В Дни Эрмитажа 9 декабря 2025 года в Николаевском зале Зимнего дворца (№191) начинает работу масштабная выставка «Искусство портрета. Личность и эпоха», посвящённая всемирной истории портрета.
Свыше 750 произведений объединены в единую историю, охватывающую четыре тысячи лет – от XX века до н. э. до XXI века нашей эры. Впервые зрителю предлагается столь широкий взгляд на развитие портретного жанра: от его древнейших форм до новейших художественных решений. Это возможность увидеть всю мировую культуру как пространство общения, где каждое изображение человека – это и документ, и символ, и отражение эпохи.

«Только энциклопедический музей масштаба Эрмитажа может создать такую выставку, представляющую через портрет всё мировое искусство и почти всю историю человечества.
Блестящие шедевры рассказывают множество историй о том почему и как преодолевался внутренний психологический запрет на создание двойника, воспроизведение или похищение образа и души человека, чем портрет отличается от ритуального религиозного образа.
Выставка готовит нас к следующей интриге – как отличать портрет от аватара и ″дипфейка″ и надо ли их различать. Классического типа выставка, на самом деле, жгуче актуальна», – отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
В одном выставочном пространстве встречаются произведения, которые сами по себе уже являются символами своих эпох: древнеегипетская статуя фараона Аменемхета III, бюст римского императора Филиппа Араба, знаменитая камея Гонзага, представляющая царственную пару династии Птолемеев, живописное изображение жены китайского сановника, портрет Фатх Али-шаха, медали Ренессанса, произведения западноевропейских и русских художников: Пьетро Перуджино, Лукаса Кранаха Старшего, Амброзиуса Гольбейна, Антониса Ван Дейка, Рембрандта Харменса ван Рейна, Диего Веласкеса, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Николая Ге, Ивана Крамского, Валентина Серова, скульптуры Жана-Антуана Гудона и Бориса Орловского.
Современный взгляд на жанр отражают работы известных мастеров XX – начала XXI века –художников Фрэнсиса Бэкона, Владислава Мамышева-Монро, Энди Уорхола, Билла Виолы, легендарных фотографов Анни Лейбовиц и Стива Маккари.
Перед зрителем предстаёт галерея ярких портретных образов, в которой соседствуют Клеопатра VII и королева Елизавета II, иконописные лики и таштыкские посмертные маски, золотая маска Рескупорида и портрет миссионера Риччи. Рождённые разными эпохами и культурами, они иллюстрируют эволюцию жанра. Впервые в таком масштабе показаны вместе шедевры древности и современности, Запада и Востока, Европы и Азии, что позволяет увидеть сходства и различия в изображении людей разных цивилизаций, культур и эпох.
Выставка даёт беспрецедентную возможность увидеть мир во всём его многообразии сквозь призму человеческих образов. В её составе лучшие образцы искусства портрета, как хорошо известные широкой аудитории, так и экспонируемые впервые.
Экспозиция подготовлена Государственным Эрмитажем при участии АНО «Творческого сообщества МИРА», Фонда V-A-C, частных коллекций Дениса Химиляйне, Сергея Лимонова и Антона Козлова.

Куратор
Куратор выставки: Анна Алексеевна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира, кандидат искусствоведения.
Готовится к изданию иллюстрированный научный каталог выставки «Искусство портрета. Личность и эпоха». Авторы статей: В.А. Абинякин, Н.Ю. Аветян, А.Т. Адамова, А.О. Большаков, Ю.Ю. Гудыменко, В.В. Гурулева, М.М. Дандамаева, Н.Б. Дёмина, Е.А. Кувшинова, А.Н. Николаев, С.В. Панкова, К.Ф. Самосюк, Т.И. Слепова, А.А. Трофимова, Е.Н. Ходза, К.В. Чугунов, Л.И. Шатилова, М.В. Шульц, Е.А. Яровая.
Посетить выставку можно по входному билету в Главный музейный комплекс до 29 марта 2026 года.
