественный музей
15.12.2025

Благодарим Марину Полывяную за помощь в подготовке материала.



Ярославский художественный музей. Логотип

Ярослав­ский ху­до­же­ствен­ный музей — цент­­­раль­ный ху­до­­­же­ст­вен­­ный му­зей Яро­слав­ской области. Коллекция представляет 9 веков русского, европейского и восточного искусства XIII–XX веков. Музей хранит произведения древ­нерусской живописи, среди которых древнейший памятник собрания – икона «Спас Вседержитель» XIII века, уникаль­ные произ­ведения иконописи ярославской школы, в том числе подписные иконы мастеров XVII века. В коллекции живописи представлены полотна Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова, Ивана Крамского, Василия Перова, Ильи Репина, ярославский купеческий и дворянский портрет начала XIX. Пред­ставительно собрание пейзажной живописи – Иван Айва­зовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Исаак Левитан. Ярко пред­ставлены мастера «Мира искусства», «Бубнового валета» и русского авангарда. Коллекции графики, скульптуры, деко­ратив­но-при­клад­ного искусства, нумизматики представляют работы мастеров XVI–XXI веков. Музей известен активной выставочной политикой, является организатором интересных экспозиций из собственного собрания с участием региональных музеев и частных коллекций, а также инициирует показы шедевров из крупных федеральных музеев, сопровождая их концертами классической и современной музыки.

Ярославский художественный музей

Ярославль, Волжская набережная, 23

19 декабря 2025 г. — 29 марта 2026 г.

Купить билет в Ярославский художественный музей

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Кабинет Бианки

Кабинет Виталия Бианки

Госу­дар­ствен­ный литера­тур­ный музей «XX век» стал эксклю­зив­ным обла­да­телем кол­лекции мемо­риаль­ных пред­метов, свя­занных
Перейти К началу страницы