Подробнее о выставке
Портрет появляется в глубокой древности и отвечает естественной потребности человека запечатлеть себя и тем преодолеть быстротечность жизни. Его история насчитывает более 7000 лет.
Выставка предлагает зрителю пройти долгий и сложный путь длиной в 4000 лет, чтобы увидеть, как через искусство портрета раскрывается сама суть человеческой истории.

Все ключевые понятия портретного жанра – индивидуальность, внутренний мир, реализм, сходство с моделью – имеют глубокие различия в разных культурах. Каждая эпоха порождала свою «историческую форму» портрета. Неизменным оставалось главное – изображение человека. Поэтому в произведениях этого жанра находят выражение ключевые вопросы его бытия: место в обществе и мире, роль в истории и в настоящем, представления о прекрасном и безобразном, отношение к божественному и героическому.
Релиз подготовлен по материалам куратора выставки А.А. Трофимовой На выставке портрет предстаёт не просто жанром, а «образом времени», который отражает не только личность, но и эмоции и индивидуальные особенности портретируемых, традиции и обычаи разных народов, исторический контекст и настроение своей эпохи.
Экспозиция охватывает пять разделов: Древний Восток, Античность, Средние века, искусство Возрождения, Новое и Новейшее время. Художественные произведения представляют три культурно-исторических ареала: страны Востока и Азии, страны Запада и Россия. В пределах каждого раздела произведения разных стран экспонируются вместе. Такой подход даёт возможность увидеть ведущие формы портрета, понять, что меняется, а что остается неизменным в этом жанре, чём отличается видение человека разных стран и эпох.
Почему появился портрет и какое место этот жанр занимал в жизни общества и человека? Ответы на эти вопросы дают первые разделы выставки: «Портрет и бессмертие», «Формулы власти» и «История эмоций», представленные в Аванзале.
Выставка показывает, как многообразны были пути удивительного жанра портрета. Вера в продолжение жизни человека, то есть сохранение его индивидуальности в загробном мире, была присуща людям на самых ранних этапах цивилизации. В Египте портрет был не просто изображением – он был магическим двойником, предназначенным для переселения и вечной жизни души, гарантом бессмертия (часть статуи фараона, статуи Аменемхета III и Клеопатры VII). В Древнем Риме портрет становится документом, удивительно точным свидетельством индивидуальности. Поэтому эти портреты-бюсты называют «скульптурными фотографиями», настолько правдоподобно они передают облик древних римлян (Филипп Араб, Люций Вер). Принципиальным отличием портрета Древней Греции от произведений последующих веков являлось то, что в его основе находился тип. Изображение философа сложно перепутать со статуей правителя, атлета легко отличить от оратора. Образы выдающихся деятелей Греции и Рима стали частью европейской цивилизации, с эпохи Возрождения и до наших дней они воспринимались как символы достижений человечества в духовной, интеллектуальной и политической сфере, как олицетворения доблестей или пороков.
В эпоху Средних веков изображение человека наполнилось религиозным смыслом, формы утратили телесность. Единый стиль христианского искусства распространился на территории Византийской империи. В отличие от римского портрета, византийский утрачивает индивидуальные характеристики изображённого лица. Средневековый мир растворяет личность в религиозной символике, в то время как Восток – Иран, Китай, Япония – сохраняет автономность портрета и развивает его по своим собственным канонам.
Долгое время бытовало мнение, что портрет – по преимуществу феномен европейской культуры. Сейчас очевидно: в искусстве Ирана, Японии и Китая портрет не просто существовал, но был самостоятельным и важным жанром, и в силу исторических обстоятельств на некоторых этапах (например, в период раннего средневековья) был более оригинален, чем западноевропейский (портреты стоящего Фатх-Али-шаха, чернобородого мужчины (Мухаммад-Шаха?), китайского миссионера Риччи, сановника, знатной дамы, женщины-донатора, буддийского наставника, актёра Накамура Фукусукэ I, борца сумо Хидэнояма Райгоро и др.)
Блестящий расцвет портретного жанра на севере и юге Европы приходится на XIV–XVI столетия, эпоху Возрождения (Пьетро Перуджино, Амброзиус Гольбейн, Джованни Морони, Лукас Кранах) Европейское Возрождение вновь ставит в центр человека и создаёт классическую форму станкового портрета. Если в древности и средневековье портрет преобладал в скульптуре, Релиз подготовлен по материалам куратора выставки А.А. Трофимовой то начиная с эпохи Возрождения гегемония переходит к живописи. Со времён античной эпохи портрет продолжает существовать также в глиптике, медальерном искусстве и на монетах, а в новое время – во всех видах графики.
XVII век – становится столетием великих портретистов, временем художественного переосмысления понятия «реализма» и новых открытий в искусстве. Эпоха раскрывает невероятную широту жанра – от парадных и репрезентативных образов до камерных, психологических портретов. Одновременно в Европе выделяются национальные школы портрета. Произведения этого периода дают непревзойдённые образцы глубокого постижения человеческой личности. На выставке представлены вместе произведения, созданные гениями портретного жанра – Рембрандтом, Веласкесом и Рубенсом.
В начале XVIII века наиболее востребованным стал парадный портрет, предназначенный для того, чтобы подчеркнуть, сословный идеал, к которому стремились модель и заказчик.

Русская портретная школа XVIII столетия следовала за европейскими стилями, и на первом этапе её становления большую роль сыграли иностранные мастера – Э.Л. Виже-Лебрен («Портрет баронессы Анны Гранвиль в виде Гебы»), П.щА. Ротари («Портрет графини Анны Михайловны Воронцовой»), Й.Б. Лампи. Век Просвещения в России был запечатлен в живописных портретах и скульптурных бюстах императрицы Екатерины II, членов императорской семьи Романовых и русских аристократов – А.Б. Куракина, Г.А. Потемкина, Воронцовых, Строгановых. Со временем стали все больше проявляться особенности русской национальной школы – задушевность и лиризм, эмоциональная глубина, внимание к внутреннему миру («Портрет Герцена» Н. Ге).
Разнообразие течений и творческих концепций – характерная черта искусства XIX–XX веков. Романтизм, классицизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм – эти направления последовательно сменяли друг друга, а иногда существовали параллельно. Уступая портрету XVII – первой половины XIX века в широте охвата жизненных явлений и многоплановости образных характеристик, портретная живопись второй половины XIX столетия вносит весьма существенный вклад в сокровищницу мирового портретного искусства. Личность человека представала целостной и неделимой, она была интересна во всех проявлениях: высоких и низменных, индивидуальных и идеальных.
В реалистических устремлениях портретистов второй половины XIX века сказались широкие общественные движения, происходившие в странах Европы и в России, а также открытия естественнонаучных, гуманитарных и точных дисциплин – психологии, физики, археологии, истории. Это было время появления фотографии и других документальных жанров, привнёсших новую стилистику и в искусство портрета.
Дальнейшее развитие жанра портрета – от критического реализма к импрессионизму, символизму и экстравагантным проявлениям кубофутуризма – показало чрезвычайную пластичность этой художественной формы и её жизнеспособность в самых разных стилистических течениях.
Релиз подготовлен по материалам куратора выставки А.А. Трофимовой.
На протяжении XX века портретный образ постепенно лишался своей ключевой характеристики – сходства с моделью. Утрата привычных критериев стала поводом для выводов о деградации и даже о полном разрушении жанра портрета. Однако сегодня вновь происходит взрыв его популярности – неслучайно наше время называют «эпохой лица». Портрет стал ведущим жанром в фотографии и кинематографе, образ человека востребован и в традиционных, и в новых формах искусства. Какими бы непривычными формами ни удивлял современный подход к художественному представлению мира до тех пор, пока художник подразумевает в своем произведении конкретного человека, существует портрет.
Пресс-служба Государственного Эрмитажа 24.11.2025 Изображения https://www.hermitagemuseum.org/
Государственный Эрмитаж
Главный музейный комплекс, Николаевский зал, №191
Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
9 декабря 2025 г. – 29 марта 2026 г.
Купить билет в Эрмитаж
__________________










